Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 20 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 20

горизонтом, люди приступают к вы-

полнению своих религиозных обязанностей. Точно так

же абхаса, отблеск святого имени, избавляет человека от

всех последствий его грехов и дарует ему освобождение.

Если он продолжает воспевать святое имя Господа, он

поднимается до уровня любовного преданного служения

Господу. Такова конечная цель воспевания святого имени

Господа.

При этом разговоре присутствовал Гопал Чакра-

варти,—сборщик налогов, который работал у Хираньи

и Говардхана. Услышав слова Харидаса, он вышел из

себя: «Даже тот, кто после миллионов жизней, полных

аскез, обрел наконец Абсолютное Знание, не может до-

91

Шри Чайтанья-чаритамрита

стичь освобождения! А ты утверждаешь, что его можно

достичь, просто один раз повторив святое имя Господа

на уровне намабхасы!» Гопал Чакраварти сомневался

всегда и во всем, и не поверил Харидасу. «Если окажется,

что ты неправ,—заявил он,—то я отрежу тебе нос!» «Это

авторитетное суждение шастр,—ответил ему Харидас,—а

если окажется, что я неправ, я сам отрежу себе нос».

Иначе говоря, Харидас сказал, что Гопалу Чакравар-

ти не придется утруждать себя, отрезая ему нос: если он

окажется неправ, он сделает это сам. Все присутствующие

ученые, а также Говардхан и Хиранья, сочли поведение

Гопала Чакраварти оскорбительным и тотчас уволили его

с работы. Они знали, что Харидас Тхакур возвышенный

преданный, и были удручены и возмущены тем, что стали

свидетелями того, как Гопал Чакраварти его оскорбил.

«Не волнуйтесь, я нисколько не обиделся»—утешал их

Харидас Тхакур. Он был не только очень ученым и от-

реченным, но и очень смиренным преданным. Поэтому,

узнав впоследствии о печальной судьбе Гопала Чакра-

варти, Харидас искренне опечалился. Спустя какое-то

время Гопал Чакраварти заразился проказой. Прежде

он был очень хорош собой, но проказа обезобразила его:

нос сгнил, руки и ноги разлагались буквально на глазах.

Харидас Тхакур был настолько возвышенным преданным,

что Господь не простил нанесенного Гопалу Чакраварти

оскорбления.

В другом месте «Чайтанья-чаритамриты» говорится,

что, даже повторяя слово «харама», которое на одном

из мусульманских наречий означает «осужденный» или

«преступник», и именем Господа не является, человек

получает благо. И это утверждение, и эта история упо-

92

Шри Чайтанья-чаритамрита

мянуты в «Чайтанья-чаритамрите» для того, чтобы все

поняли, насколько могущественно святое имя и как велика

его слава.

В комментарии Шрила Прабхупада говорит, что

человек должен повторять Харе Кришна маха-мантру

в соответствии с правилами и предписаниями. Конечно,

намабхаса может дать ему освобождение и избавить от

тяжести прошлых грехов, что является побочным следс-

твием повторения святого имени, но она не возвышает до

чистой любви к Богу. Если человек хочет получить пол-

ное благо от воспевания святого имени, то есть достичь

конечной цели,—чистой любви к Господу, он должен

научиться повторять святое имя без оскорблений.

баху джанма каре йади шравана, киртана

табу та’ на пайа кришна-паде према дхана

«Если человек, повторяющий Харе Кришна маха-мантру,

снова и снова, раз за разом, совершает десять оскорбле-

ний, то даже если он будет повторять святое имя жизнь

за жизнью, он не обретет любовь к Господу, которая,

собственно, и является конечной целью воспевания» (Ч.ч.,

Ади, 8.16). Именно к чистой любви стремятся преданные.

Мы можем легко избавиться от прошлых грехов, но конеч-

ной цели жизни, не избавившись от десяти оскорблений

святого имени, достичь невозможно. Мы уже приводили

стих из «Падма Пураны», в котором говорится, что тем,

кто совершает оскорбления, нужно продолжать повто-

рять Харе Кришна маха-мантру, поскольку если человек

продолжает повторять святое имя, он постепенно изба-

вится от оскорблений. Человек обязан освободиться от

оскорблений, в противном случае он не достигнет любви

93

Шри Чайтанья-чаритамрита

к Богу. Он должен прекратить совершать оскорбления

святого имени Господа. Наивысший уровень повторения

святого имени (шуддха-нама) характеризуется тем, что

преданный не совершает нама-апарадх. Он достигает

любви к Верховному Господу и наслаждается, повторяя

святое имя Господа.

Когда Пракашананда Сарасвати обвинил Господа

Чайтанью в том, что Он, санньяси, вместо того, чтобы

изучать Веданту, поет и танцует на улицах, как обычный

сентиментальный человек, Господь ему ответил: «Мой

духовный учитель сказал мне, что я слишком глуп и

неспособен изучать Веданту. Он посоветовал мне воспе-

вать Харе Кришна маха-мантру, и Я, твердо веря в его

указания, стал воспевать святое имя Господа. Вскоре я

обнаружил,—продолжал Господь,—что, повторяя свя-

тое имя, веду себя подобно безумцу—я плачу и смеюсь,

и чувства Мои не поддаются управлению. Я спросил

своего духовного учителя, что за мантру он мне дал.

Тот очень обрадовался и объяснил Мне, что это и есть

совершенство». Господь Чайтанья описал Пракашананде

Сарасвати, как воспевают святое имя на уровне чистой

любви к Богу. Это и есть третий, совершенный уровень

повторения святого имени—шуддха-нама.

Если человек хочет достичь чистой любви к Богу, он

должен нанизать стих тринад апи суничена на нить святого

имени и всегда носить его на шее, подобно гирлянде, и

повторять святое имя Господа с тем отношением, которое

описано в этом стихе.

94

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 33

прабху-аджнайа кара эи шлока ачарана

авашйа паибе табе шри-кришна-чарана

Нужно строго соблюдать принципы, которые дал в этом

стихе Шри Чайтанья Махпрабху. Если человек просто

следует по стопам Господа Чайтаньи и шести Госвами, он,

без сомнения, достигнет конечной цели жизни, лотосных

стоп Шри Кришны.

Текст 34

табе прабху шривасера грихе нирантара

ратре санкиртана каила эка самватсара

Целый год Шри Чайтанья Махапрабху устраивал в доме

Шривасы Тхакура совместное воспевание Харе Кришна

маха-мантры.

Текст 35

капата дийа киртана каре парама авеше

пашанди хасите аисе, на пайа правеше

Это экстатическое воспевание происходило за закрытыми

дверьми, чтобы неверующие, которые любят насмехаться,

не могли войти.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Повторение Харе

Кришна маха-мантры доступно всем, но порой неве-

рующие приходят на киртан только для того, чтобы

помешать преданным. В этом стихе говорится, что в по-

добном случае двери храма следует закрывать. Пускать

следует только тех, кто действительно хочет воспевать

95

Шри Чайтанья-чаритамрита

Харе Кришна маха-мантру, другим там делать нечего.

Тем не менее, во время массовых программ мы пускаем

в храм всех

Навигация:

Страница 22
Страница 21
-- Страница 20 --
Страница 19
Страница 18