цели.
Под «равенством» Господь понимает равенство на
духовной основе:
само ’хам сарва-бхутешу
на ме двешйо ’сти на прийах
йе бхаджанти ту мам бхактйа
майи те тешу чапй ахам
«Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я
одинаково отношусь ко всем. Но тот, кто с любовью и
преданностью служит Мне,—тот Мой друг. Он всегда в
Моем сердце, и Я ему тоже друг» (Б.-г., 9.29). Это правда,
что Кришна в особенности благосклонен к Своему чис-
тому преданному, но ведь заниматься преданным служе-
нием может каждый. Господь Чайтанья распространяет
святое имя Господа, общаясь с которым каждый может
освободиться от осквернения. Таким образом, благодаря
милости Господа возможность стать чистым преданным
есть у каждого.
Шрила Прабхупада говорит в комментарии о том,
что даже дворники, которые в ведическом обществе счита-
ются неприкасаемыми, могут стать возвышенными вайш-
навами. Комментируя один из стихов «Бхагавад-гиты»,
Шрила Прабхупада говорит, что лучше быть искренним
дворником, чем медитирующим шарлатаном. И, хотя
люди склонны судить по внешним признакам и нередко
выражают почтение обманщикам, одетым как санньяси,
Шрила Прабхупада предупреждает, что лучше быть ис-
кренним дворником, чем таким «отреченным». Дворника,
если он служит Господу с преданностью, следует считать
возвышенной личностью.
105
Шри Чайтанья-чаритамрита
В «Бхагавад-гите» (3.6) говорится: «Тот, кто внешне
удерживает органы чувств от деятельности, но при этом
постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого
себя и называется притворщиком». С другой стороны, тот,
кто занимает свои чувства в искреннем служении Господу,
считается намного более возвышенным.
Текст 45
тина дина рахи ’сеи гопала-чапала
сарванге ха-ила куштха, вахе ракта-дхара
Через три дня Гопал Чапал заболел проказой. Из язв, ко-
торые покрывали его тело, сочилась кровь.
Текст 46
сарванга бедила ките, кате нирантара
асахйа ведана, духкхе джвалайе антара
Покрытый червями и насекомыми, которые глодали его
тело, Гопал Чапал невыносимо страдал. Тело его пылало
от боли.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Как видите,
Гопала Чапала преследовали разные виды огня: сначала
он пылал от зависти, теперь в его теле полыхает боль.
Текст 47
ганга-гхате врикша-тале рахе та’ васийа
эка дина бале кичху прабхуке декхийа
Проказа—болезнь заразная, и поэтому Гопал Чапал ушел
из деревни и сел под деревом на берегу Ганги. Однажды он
увидел Чайтанью Махапрабху, проходящего мимо него, и
106
Шри Чайтанья-чаритамрита
обратился к нему с таким словами:
Текст 48
грама-самбандхе ами томара матула
бхагина, муи куштха-вйадхите ханачхи вйакула
«Дорогой племянник, в соответствии с родственными свя-
зями в нашей деревне, я твой дядя. Взгляни, пожалуйста,
как я страдаю от проказы.
Текст 49
лока саба уддхарите томара аватара
муни бада дукхи, море караха уддхара
Ты воплощение Бога и спасаешь столько падших душ. Я
тоже падшая душа и невыносимо страдаю. Пожалуйста,
пролей на меня Свою милость, спаси меня».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Похоже, хотя Гопал
Чапал был грешником, болтуном и грубияном, ему была
также свойственна простота. Он верил, что Чайтанья
Махапрабху это воплощение Верховной Личности Бога,
который пришел, чтобы спасти все падшие души, и стал
молить Господа, чтобы Тот пролил на него милость и спас
его. Но он не знал, что спасение страждущих заключается
вовсе не в исцелении их телесных недугов. Только освобо-
дившись из когтей майи, то есть став здоровым духовно,
человек полностью излечивается также и от болезней тела.
Гопал Чапал хотел избавиться от страданий, вызванных
проказой,—только и всего, но Шри Чайтанья, хотя и внял
его искренним мольбам, решил просветить его по поводу
того, в чем истинная причина его страданий.
107
Шри Чайтанья-чаритамрита
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Встретившись
с Господом Чайтаньей, Гопал Чапал обратился к Нему
со словами: «Ты—воплощение Верховного Господа,
так освободи же меня!» Шрила Прабхупада обращает
наше внимание на то, что спасение падших душ не огра-
ничивается исцелением телесных недугов. Порой люди
этого не понимают. Страждущие—это один из четырех
типов людей, которые обращаются к Господу (ищущие
Абсолютную Истину, любопытные, жаждущие богатс-
тва и страждущие). Они хотят избавиться от страданий,
но не понимают, что, обратившись к Господу и приняв
Его прибежище, они могут решить эту проблему раз и
навсегда. Вместо того, чтобы преданно и бескорыстно
служить Господу, они обращаются к Нему с просьбами
об избавлении от страданий. Этот уровень нельзя назвать
очень высоким. Таким был и Гопал Чапал.
Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что
Господь вполне мог удовлетворить его просьбу. Но тому,
кто ищет прибежища у лотосных стоп Господа и молится
о том, чтобы Господь занял его служением, нет смысла
беспокоиться об освобождении—оно само приходит к его
порогу и ожидает его приказаний с молитвенно сложен-
ными руками. Такой преданный мог бы избавиться от
материальных болезней без особых усилий, но он готов
терпеть страдания. Он понимает, что болезни—результат
грехов, которые он совершил в прошлом. В «Шримад-
Бхагаватам» (10.14.8) говорится:
тат те ’нукампам су-самикшамано
бхунджана эватма-критам випакам
хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те
дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
108
Шри Чайтанья-чаритамрита
«Мой дорогой Господь, человек, который терпеливо
ждет Твоей беспричинной милости, смиренно сносит все
страдания, которые выпали на его долю из-за грехов,
совершенных им прежде, тот, кто предлагает Тебе свои
смиренные поклоны, чьи тело, ум и речь всегда заняты
служением Тебе, безусловно, достоин освобождения».
Преданный, который понимает, что страдания—это пос-
ледствия грехов, которые он совершил в прошлых жизнях,
готов терпеливо сносить все, что посылает ему Господь.
Он осознает, что заслуживает за свои грехи куда большего
наказания. Поэтому он принимает все, что выпадает на
его долю, и продолжает служить Господу. Так человек
становится достойным освобождения.
Я знал одного преданного, больного раком. Болезнь
эта неизлечима, но доктора старались его обнадежить и
уговаривали пройти курс лечения. Он пытался лечиться,
но не был уверен, что это так уж необходимо, ему каза-
лось, что продлевая свою жизнь, он продлевает свои стра-
дания, и что все это напрасно. Прежде этот преданный
не был очень серьезным, но заболев, очень изменился.
Он понял, что ему надлежит смириться с тем,