Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 18

близких

спутников Господа Чайтаньи, Сарвабхауму Бхаттачарью

и Рамананду Рая, замолвить за него словечко и устроить

81

Шри Чайтанья-чаритамрита

даршан с Господом, все было тщетно, Господь и слышать

об этом не хотел. Мало того, Он пригрозил уйти из Джа-

ганнатха Пури навсегда, если Его и дальше будут дони-

мать подобными просьбами. Сарвабхаума Бхаттачарья

и Рамананда Рай испугались, что Господь так и сделает,

и оставили свои попытки уговорить Господа встретиться

с Махараджем Пратапарудрой.

В «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается о том,

как Господь Чайтанья все же согласился увидеться с Ма-

хараджем Пратапарудрой. Причиной этому послужило

то, что Махарадж Пратапарудра оказал Рамананде Раю

услугу. Когда Рамананда Рай решил оставить службу

у Махараджа Пратапарудры, чтобы отречься от всего

и посвятить свою жизнь служению Господу Чайтанье

Махапрабху, он отправился к Махараджу Пратапарудре

просить об отставке. В свое время Наваб Хуссейн Шах в

ответ на подобную просьбу Санатаны Госвами посадил

того в тюрьму. Но Махарадж Пратапарудра, стоило ему

услышать имя Шри Чайтаньи Махапрабху, заплакал. Он

отпустил Рамананду Рая, дав ему пожизненную пенсию,

чтобы тому не нужно было ни о чем заботиться и он мог

пойти к Господу Чайтанье и принять прибежище у Его

лотосных стоп. Когда Господь Чайтанья узнал об этом,

сердце Его растаяло: «Он оказал услугу Рамананде Раю.

Я никогда об этом не забуду». Господь смягчился и при-

нялся размышлять о том, как устроить встречу с царем. Он

сказал: «Махарадж Пратапарудра непременно получит

милость Кришны, и его желания осуществятся».

Эта история показывает, как дорог был Рамананда

Рай Господу Чайтанье. Он был таким сокровенным слу-

гой, что человек, который оказывал Рамананде Раю ка-

кую-нибудь услугу, сразу же приковывал к себе внимание

82

Шри Чайтанья-чаритамрита

Чайтаньи Махапрабху. Важно помнить, что Рамананда

Рай, как и многие другие спутники Господа Чайтаньи, яв-

ляется также сокровенным слугой Господа в кришна-лиле.

В играх Господа Кришны Рамананда Рай известен как

Вишакха деви. В «Чайтанья-чаритамрите», разумеется,

эти истории описаны более подробно. Мы же пересказали

их совсем кратко.

??? 17.20-35

?????, 1995 ???

Текст 20

табе шукламбарера каила тандула-бхакшана

‘харер нама’ шлокера каила артха виварана

После этого происшествия Господь съел сырой рис, взяв его

у Шукламбары Брахмачари; затем Он подробно объяснил,

почему так важен стих харер нама из «Брихад-нарадия

Пураны».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Шукламбара Брахма-

чари жил в Навадвипе на берегу Ганги. Однажды, когда

Господь Шри Чайтанья Махапрабху в упоении танцевал,

к Нему приблизился Шукламбара Брахмачари. В руках

он держал сумку для подаяний, полную пожертвованного

ему сырого риса. Господь был так доволен смирением

Своего преданного, что выхватил у него сумку и стал есть

из нее рис. Никто не остановил Господа, и Он съел его

весь, пригоршня за пригоршней.

Текст 21

харер нама харер нама

харер намаива кевалам

83

Шри Чайтанья-чаритамрита

калу настй эва настй эва

настй эва гатир анйатха

«В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного

пути самосознания, кроме повторения святых имен, пов-

торения святых имен, повторения святых имен Господа

Хари».

Текст 22

кали-кале нама-рупе кришна-аватара

нама хаите хайа сарва-джагат-нистара

«В этот век Кали воплощением Господа Кришны является

святое имя Господа, Харе Кришна маха-мантра. Просто

повторяя святое имя, человек может общаться с Господом

непосредственно. Каждый, кто следует этому пути, получит

освобождение.

Текст 23

дардхйа лаги ’ ‘харер нама’-укти тина-вара

джада лока буджхаите пунах ‘эва’-кара

В этом стихе слово эва [«безусловно»] повторяется для уси-

ления трижды, и точно так же трижды повторяется харер

нама [«святое имя Господа»], чтобы простые люди могли

хорошо уяснить себе это.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В разговоре с простым

человеком, чтобы подчеркнуть важность сказанного, одну

и ту же фразу порой нужно повторить трижды. Например,

можно сказать так: «Ты должен это сделать! Должен это

сделать! Должен!» Поэтому в приведенном выше стихе из

«Брихад-нарадия Пураны» о воспевании святого имени

сказано трижды, чтобы даже обычный человек понял:

84

Шри Чайтанья-чаритамрита

нужно серьезно отнестись к этому методу самосознания и

освободиться из оков майи. Мы могли воочию наблюдать,

как во всем мире в Движении сознания Кришны миллионы

людей поднимаются на духовный уровень жизни просто

благодаря регулярному воспеванию Харе Кришна маха-

мантры в соответствии с предписанными правилами.

Поэтому мы просим всех наших учеников, чтобы они,

воздерживаясь от оскорблений, ежедневно повторяли по

крайней мере шестнадцать кругов Харе Кришна маха-

мантры и следовали регулирующим принципам. Так они,

безусловно, достигнут успеха.

Текст 24

‘кевала’-шабде пунарапи нишчайа-карана

джнана-йога-тапа-карма-ади ниварана

Слово кевала [«только»] запрещает все другие пути, такие

как путь развития знаний, мистической йоги, выполнения

аскез или кармической деятельности.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В нашем Движении

сознания Кришны мы делаем упор только на повторении

Харе Кришна маха-мантры. Те, кому неведом секрет ус-

пеха в эпоху Кали, находят утешение в развитии знаний,

мистической йоге, бессмысленных аскезах или карми-

ческой деятельности. Но они только зря теряют время и

вводят в заблуждение своих последователей. Когда мы

заявляем об этом во всеуслышание, эти так называемые

гьяни, йоги, карми и тапасви на нас сердятся, но мы прос-

то следуем шастрам, мы не можем идти на компромисс с

85

Шри Чайтанья-чаритамрита

кем бы то ни было. Поэтому когда они утверждают, что

ничем не хуже нас, мы заявляем, что это не так: мы пос-

тупаем правильно, а они нет. Это не упрямство—таково

заключение шастр. Мы не можем отклоняться от этого

заключения, что и подтверждает следующий стих.

Текст 25

анйатха йе мане, тара нахика нистара

нахи, нахи, нахи—э тина ’эва’-кара

В этом стихе ясно сказано, что последователи других пу-

тей не могут получить освобождение. Настоящий метод

самосознания—это воспевание святого имени, и чтобы

подчеркнуть это, словосочетание «нет иного пути» повто-

ряется трижды.

Текст 26

трина хаите нича хана сада лабе нама

апани нирабхимани, анйе дибе мана

Чтобы всегда повторять святое имя, нужно быть смиреннее

травинки, лежащей на дороге, быть свободным от стрем-

ления к почету и всегда оказывать почтение другим.

Текст 27

тару-сама сахишнута ваишнава карибе

бхартсана-тадане

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16