Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 14 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 14

полностью духовны. Господь

Чайтанья очень хотел даровать любовь к Богу всем. Вот

почему Кришнадас Кавирадж называет Господа Чайта-

нью садовником древа любви к Богу. Господь Чайтанья

посадил семя этого дерева, поливал его, защищал, растил,

а когда оно, наконец, выросло и дало плоды, он вкушал

их и наслаждался ими.

Одна из причин, по которой Господь Чайтанья явился

в этот мир—и об этом говорится в первой части Ади-лилы

«Чайтанья-чаритамриты»—заключалась в том, что Он

хотел распространить чистую любовь к Богу, которую

испытывают вечные жители Враджа-дхамы. Сначала

семя этой любви проросло в сердце Мадхавендры Пури,

65

Шри Чайтанья-чаритамрита

который первым проявил любовь к Богу в расе супружес-

кой любви.

Текст 8

эта чинти’ лаила прабху малакара-дхарма

навадвипе арамбхила пхалодйана-карма

Поразмыслив таким образом, он приступил к роли садов-

ника и разбил в Навадвипе сад.

Текст 9

шри-чаитанйа малакара притхивите ани’

бхакти-калпатару ропила синчи’ иччха-пани

Так Господь принес на землю древо желаний преданного

служения и стал за ним ухаживать. Он посадил семя этого

дерева и стал орошать его водой своего желания.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-

хупада часто сравнивает преданное служение с лианой.

Господь Чайтанья в Своих наставлениях Рупе Госвами

называет эту лиану бхакти-лата-биджа, а в этой главе Он

расскажет, как ее нужно поливать и как эта лиана растет,

когда преданный воспевает святые имена и слушает о

Господе. Господь также объясняет, как семя со временем

превращается в растение преданности, поднимается все

выше и выше, достигает внешних оболочек вселенной,

пересекает Вираджу, достигает Вайкунтх, потом Голоки

Вриндаваны и оказывается, наконец, у лотосных стоп

Кришны, где обретает плоды любви к Богу. Господь облек

Свою речь в метафору, чтобы нам было легче понять, как

следует развивать любовь к Богу, воспевая Его святые

66

Шри Чайтанья-чаритамрита

имена и слушая о Нем.

Шрила Прабхупада объяснял, что садовнику, мала-

каре, ничто не мешает вкушать плоды древа, которое он

вырастил. Господь Чайтанья тоже садовник, и Он может

наслаждаться плодами любви с древа преданного служе-

ния, но Он хочет, чтобы эти плоды были также и у дру-

гих—это доставило бы Ему удовольствие. Исполнению

этого желания мешают сорняки, которые растут в сердцах

живых существ. Их называют кути-нати, джива-химса,

лабха, пуджа и пратиштха. Кути-нати означает «двулич-

ность»; второе значение этого слова «критиканство». Гос-

подь Чайтанья употребляет это слово в первом значении.

Джива-химса означает «зависть», лабха—«стремление к

выгоде», пуджа—«тщеславие», пратиштха—«стемление

к почету». Таковы качества, сдерживающие рост лианы

преданности.

Господь хотел даровать плоды любви к Богу всем

живым существам, потому что это доставило бы Ему

радость. Все живые существа созданы только для того,

чтобы доставлять Ему наслаждение, и ни для чего другого.

Но в сердцах обусловленных живых существ, кроме семе-

ни бхакти-лата-биджи, есть также семена материальных

желаний, и они препятствуют росту лианы преданности.

Поэтому Господь Чайтанья предостерегает: необходимо

внимательно следить за тем, какие семена мы поливаем.

Текст 10

джайа шри мадхавапури кришна-према-пура

бхакти-калпатарура тенхо пратхама анкура

Слава, слава Шри Мадхавендре Пури, сокровищнице

всего преданного служения Кришне! Он—древо желаний

67

Шри Чайтанья-чаритамрита

преданного служения, именно в его сердце оно впервые

принесло плоды.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шри Мадхавендра

Пури, которого называют также Шри Мадхава Пури,

принадлежал к ученической последовательности Мад-

хвачарьи и был очень известным санньяси. Шри Чайтанья

Махапрабху принадлежал к третьему поколению учени-

ков Мадхавендры Пури. В ученической последователь-

ности от Мадхвачарьи Господу поклонялись, осуществляя

многочисленные ритуалы, но там почти не было любви

к Богу. Шри Мадхавендра Пури был в этой ученичес-

кой преемственности первым, кто проявлял любовь к

Богу. Именно ему принадлежит стих айи дина-дайардра-

натха—«О самая милостивая Личность Бога...» В этом

стихе находилось семя любви к Верховному Господу,

которое прорастил Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Мадхавендра

Пури был первым ачарьей в нашей сампрадае, который

проявлял все качества человека, который любит Бога и

испытывает разлуку с Ним. После Лакшмипати и до Мад-

хавендры Пури никто не проявлял эти признаки в полной

мере. Никто из последователей Мадхвачарьи не изучал

и не описывал качества обитателей Вриндавана—в этой

сампрадае отдавали предпочтение соблюдению ритуалов.

Хотя Мадхвачарья и был великим ачарьей, его последова-

тели предпочитали следовать ритуалам. Строго соблюдая

правила и предписания, следуя шастрам, совершая риту-

алы, можно достичь только Вайкунтх. Об этом говорится

также в Ади-лиле «Чайтанья-чаритамриты». Именно на

* ????????? ? ??????????? ???? ?????????? ? ????????? ????? ???-

68

Шри Чайтанья-чаритамрита

Вайкунтхи попадают приверженцы ритуальных церемо-

ний. Те же, кто хотят попасть на Голоку Вриндавану,

должны следовать по стопам Мадхавендры Пури, Ишва-

ры Пури, Господа Чайтаньи и Рупы Госвами.

Кришнадас Кавирадж подробно рассказывает в «Чай-

танья-чаритамрите» о том, какую экстатическую любовь

к Богу проявлял Мадхавендра Пури*. Шрила Прабхупада

в комментарии к стиху, который мы только что прочли,

упоминает строки из его поэмы: айи дина-дайардра-натха,

в которых Мадхавендра Пури выражает чувства гопи, на-

строение, которое они испытывали в разлуке с Кришной.

Эти же строки Мадхавендра Пури повторял, оставляя этот

мир. Именно их услышал Рамачандра Пури, его ученик,

и, не поняв настроение своего духовного учителя, стал

его критиковать. Этот стих полностью понимали только

Шримати Радхарани, Господь Чайтанья и Мадхавендра

Пури. Никто больше не мог понять его в полной мере.

После того, как Кришна покинул Вриндаван и отправился

в Матхуру, Шримати Радхарани испытывала боль раз-

луки с Ним, и когда Она разговаривала с Уддхавой, это

чувство владело Ею. Тому, кто чувствует боль разлуки,

кажется, что он несчастен и покинут. Шримати Радхарани

охватил экстаз, Ей казалось, что Кришна пренебрег Ею.

Эти чувства относятся к проявлению наивысшего экстаза

любви к Богу. Мадхавендра Пури в своей поэме выражал

похожие чувства. В ней описаны эмоции, которые испы-

тывает преданный Господа в супружеской любви. Потом

это семя проросло в сердце Ишвары Пури, и он тоже

проявлял подобные признаки любви к Господу.

Ишвара Пури смиренно служил Мадхавендре Пури,

своему духовному учителю. Когда тот стал

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12