Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 17

Рамананда Рай

присутствовал также на веселых водных развлечениях

Господа, которые состоялись после Ратха-ятры.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху считал Шри

Рамананда Рая столь же отреченным, как и Шри Сана-

тану Госвами, хотя Шри Рамананда Рай был грихастха

и состоял на государственной службе, а Шри Санатана

Госвами принял сан полного отречения от мира. Тем не

менее, оба они были слугами Верховной Личности Бога,

и все их помыслы были сосредоточены на Кришне. Шри

Рамананда Рай был одним из «трех с половиной» слуг Гос-

пода, с которыми Он обсуждал самые сокровенные воп-

росы сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху

посоветовал Прадьюмне Мишре изучить науку сознания

Кришны под руководством Шри Рамананды Рая. Рама-

нанда Рай был подобен Субале. Субала помогал Кришне

в отношениях со Шримати Радхарани, а Рамананда Рай

помогал Господу Чайтанье, когда Он переживал разлуку

с Кришной. Впоследствии Шри Рамананда Рай написал

«Джаганнатха-валлабха-натаку».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Десятая глава

Ади-лилы описывает ветви дерева Господа Чайтаньи. В

данном стихе говорится о Рамананде Рае. Он был одним

из самых близких спутников Господа Чайтаньи, и Гос-

подь часто просил его учить других преданных. Шрила

Прабхупада не раз цитировал один очень известный

стих, который произнес Господь Чайтанья, обращаясь к

Рамананде Раю:

киба випра киба нйаси шудра кене найа,

йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа

78

Шри Чайтанья-чаритамрита

«Кем бы человек ни был—брахманом, санньяси или

шудрой,—если он знает науку о Кришне, он гуру» (Ч.-ч.,

Мадхья, 8.128).

Когда Прадьюмна Мишра попросил Господа рас-

сказать ему самые сокровенные повествования о Господе

Кришне, Господь Чайтанья Махапрабху отправил его к

Рамананде Раю: «Сам Я не способен рассказывать о та-

ких сокровенных играх Господа,—сказал Господь,—но

Рамананда Рай может». Рамананда Рай был по рождению

шудрой, однако Господь уверяет, что не имеет значения:

шудра человек, санньяси или брахман—если он знает науку

о Кришне, он гуру.

Однажды, по совету Господа Чайтаньи, Прадьюмна

Мишра отправился к Рамананде Раю, чтобы послушать,

как он рассказывает о сокровенных играх Кришны и гопи,

и застал его за подготовкой к спектаклю: Рамананда Рай

учил юных танцовщиц, как правильно играть гопи. Рама-

нанда Рай считал себя служанкой гопи. Каждый день он

массажировал юных танцовщиц, но оставался при этом

невозмутимым: ни ум Рамананды Рая, ни его чувства

не приходили в волнение, как если бы он был сделан из

камня. Когда Прадьюмна Мишра застал Рамананду Рая

за этим занятием, он от неожиданности оторопел и отпра-

вился назад к Господу Чайтанье. Выслушав Прадьюмну

Мишру, Господь посоветовал ему вернуться к Рамананде

Раю: «Ступай назад и попроси его рассказать о сокровен-

ных играх Господа. Скажи ему, что это Я послал тебя к

нему». Когда Рамананда услышал имя Господа Чайта-

ньи, на него нахлынули экстатические чувства, и он стал

говорить о том, что Господь очень добр признавая его

способным рассказывать о сокровенных играх Кришны

и гопи, хотя это вовсе не так. «Знай же, что Господь—му-

79

Шри Чайтанья-чаритамрита

зыкант, а я—струнный инструмент в Его руках,—говорил

Рамананда Рай.—Если Господь приказывает говорить,

я говорю. Он заставляет мой голос звучать так, как Ему

того хочется. Я расскажу тебе о сокровенных играх Гос-

пода Кришны, но ты должен знать, что говорить буду не

я,—моими устами будет говорить Господь Чайтанья».

Целый день Рамананда Рай рассказывал Прадьюмне

Мишре о сокровенных играх Господа Кришны, и Пра-

дьюмна Мишра понял, каким возвышенным вайшнавом

является Рамананда Рай. Счастливый Прадьюмна Мишра

отправился к Господу Чайтанье и с воодушевлением стал

рассказывать, какое удовольствие доставило ему слушать

об этих играх Господа из уст Рамананды Рая. Прадьюмна

Мишра горячо поблагодарил Господа за совет пойти к

Рамананде Раю и склонился к Его стопам.

Рамананда Рай принадлежал к классу каястх. Каяст-

хи занимались интеллектуальным трудом, они были также

политиками, и поэтому в Бенгалии их считали кшатрия-

ми. Но в Ориссе каястх считают шудрами. Тем не менее,

Господь высоко ценил Рамананду Рая: Он слушал, как

тот рассказывает о сокровенных развлечениях Кришны и

советовал другим преданным учиться у него. Рамананда

Рай состоял на правительственной службе у Махараджа

Пратапарудры, то есть был шудрой по роду деятельнос-

ти. До встречи с Господом Чайтаньей Рамананда Рай по

поручению Махараджа Пратапарудры управлял Южной

Индией.

О Рамананде Рае Господу рассказал Сарвабхаума

Бхаттачарья, который еще прежде встречался с Раманан-

дой Раем, но, поскольку в то время не был еще вайшнавом,

не смог оценить по достоинству возвышенные качества

Рамананды Рая и счел его обыкновенным шудрой, чинов-

80

Шри Чайтанья-чаритамрита

ником в правительстве Махараджа Пратапарудры. «Я

был падшей душой,—говорил Сарвабхаума Бхаттачарья

Господу Чайтанье,—и не заметил в нем качеств великого

святого. Теперь же, по Твоей милости, я понимаю, что

Рамананда Рай чистая возвышенная душа». Сарвабхаума

Бхаттачарья простерся перед Господом в поклоне и стал

умолять Его: «Ты собираешься в Южную Индию, поэ-

тому, пожалуйста, когда будешь в тех краях, где живет

Рамананда Рай, повидайся с ним. Ты можешь увидеть

его у Ганги, он каждый день ходит туда принимать омо-

вение».

Господь Чайтанья не забыл о просьбе Сарвабхаумы

Бхаттачарьи, и, путешествуя по Южной Индии, посетил

те края, где жил Рамананда Рай. Кришнадас Кавирадж

подробно описывает в «Чайтанья-чаритамрите» первую

встречу Господа Чайтаньи и Рамананды Рая. Оба изо всех

сил старались не проявлять свои чувства, потому что при

их встрече присутствовали несколько брахманов, которые

могли не понять эти сокровенные отношения. Рамананда

Рай и Господь Чайтанья договорились о новой встрече,

и именно тогда Рамананда Рай рассказал Господу о со-

кровенных играх Кришны и Шримати Радхарани. Так

Господь сделал Рамананду Рая Своим учителем.

В истории с Махараджем Пратапарудрой Рамананда

Рай также играл важную роль. Махарадж Пратапарудра

страстно желал получить даршан Господа Чайтаньи. Но

Господь, строго следуя предписаниям, установленным

для санньяси, наотрез отказывался от встречи с царем.

Видеться с царями пагубно для тех, кто принял отречение.

Поэтому, хотя Махарадж Пратапарудра умолял

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15