Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 22

Чапал положил на банановый лист такие подноше-

ния, как ода-пхула, куркума, киноварь, красную сандало-

вую пасту и рис.

Текст 40

мадйа-бханда-паше дхари’ ниджа-гхаре гела

пратах-кале шриваса таха та’ декхила

Рядом Гопал Чапал поставил кувшин с вином. Утром,

открыв дверь, Шривас Тхакур увидел все это.

Текст 41

бада бада лока саба анила болиийа

сабаре кахе шриваса хасийа хасийа

Шривас Тхакур позвал всех своих соседей, уважаемых

людей, и, улыбаясь, обратился к ним.

Текст 42

нитйа ратре кари ами бхавани-пуджана

амара махима декха, брахмана-саджджана

«Господа, каждую ночь я поклоняюсь богине Бхавани.

Взгляните: здесь есть все необходимое для поклонения, и

вы, всеми уважаемые брахманы и представители высших

100

Шри Чайтанья-чаритамрита

каст, сами теперь видите, кто я на самом деле».

Текст 43

табе саба шишшта-лока каре хахакара

аичхе карма хетха каила кон дурачара

Услышав это, все собравшиеся стали возмущаться:

«Как же так! Что же это такое! Кто это сделал? Кто этот

грешник?»

Текст 44

хадике анийа саба дура караила

джала-гомайа дийа сеи стхана лепаила

Они позвали дворника [хади], и он выбросил все эти

подношения, вымыв порог водой, смешанной с коровьим

навозом.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Тех, кто поддержива-

ют чистоту,—убирают испражнения и подметают улицы, в

ведическом обществе называют хади. Иногда их считают

отверженными и стараются к ним не прикасаться, в осо-

бенности, когда они заняты уборкой. Но эти люди тоже

имеют право стать преданными. В «Шри Бхагавад-гите»

(9.23) Господь говорит:

мам хи партха вйапашритйа

йе ’пи сйух папа-йонайах

стрийо ваишйас татха шудрас

те ’пи йанти парам гатим

«О сын Притхи, даже люди низкого происхождения,—

женщины, вайшьи и шудры,—предавшись мне, могут

101

Шри Чайтанья-чаритамрита

достичь высшей обители».

В Индии много людей низших каст, неприкасаемых,

но в соответствии с принципами ведической философии,

мы приглашаем присоединиться к Движению сознания

Кришны всех, чтобы все могли подняться на высший

уровень жизни и так избавиться от тревог. Равенство и

братство невозможны только на материальном уровне.

Когда Господь Чайтанья говорил: тринад апи суни-

чена тарор ива сахишнуна, Он, тем самым, призывал всех

подняться над материальным восприятием мира. Тот,

кто полностью осознал, что он духовная душа, а не ма-

териальное тело, становится более смиренным, чем даже

люди низших каст, ибо возвышается духовно. Смирение,

благодаря которому человек считает себя ниже травинки,

называется су-ничатва, а терпение, которое превосходит

терпение дерева, называется сахишнутва. Сосредоточен-

ность на преданном служении, которое освобождает от

всех материальных интересов и представлений, называет-

ся аманитва (равнодушие к материальному почету). Пре-

данного, который находится на этом уровне, называют

манада, потому что он без колебаний готов оказывать

почтение другим.

Махатма Ганди, чтобы очистить людей низших

каст, основал движение хариджан. Однако он потерпел

поражение, поскольку считал, что человек может стать

хариджаной, спутником Бога, при помощи материаль-

ных методов. Это невозможно: пока человек полностью

не осознает, что он душа, а не тело, о том, чтобы стать

хариджаной, не может быть и речи. Те, кто не следует

стопами Шри Чайтаньи Махапрабху и Его ученической

последовательности, не способны отличить дух от мате-

рии. Все их идеи бессмысленны и неосуществимы. Они

102

Шри Чайтанья-чаритамрита

окончательно запутываются в коварных сетях майи.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Хади в веди-

ческом обществе считались неприкасаемыми, но Шрила

Прабхупада говорит, что даже таких людей движение

Господа Шри Чайтаньи может возвысить до уровня пре-

данных. Он часто цитировал из «Шримад-Бхагаватам»

(3.37.7) стих:

ахо бата шва-пачо ’то гарийан

йадж-джихвагре вартате нама тубхйам

тепус тапас те джухувах саснурарйа

брахманучур нама гринанти йе те

«Мой Господь, человек, который повторяет Твое святое

имя, даже если он родился в семье чандалов (собакоедов),

находится на самом высоком уровне самосознания. Такой

человек уже совершил все аскезы и жертвоприношения в

соответствии с ведическими ритуалами, изучил всю веди-

ческую литературу и принял омовение во всех священных

местах паломничества. Его следует считать лучшим из

ариев». Иными словами, следует считать, что человек,

просто повторяющий святое имя Кришны, в своих про-

шлых жизнях уже совершил все вышеперечисленное. Это

еще один пример могущества святого имени.

Для преданного служения не существует препятс-

твий, даже если человек родился в семье собакоедов.

Представьте себе образ мыслей собакоеда. Когда говорят

«собакоед», это не преувеличение и не прозвище—они

действительно едят собак. Это люди очень низкого клас-

са, их считают самыми падшими, и для них нет места в

социальном устройстве. Человеческое общество состоит

из брахманов, кшатриев, вайшьей и шудр. Яваны, млеччхи

103

Шри Чайтанья-чаритамрита

и чандалы находятся вне ведического общественного

уклада. Яваны—это те, которые не следуют принципам,

изложенным в писаниях; млеччхи—это мясоеды, чанда-

лы—собакоеды. В ведические времена существовала ка-

тегория людей, которых называли «неприкасаемые»—те,

кто оскверняет даже прикосновением. Мусульманину,

чтобы обратить индуса в свою веру, нужно было просто

побрызгать на него водой. Такой человек считался оск-

верненным, и индусское общество его отвергало. Нельзя

было даже наступать на тень неприкасаемого. В то вре-

мя, когда на земле проходили игры Господа Чайтаньи,

бытовало именно такое отношение к кастам, отношение

смарта. Смарта-брахманы гордились своим происхож-

дением и считали, что рождение в брахманической семье

и есть высший уровень.

В отличие от Махатмы Ганди, Господь Чайтанья го-

ворил о равенстве всех живых существ на духовном уров-

не, а не на материальном. Махатма Ганди хотел, чтобы

люди низших каст имели те же права, что и люди высших

каст, и пытался добиться этого политическими метода-

ми. Но достичь равенства, просто назвав отверженных

хариджанами, невозможно. Хариджана означает «после-

дователь Господа Хари», но эти люди вели себя вовсе не

так, как хариджаны,—они оставались теми же падшими

людьми, каким были раннее. Господь Чайтанья дал ме-

тод, с помощью которого падшие люди действительно

могут очиститься, и за это Его называют патита-павана,

спаситель самых падших. Это не наклеивание ярлыков, а

действенный метод, который меняет даже самых падших

людей. Поэтому Шрила Прабхупада приводит в коммен-

тарии стих из «Бхагавад-гиты», в котором говорится, что

даже люди самого низкого происхождения могут достичь

104

Шри Чайтанья-чаритамрита

высшей

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20