Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 23

цели.

Под «равенством» Господь понимает равенство на

духовной основе:

само ’хам сарва-бхутешу

на ме двешйо ’сти на прийах

йе бхаджанти ту мам бхактйа

майи те тешу чапй ахам

«Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я

одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и

преданностью служит Мне,—тот Мой друг. Он всегда в

Моем сердце, и Я ему тоже друг» (Б.-г., 9.29). Это правда,

что Кришна в особенности благосклонен к Своему чис-

тому преданному, но ведь заниматься преданным служе-

нием может каждый. Господь Чайтанья распространяет

святое имя Господа, общаясь с которым каждый может

освободиться от осквернения. Таким образом, благодаря

милости Господа возможность стать чистым преданным

есть у каждого.

Шрила Прабхупада говорит в комментарии о том,

что даже дворники, которые в ведическом обществе счита-

ются неприкасаемыми, могут стать возвышенными вайш-

навами. Комментируя один из стихов «Бхагавад-гиты»,

Шрила Прабхупада говорит, что лучше быть искренним

дворником, чем медитирующим шарлатаном. И, хотя

люди склонны судить по внешним признакам и нередко

выражают почтение обманщикам, одетым как санньяси,

Шрила Прабхупада предупреждает, что лучше быть ис-

кренним дворником, чем таким «отреченным». Дворника,

если он служит Господу с преданностью, следует считать

возвышенной личностью.

105

Шри Чайтанья-чаритамрита

В «Бхагавад-гите» (3.6) говорится: «Тот, кто внешне

удерживает органы чувств от деятельности, но при этом

постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого

себя и называется притворщиком». С другой стороны, тот,

кто занимает свои чувства в искреннем служении Господу,

считается намного более возвышенным.

Текст 45

тина дина рахи ’сеи гопала-чапала

сарванге ха-ила куштха, вахе ракта-дхара

Через три дня Гопал Чапал заболел проказой. Из язв, ко-

торые покрывали его тело, сочилась кровь.

Текст 46

сарванга бедила ките, кате нирантара

асахйа ведана, духкхе джвалайе антара

Покрытый червями и насекомыми, которые глодали его

тело, Гопал Чапал невыносимо страдал. Тело его пылало

от боли.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Как видите,

Гопала Чапала преследовали разные виды огня: сначала

он пылал от зависти, теперь в его теле полыхает боль.

Текст 47

ганга-гхате врикша-тале рахе та’ васийа

эка дина бале кичху прабхуке декхийа

Проказа—болезнь заразная, и поэтому Гопал Чапал ушел

из деревни и сел под деревом на берегу Ганги. Однажды он

увидел Чайтанью Махапрабху, проходящего мимо него, и

106

Шри Чайтанья-чаритамрита

обратился к нему с таким словами:

Текст 48

грама-самбандхе ами томара матула

бхагина, муи куштха-вйадхите ханачхи вйакула

«Дорогой племянник, в соответствии с родственными свя-

зями в нашей деревне, я твой дядя. Взгляни, пожалуйста,

как я страдаю от проказы.

Текст 49

лока саба уддхарите томара аватара

муни бада дукхи, море караха уддхара

Ты воплощение Бога и спасаешь столько падших душ. Я

тоже падшая душа и невыносимо страдаю. Пожалуйста,

пролей на меня Свою милость, спаси меня».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Похоже, хотя Гопал

Чапал был грешником, болтуном и грубияном, ему была

также свойственна простота. Он верил, что Чайтанья

Махапрабху это воплощение Верховной Личности Бога,

который пришел, чтобы спасти все падшие души, и стал

молить Господа, чтобы Тот пролил на него милость и спас

его. Но он не знал, что спасение страждущих заключается

вовсе не в исцелении их телесных недугов. Только освобо-

дившись из когтей майи, то есть став здоровым духовно,

человек полностью излечивается также и от болезней тела.

Гопал Чапал хотел избавиться от страданий, вызванных

проказой,—только и всего, но Шри Чайтанья, хотя и внял

его искренним мольбам, решил просветить его по поводу

того, в чем истинная причина его страданий.

107

Шри Чайтанья-чаритамрита

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Встретившись

с Господом Чайтаньей, Гопал Чапал обратился к Нему

со словами: «Ты—воплощение Верховного Господа,

так освободи же меня!» Шрила Прабхупада обращает

наше внимание на то, что спасение падших душ не огра-

ничивается исцелением телесных недугов. Порой люди

этого не понимают. Страждущие—это один из четырех

типов людей, которые обращаются к Господу (ищущие

Абсолютную Истину, любопытные, жаждущие богатс-

тва и страждущие). Они хотят избавиться от страданий,

но не понимают, что, обратившись к Господу и приняв

Его прибежище, они могут решить эту проблему раз и

навсегда. Вместо того, чтобы преданно и бескорыстно

служить Господу, они обращаются к Нему с просьбами

об избавлении от страданий. Этот уровень нельзя назвать

очень высоким. Таким был и Гопал Чапал.

Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что

Господь вполне мог удовлетворить его просьбу. Но тому,

кто ищет прибежища у лотосных стоп Господа и молится

о том, чтобы Господь занял его служением, нет смысла

беспокоиться об освобождении—оно само приходит к его

порогу и ожидает его приказаний с молитвенно сложен-

ными руками. Такой преданный мог бы избавиться от

материальных болезней без особых усилий, но он готов

терпеть страдания. Он понимает, что болезни—результат

грехов, которые он совершил в прошлом. В «Шримад-

Бхагаватам» (10.14.8) говорится:

тат те ’нукампам су-самикшамано

бхунджана эватма-критам випакам

хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те

дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

108

Шри Чайтанья-чаритамрита

«Мой дорогой Господь, человек, который терпеливо

ждет Твоей беспричинной милости, смиренно сносит все

страдания, которые выпали на его долю из-за грехов,

совершенных им прежде, тот, кто предлагает Тебе свои

смиренные поклоны, чьи тело, ум и речь всегда заняты

служением Тебе, безусловно, достоин освобождения».

Преданный, который понимает, что страдания—это пос-

ледствия грехов, которые он совершил в прошлых жизнях,

готов терпеливо сносить все, что посылает ему Господь.

Он осознает, что заслуживает за свои грехи куда большего

наказания. Поэтому он принимает все, что выпадает на

его долю, и продолжает служить Господу. Так человек

становится достойным освобождения.

Я знал одного преданного, больного раком. Болезнь

эта неизлечима, но доктора старались его обнадежить и

уговаривали пройти курс лечения. Он пытался лечиться,

но не был уверен, что это так уж необходимо, ему каза-

лось, что продлевая свою жизнь, он продлевает свои стра-

дания, и что все это напрасно. Прежде этот преданный

не был очень серьезным, но заболев, очень изменился.

Он понял, что ему надлежит смириться с тем,

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21