Рамананда Рай
присутствовал также на веселых водных развлечениях
Господа, которые состоялись после Ратха-ятры.
Господь Шри Чайтанья Махапрабху считал Шри
Рамананда Рая столь же отреченным, как и Шри Сана-
тану Госвами, хотя Шри Рамананда Рай был грихастха
и состоял на государственной службе, а Шри Санатана
Госвами принял сан полного отречения от мира. Тем не
менее, оба они были слугами Верховной Личности Бога,
и все их помыслы были сосредоточены на Кришне. Шри
Рамананда Рай был одним из «трех с половиной» слуг Гос-
пода, с которыми Он обсуждал самые сокровенные воп-
росы сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху
посоветовал Прадьюмне Мишре изучить науку сознания
Кришны под руководством Шри Рамананды Рая. Рама-
нанда Рай был подобен Субале. Субала помогал Кришне
в отношениях со Шримати Радхарани, а Рамананда Рай
помогал Господу Чайтанье, когда Он переживал разлуку
с Кришной. Впоследствии Шри Рамананда Рай написал
«Джаганнатха-валлабха-натаку».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Десятая глава
Ади-лилы описывает ветви дерева Господа Чайтаньи. В
данном стихе говорится о Рамананде Рае. Он был одним
из самых близких спутников Господа Чайтаньи, и Гос-
подь часто просил его учить других преданных. Шрила
Прабхупада не раз цитировал один очень известный
стих, который произнес Господь Чайтанья, обращаясь к
Рамананде Раю:
киба випра киба нйаси шудра кене найа,
йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа
78
Шри Чайтанья-чаритамрита
«Кем бы человек ни был—брахманом, санньяси или
шудрой,—если он знает науку о Кришне, он гуру» (Ч.-ч.,
Мадхья, 8.128).
Когда Прадьюмна Мишра попросил Господа рас-
сказать ему самые сокровенные повествования о Господе
Кришне, Господь Чайтанья Махапрабху отправил его к
Рамананде Раю: «Сам Я не способен рассказывать о та-
ких сокровенных играх Господа,—сказал Господь,—но
Рамананда Рай может». Рамананда Рай был по рождению
шудрой, однако Господь уверяет, что не имеет значения:
шудра человек, санньяси или брахман—если он знает науку
о Кришне, он гуру.
Однажды, по совету Господа Чайтаньи, Прадьюмна
Мишра отправился к Рамананде Раю, чтобы послушать,
как он рассказывает о сокровенных играх Кришны и гопи,
и застал его за подготовкой к спектаклю: Рамананда Рай
учил юных танцовщиц, как правильно играть гопи. Рама-
нанда Рай считал себя служанкой гопи. Каждый день он
массажировал юных танцовщиц, но оставался при этом
невозмутимым: ни ум Рамананды Рая, ни его чувства
не приходили в волнение, как если бы он был сделан из
камня. Когда Прадьюмна Мишра застал Рамананду Рая
за этим занятием, он от неожиданности оторопел и отпра-
вился назад к Господу Чайтанье. Выслушав Прадьюмну
Мишру, Господь посоветовал ему вернуться к Рамананде
Раю: «Ступай назад и попроси его рассказать о сокровен-
ных играх Господа. Скажи ему, что это Я послал тебя к
нему». Когда Рамананда услышал имя Господа Чайта-
ньи, на него нахлынули экстатические чувства, и он стал
говорить о том, что Господь очень добр признавая его
способным рассказывать о сокровенных играх Кришны
и гопи, хотя это вовсе не так. «Знай же, что Господь—му-
79
Шри Чайтанья-чаритамрита
зыкант, а я—струнный инструмент в Его руках,—говорил
Рамананда Рай.—Если Господь приказывает говорить,
я говорю. Он заставляет мой голос звучать так, как Ему
того хочется. Я расскажу тебе о сокровенных играх Гос-
пода Кришны, но ты должен знать, что говорить буду не
я,—моими устами будет говорить Господь Чайтанья».
Целый день Рамананда Рай рассказывал Прадьюмне
Мишре о сокровенных играх Господа Кришны, и Пра-
дьюмна Мишра понял, каким возвышенным вайшнавом
является Рамананда Рай. Счастливый Прадьюмна Мишра
отправился к Господу Чайтанье и с воодушевлением стал
рассказывать, какое удовольствие доставило ему слушать
об этих играх Господа из уст Рамананды Рая. Прадьюмна
Мишра горячо поблагодарил Господа за совет пойти к
Рамананде Раю и склонился к Его стопам.
Рамананда Рай принадлежал к классу каястх. Каяст-
хи занимались интеллектуальным трудом, они были также
политиками, и поэтому в Бенгалии их считали кшатрия-
ми. Но в Ориссе каястх считают шудрами. Тем не менее,
Господь высоко ценил Рамананду Рая: Он слушал, как
тот рассказывает о сокровенных развлечениях Кришны и
советовал другим преданным учиться у него. Рамананда
Рай состоял на правительственной службе у Махараджа
Пратапарудры, то есть был шудрой по роду деятельнос-
ти. До встречи с Господом Чайтаньей Рамананда Рай по
поручению Махараджа Пратапарудры управлял Южной
Индией.
О Рамананде Рае Господу рассказал Сарвабхаума
Бхаттачарья, который еще прежде встречался с Раманан-
дой Раем, но, поскольку в то время не был еще вайшнавом,
не смог оценить по достоинству возвышенные качества
Рамананды Рая и счел его обыкновенным шудрой, чинов-
80
Шри Чайтанья-чаритамрита
ником в правительстве Махараджа Пратапарудры. «Я
был падшей душой,—говорил Сарвабхаума Бхаттачарья
Господу Чайтанье,—и не заметил в нем качеств великого
святого. Теперь же, по Твоей милости, я понимаю, что
Рамананда Рай чистая возвышенная душа». Сарвабхаума
Бхаттачарья простерся перед Господом в поклоне и стал
умолять Его: «Ты собираешься в Южную Индию, поэ-
тому, пожалуйста, когда будешь в тех краях, где живет
Рамананда Рай, повидайся с ним. Ты можешь увидеть
его у Ганги, он каждый день ходит туда принимать омо-
вение».
Господь Чайтанья не забыл о просьбе Сарвабхаумы
Бхаттачарьи, и, путешествуя по Южной Индии, посетил
те края, где жил Рамананда Рай. Кришнадас Кавирадж
подробно описывает в «Чайтанья-чаритамрите» первую
встречу Господа Чайтаньи и Рамананды Рая. Оба изо всех
сил старались не проявлять свои чувства, потому что при
их встрече присутствовали несколько брахманов, которые
могли не понять эти сокровенные отношения. Рамананда
Рай и Господь Чайтанья договорились о новой встрече,
и именно тогда Рамананда Рай рассказал Господу о со-
кровенных играх Кришны и Шримати Радхарани. Так
Господь сделал Рамананду Рая Своим учителем.
В истории с Махараджем Пратапарудрой Рамананда
Рай также играл важную роль. Махарадж Пратапарудра
страстно желал получить даршан Господа Чайтаньи. Но
Господь, строго следуя предписаниям, установленным
для санньяси, наотрез отказывался от встречи с царем.
Видеться с царями пагубно для тех, кто принял отречение.
Поэтому, хотя Махарадж Пратапарудра умолял