желающих, и по милости Господа Чайтаньи
Махпрабху это дает хорошие плоды.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: На протяже-
нии целого года Господь Чайтанья вместе со Своими
самыми близкими спутниками—Господом Нитьянандой,
Харидасом Тхакуром, Шривасом Тхакуром, Мурари Гуп-
той и многими другими,—встречались по ночам в доме
Шривасы и проводили там ночные киртаны. Атеисты,
жившие по соседству, собирались у дома Шривасы Тхаку-
ра и поносили Нимая Пандита на чем свет стоит, обвиняя
Его в том, что Он сбивает индусов с пути истинного. Одни
подбивали друг друга сломать дом Шривасы, а обломки
бросить в Гангу, чтобы раз и навсегда избавиться от
«сентименталистов»; другие с возмущением вопрошали,
почему бы Шривасу и его друзьям не устроиться на работу
и не заняться чем-нибудь полезным вместо того, чтобы
выть ночи напролет. «Заработали бы денег, чтобы было
на что поесть,—ругали они преданных.—Тогда бы им не
пришлось выть от голода!» Таких безбожников было в
Навадвипе множество, и поэтому киртаны проводились
за закрытыми дверьми.
В городе жили также и благочестивые люди, и хотя
они не были очень возвышенными преданными, их также
интересовало, что происходит в доме Шривасы Тхакура.
Эти благочестивые горожане тоже собирались у дверей
дома Шривасы, но ругали при этом атеистов, обвиняя их
в том, что из-за их недостойного поведения Нимай Пан-
дит запирает двери дома Шривасы и никого не пускает
внутрь. «Каждую ночь Нимай Пандит и Его спутники
96
Шри Чайтанья-чаритамрита
воспевают святые имена, а нам остается только гадать,
насколько прекрасны их киртаны!»—сокрушались они.
Благочестивые люди молились о том, чтобы им тоже
выпала возможность побывать на этих киртанах, но в
те времена Господь Чайтанья еще не начал Движение
санкиртаны.
Как-то раз один аскетичный брахмачари решил во
что бы то ни стало попасть на киртан Господа Чайтаньи
и умолял Шривасу Тхакура провести его в дом. Шривас
Тхакур согласился, но предупредил его, что ему придется
спрятаться, потому как Господь, если заметит чужого,
рассердится и может его выгнать. С наступлением ночи
Шривас Тхакур завел брахмачари в дом и спрятал. Вскоре
начался киртан, Господь Чайтанья и преданные танцева-
ли в полном блаженстве, звуки святого имени наполнили
дом. Брахмачари в восторге наблюдал за киртаном из
своего укрытия, но внезапно Господь Чайтанья остано-
вился. «Я не испытываю обычного экстаза,—пожаловался
Он.—Должно быть, в комнате есть кто-то посторонний».
Услышав это, Шривас Тхакур занервничал, и решил, что,
видимо, следует признаться Господу в том, что он провел
в дом чужого. Он подошел к Господу и сказал: «Я привел
сюда одного очень чистого, аскетичного брахмачари. Он
пьет только молоко, а ест только фрукты. Всю жизнь он
соблюдает обет безбрачия. Этот брахмачари так просил
меня провести его на киртан, что я не мог ему отказать».
«Как ты мог позволить непреданному присутствовать
на киртане!—Господь Чайтанья даже покраснел от гне-
ва.—Неужели ты думаешь, что Меня можно достичь, если
просто пить молоко?! Если человек непреданный, никакие
аскезы и покаяния ему не помогут. В то же время самый
опустившийся, самый последний собакоед может немед-
97
Шри Чайтанья-чаритамрита
ленно обрести Меня, если примет у Меня прибежище и
станет преданным».
Господь Чайтанья привел один за другим несколь-
ко примеров, подтверждающих Его правоту, и в гневе
приказал Шривасе немедленно выгнать брахмачари вон.
Брахмачари сидел в уголке ни жив ни мертв. Но и насмерть
перепуганный, он был счастлив, что, по крайней мере,
ему удалось увидеть киртан Господа. Он согласился, что
Господь отругал его за дело, и смирился с тем, что ему
придется уйти. Итак, он выбрался из своего укрытия и
направился к двери. Но Господь Чайтанья читал в его
сердце, как в раскрытой книге. Он остановил его, подоз-
вал к Себе и положил Свою лотосную руку ему на голо-
ву: «Никогда не думай, что ты сможешь достичь Меня,
совершая аскезы и покаяния. Помни, что только тот, кто
принимает у Меня прибежище, может обрести Меня». С
этими словами Господь поставил Свои лотосные стопы
на голову брахмачари и позволил ему остаться. Из глаз
брахмачари потекли слезы от переполнившей его любви
к Богу. Затем киртан возобновился с прежней силой, и
брахмачари остался вместе со всеми.
??? 17.36-59
?????, 1995 ???
Текст 36
киртана шуни’ бахире тара джвали’ пуди’ маре
шривасере духкха дите нана йукти каре
Пылая от зависти, неверующие едва не превратились в
пепел. Охваченные жаждой мести, они строили козни,
чтобы навредить Шривасу Тхакуру.
98
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 37-38
эка-дина випра, нама—‘гопала чапала’
пашанди-прадхана сеи дурмукха, вачала
бхавани-пуджара саба самагри лана
ратре шривасера дваре стхана лепана
Однажды ночью, когда в доме Шриваса Тхакура шел
киртан, брахман Гопал Чапал, болтун, грубиян и пред-
водитель местных безбожников, подложил на порог дома
Шриваса Тхакура полный набор принадлежностей для
поклонения богине Дурге.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Гопал Чапал хотел
обесславить Шриваса Тхакура, доказав, что он только
притворяется вайшнавом, а на самом деле шакта, предан-
ный богини Бхавани, Дурги. В Бенгалии между предан-
ными богини Дурги и преданными Кришны существуют
постоянные трения. Многие бенгальцы, и прежде всего
мясоеды и пьяницы, поклоняются богиням Дурге, Кали,
Шитали и Чанди. Их называют шактами, преданными
шакти-таттвы, и они всегда завидуют вайшнавам.
Поскольку Шривас Тхакур был в Навадвипе известным
и всеми уважаемым вайшнавом, Гопал Чапал хотел очер-
нить его, доказав, что он шакта. Поэтому он положил на
порог его дома разные параферналии для поклонения Бха-
вани, жене Господа Шивы,—красный цветок, банановый
лист, кувшин с вином и красноватую сандаловую пасту.
Открыв поутру дверь своего дома, Шривас Тхакур уви-
дел все эти параферналии на пороге. Он позвал соседей,
уважаемых людей, и сказал им, что ночью поклонялся
богине Бхавани. Огорченные соседи позвали дворника,
99
Шри Чайтанья-чаритамрита
чтобы он все убрал и очистил место, побрызгав водой и
коровьим навозом. В «Чайтанья-Бхагавате» эта история
не упоминается.
Текст 39
калара пата упаре тхуила ода-пхула
харида, синдура ара ракта-чандала, надула
Гопал