Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 15

стар, немо-

щен, и почти не мог двигаться, Ишвара Пури каждый

69

Шри Чайтанья-чаритамрита

день ухаживал за ним, омывал его и убирал испражнения.

Он был очень предан Мадхавендре Пури, и поэтому тот

одарил его благословениями и дал ему семя любви к Богу,

которое впоследствии принесло ему плод любви к Богу.

Господь Чайтанья принял инициацию у Ишвары Пури.

Получилось так, что Господь сначала дал семя любви к

Богу Мадхавендре Пури, потом от Мадхавендры Пури

его получил Ишвара Пури, а потом это семя от Ишвары

Пури вернулось к Господу Чайтанье, и Он насладился

плодами, которые дало древо любви к Богу, выросшее из

этого семени. Так следует понимать ту истину, что Гос-

подь вкусил плодов дерева, которое Сам же посадил.

Кроме Ишвары Пури, у Мадхавендры Пури были и

другие прославленные ученики, например: Адвайта Ача-

рья, Господь Нитьянанда. Вриндаван дас Тхакур расска-

зывает в «Чайтанья-Бхагавате», как Господь Нитьянанда,

путешествуя по святым местам, впервые встретил Мад-

хавендру Пури. Господь Нитьянанда заметил признаки

любви к Богу в Мадхавендре Пури сразу же, как только

его увидел. Они обнялись, стали плакать и кататься по

земле в экстазе. Господь Нитьянанда понял, что такие

глубокие чувства может проявлять только Мадхавендра

Пури. Он принял его Своим духовным учителем.

Что касается Адвайты Ачарьи, то он получил от

Мадхавендры Пури Харе Кришна маха-мантру. Первая

их встреча произошла в Удупи. Адвайта Ачарья, который

был известен в то время как Камалакша, посетил эту де-

ревню, путешествуя по местам паломничества. В Удупи

жили все последователи Мадхвачарьи. Когда они увидели

признаки экстатической любви к Богу, которые проявлял

Адвайта Ачарья, то поняли, что Он—возвышенная душа.

Увидев среди них Мадхавендру Пури, Адвайта Ачарья

70

Шри Чайтанья-чаритамрита

сказал: «Я посетил все места паломничества только для

того, чтобы, наконец, увидеть человека, который про-

являет такую возвышенную любовь к Богу, как ты». Он

принял Мадхавендру Пури Своим учителем и попросил

о наставлениях. Мадхавендра Пури был очень доволен

Адвайтой Ачарьей, принял его своим учеником и стал

обучать Его «Шримад-Бхагаватам» с комментариями

Мадхвачарьи. Адвайта Ачарья прослушал всю книгу и

запомнил ее с начала до конца. Все, кому стало об этом

известно, удивлялись Его поразительной памяти.

Однажды Адвайта Ачарья, выслушав наставления

Мадхавендры Пури, обратился к нему с вопросом: «Я

искал любовь к Богу по всему миру, но не видел, чтобы

люди проявляли ее. Будь так добр, скажи мне, может ли

живое существо проявлять такую любовь? Я вижу повсю-

ду лишь признаки Кали-юги: никто не повторяет святые

имена Кришны и никто не любит Господа. Возможно ли

сделать так, чтобы люди все же обрели эту любовь?» «Я

вижу, что Ты возвышенная душа,—отвечал Мадхавендра

Пури,—потому что заботишься о благополучии всех жи-

вых существ». И Мадхавендра Пури рассказал Адвайте

Ачарье, что Господь появится в этом мире как Гауранга,

и что только Он в силах дать преданное служение всем

живым существам. Затем Мадхавендра Пури прочел

Адвайте Ачарье стих из «Ананта-самхиты», в котором

говорится о явлении в этот мир Господа Чайтаньи. Ус-

лышав этот стих, Адвайта Ачарья очень воодушевился.

Мадхавендра Пури также прочитал Ему другие стихи,

в которых говорилось о том, что Господь явится в На-

вадвипе и будет распространять любовь к Богу падшим

душам этого века. Услышав эти стихи, Адвайта Ачарья

стал повторять имя Гауранги, и не мог остановиться в

71

Шри Чайтанья-чаритамрита

течение трех часов. Потом Он сказал, что готов нарушить

даже ведические предписания для того, чтобы получить

возможность встретиться с Господом Чайтаньей и обрести

прибежище у Его лотосных стоп.

Порой может показаться, что поведение преданных,

чье служение Господу спонтанно, противоречит ведичес-

ким предписаниям. Например, Адвайта Ачарья ради того,

чтобы увидеть Господа Гаурангу, был готов нарушить

ведические предписания.

Второй раз Мадхавендра Пури встретился с Адвайтой

Ачарьей, когда зашел в Шантипур к Нему в гости, по пути

в Джаганнатха Пури, куда он отправился за сандаловой

пастой для Гопала. Адвайта Ачарья помнил их первую

встречу и знал, насколько возвышенным преданным был

Мадхавендра Пури. Поэтому Он с радостью принял его

в Своем доме и попросил дать Ему наставления.

Мадхавендра Пури посоветовал Адвайте Ачарье

нарисовать изображение Шримати Радхарани и покло-

няться ему, чтобы служить Господу в настроении обита-

телей Вриндавана. Он также сказал Адвайте Ачарье, что

Ему следует жениться: «Ты должен стать домохозяином.

Женись, и пусть Твои потомки распространяют славу

преданного служения». «Но, поклоняясь Божествам дома,

можно совершить множество оскорблений»—возразил

Адвайта Ачарья. «Не бойся,—ответил Мадхавендра

Пури,—поклоняйся Божествам, как я Тебя учил, и никто

из Твоих потомков до четырнадцатого колена не совер-

шит ни одного оскорбления». Тогда же Мадхавендра

Пури дал Адвайте Ачарье посвящение в Харе Кришна

маха-мантру. Вскоре после этого Мадхавендра Пури

ушел из Шантипура, чтобы продолжить свое путешествие

в Джаганнатха Пури за сандаловой пастой для Гопала.

72

Шри Чайтанья-чаритамрита

Адвайта Ачарья очень не хотел расставаться с ним. Он

упал к его стопам и стал умолять его остаться, но Мад-

хавендра Пури объяснил Ему, что должен уйти, чтобы

выполнить поручение, которое дал ему Господь.

Текст 11

шри-ишварапури-рупе анкура пушта хаила

апане чаитанйа-мали скандха упаджила

Следующим, в ком семя преданного служения проросло и

дало плоды, был Ишвара Пури. Стволом древа преданного

служения стал Сам Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шрила Бхактисид-

дханта Сарасвати Тхакур пишет в своей «Анубхашье»:

«Шри Ишвара Пури жил в Кумара-хатте, в том месте,

где сейчас находится железнодорожная станция Камара-

хатта. Рядом с ней находится также станция Халисахара

Восточной железнодорожной линии, начинающейся в

восточном районе Калькутты».

Ишвара Пури родился в брахманической семье. Он

был любимым учеником Мадхавендры Пури. В конце

«Чайтанья-чаритамриты» (Антья-лила, 8.28-31) Криш-

надас Кавирадж говорит:

ишвара-пури госани каре шри-пада севана

сва-хасте карена мала-мутради марджана

нирантара кришна-нама карайа смарана

кришна-нама кришна-лила шунайа анукшана

тушта хана пури танре каила алингана

вара дила кришне томара ха-ука према-дхана

73

Шри Чайтанья-чаритамрита

сеи хаите ишвара-пури премера

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13