Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 19

каке кичху на балибе

Преданный, который повторяет святое имя Господа, дол-

жен быть терпеливее дерева. Даже если его ругают или

наказывают, он не должен мстить.

86

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 28

катилеха тару йена кичху на болайа

шукаийа маре, табу джала на магайа

Дерево не протестует, даже если его рубят. И даже когда

оно засыхает и умирает, оно не просит воды.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Очень тяжело про-

являть такое терпение (тарор ива сахишнуна), но если

человек искренне воспевает Харе Кришна маха-мантру,

это качество развивается в нем само собой. Преданному,

которому, повторяя Харе Кришна маха-мантру, удалось

развить в себе высокое духовное сознание, нет нужды

беспокоиться о том, как приобрести это качество. Все

хорошие качества развиваются в нем просто благодаря

повторению Харе Кришна маха-мантры.

Текст 29

эи-мата ваишнава каре кичху на магиба

айачита-вритти, кимва шака-пхала кхаиба

Поэтому вайшнав не должен ни у кого ничего просить.

Если кто-нибудь сам дает ему что-нибудь, он может это

принять. Но если ему ничего не предлагают, вайшнав

должен быть доволен, приняв немного овощей и фруктов,

которые легко достать.

Текст 30

сада нама ла-иба, йатха-лабхете сантоша

эита ачара каре бхакти-дхарма-поша

Постоянное повторение святого имени нужно сделать

своим принципом и строго ему следовать. Также человек

87

Шри Чайтанья-чаритамрита

должен быть удовлетворен тем, что приходит к нему без

чрезмерных усилий. Такое поведение становится надежной

опорой в преданном служении.

Текст 31

тринад апи су-ничена

тарор ива сахишнуна

аманина мана-дена

киртанийах сада харих

Тот, кто считает себя ниже травы, кто терпеливее дере-

ва, кто не ожидает почтения к себе, но всегда выражает

почтение другим, может без труда повторять святое имя

Господа непрерывно».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Трава в этом стихе

упоминается потому, что ее все топчут, но она никогда не

протестует. Этот пример показывает: духовный учитель

или руководитель не должен гордиться своим положени-

ем, наоборот, он должен быть смиреннее обычных людей,

и проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху, повторяя

мантру Харе Кришна.

Текст 32

урдхва-баху кари кари’ кахон, шуна сарва-лока

нама-сутре гантхи’ пара кантхе эи шлока

Воздевая руки, я провозглашаю: «Послушайте меня, пожа-

луйста! Нанижите этот стих на нить святого имени и носите

его на шее, чтобы ни на мгновение его не забывать».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Повторяя Харе

Кришна маха-мантру в начале своего духовного пути,

88

Шри Чайтанья-чаритамрита

человек может совершать много оскорблений, которые

называются намабхаса и нама-апарадха. На этих уровнях

достичь любви к Кришне невозможно. Чтобы добиться

успеха, нужно повторять Харе Кришна в соответствии с

принципами, изложенными в стихе тринад апи су-ничена

тарор ива сахишнуна. В этой связи следует заметить, что

когда вы произносите Харе Кришна маха-мантру, нуж-

но задействовать и верхнюю, и нижнюю губу, а также

язык—все эти органы речи должны принимать участие в

повторении святого имени. Слова мантры следует про-

износить очень отчетливо. Некоторые люди вместо того,

чтобы повторять «Харе Кришна» правильно, губами и

языком, издают невнятное шипение.

Повторять Харе Кришна маха-мантру легко, но от-

носиться к этой практике нужно серьезно. Поэтому автор

«Шри Чайтанья-чаритамриты», Кришнадас Кавирадж

Госвами, советует всем носить этот стих на шее.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Для того, что-

бы достичь самосознания, нужно повторять святое имя

Господа. Человек, который хочет постоянно воспевать

святые имена, должен развить в себе определенные ка-

чества—быть смиренным, как трава, лежащая на дороге,

и терпеливым, как дерево. Если такого человека ругают

или наказывают, он не противится. Также для предан-

ного очень важно уметь прощать. Кришнадас Кавирадж

советует всем нанизать этот стих на нить святого имени

и всегда носить на шее, чтобы помнить и развивать в себе

перечисленные в нем качества. Повторение святого име-

ни и настроение, в котором это следует делать, подобны

ожерелью из жемчужин—и бусины, и нить, на которую

они нанизаны, составляют единое целое. Поэтому нуж-

89

Шри Чайтанья-чаритамрита

но повторять святое имя и развивать в себе смирение и

терпение.

В начале своей духовной практики человек повторяет

святое имя с оскорблениями.

намапарадха-йуктанам

наманй эва харантй агхам

авишранти-прайуктани

танй эвартха-карани чи

«Даже если человек, повторяя Харе Кришна маха-мантру,

совершает оскорбления, он может избавиться от этих ос-

корблений, если будет продолжать повторять святое имя»

(«Падма Пурана»). Уровень, на котором человек повторя-

ет святое имя с оскорблениями, называется нама-апарадха,

а промежуточный уровень, на котором человек начинает

постепенно очищаться от оскорблений—намабхаса. На

стадии абхаса человек уже может ощутить слабое отра-

жение святого имени, эта стадия предшествует чистому,

без оскорблений, повторению святого имени. Святое имя

на этой стадии столь могущественно, что может подарить

человеку освобождение.

Есть история о том, как один преданный, Баларама

Ачарья, пригласил Харидаса Тхакура пойти с ним вместе

в деревню Чандапур. Там, в доме Хираньи и Говардханы,

часто собирались ученые и обсуждали вопросы духовной

жизни, и Баларама Ачарья решил, что будет неплохо,

если они с Харидасом Тхакуром погостят там некоторое

время. Хозяева очень тепло их приняли, пригласили в дом,

усадили, и беседа началась. Харидас Тхакур был уважа-

емым и признанным вайшнавом, и преданные стали его

прославлять. Кто-то рассказал, что Харидас Тхакур пов-

90

Шри Чайтанья-чаритамрита

торяет триста тысяч святых имен ежедневно. Потом зашла

речь о святом имени, и один из ученых сказал, что святое

имя настолько могущественно, что способно даровать

обусловленной душе освобождение. Другой утверждал,

что, более того,—оно даже способно избавить человека

от всех последствий грехов, совершенных им прежде. Ха-

ридас Тхакур возразил: «Вы неправильно понимаете славу

святого имени. Вы считаете освобождение и избавление

от последствий грехов высшей, конечной целью повто-

рения святого имени. Но даже те, кто повторяют святое

имя на уровне намабхасы,—сказал Харидас,—немедленно

достигают освобождения! Конечная же цель повторения

святого имени—чистая любовь к Богу».

На ученых, присутствующих там, его слова произве-

ли большое впечатление. Они попросили его объяснить

подробнее сокровенный смысл этой истины. Харидас

Тхакур привел стих, в котором говорится, что первые же

лучи восходящего Солнца рассеивают тьму и разгоняют

сонмы духов и привидений. Когда же Солнце полностью

показывается над

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17