сагара
«На склоне лет Мадхавендра Пури ослаб настолько, что
не мог ходить, и Ишвара Пури преданно служил ему,
убирая за ним мочу и испражнения. Постоянно повторяя
Харе Кришна маха-мантру и помогая Мадхавендре Пури
помнить об играх Господа Кришны, Ишвара Пури служил
своему духовному учителю лучше других его учеников.
Поэтому Мадхавендра Пури был очень доволен им и
благословил его, сказав: „Сынок, я могу лишь молить
Кришну, чтобы Он пролил на тебя Свою милость“. Так
Ишвара Пури по милости своего духовного учителя,
Шри Мадхавендры Пури, стал великим преданным в
океане любви к Верховному Господу». Шрила Вишва-
натха Чакраварти Тхакур говорит в «Гурв-аштаке»: йасйа
прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гантих куто
’пи—«Кришна дарует Свои благословения по милости
духовного учителя. Без милости духовного учителя ду-
ховное продвижение невозможно». На примере Ишвары
Пури можно видеть, как по милости духовного учителя
преданный достигает совершенства. Верховный Господь
всегда защищает вайшнава, и если в старости вайшнав ста-
новится немощен, то для учеников это дает возможность
служить ему. Ишвара Пури удовлетворил своего духов-
ного учителя служением, и по его милости стал настолько
возвышенным преданным, что Сам Господь Чайтанья
Махапрабху принял его Своим духовным учителем.
Шрила Ишвара Пури был духовным учителем Шри
Чайтаньи Махапрабху. Незадолго до их встречи Ишва-
ра Пури побывал в Навадвипе, где несколько месяцев
прожил в доме Гопинатхи Ачарьи. Тогда-то Господь
Чайтанья и познакомился с ним. Известно, что Ишвара
Пури служил Господу, читая Ему свою книгу «Кришна-
74
Шри Чайтанья-чаритамрита
лиламрита». Об этом рассказано в «Чайтанья-Бхагавате»
(Ади-кханда, 11).
Чтобы показать пример, как ученик должен быть
верен духовному учителю, Шри Чайтанья Махапрабху,
Верховная Личность Бога, посетил место рождения своего
духовного учителя в Кумара-хатте и взял оттуда горсть
земли. Он очень бережно хранил ее и ел каждый день
понемногу. Об этом рассказывается в «Шри Чайтанья-
Бхагавате» (Ади-кханда, 17). Преданные и поныне, следуя
примеру Шри Чайтаньи Махапрабху, ездят туда, чтобы
взять горсть земли с места рождения Ишвары Пури.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-
хупада рассказывает в своем комментарии о том, как
Господь Чайтанья побывал в Кумара-хатте (месте, где
родился Ишвара Пури) и взял там горсть земли. Господь
зашел туда по пути в Гаю. Тогда же он получил от Ишва-
ры Пури мантру и стал его учеником. О первой встрече
Господа Чайтаньи с Ишварой Пури в доме Гопинатхи
Ачарьи можно рассказать много.
Многие спутники Господа пришли согласно Его же-
ланию на эту землю до Его появления: Адвайта Ачарья,
Мадхавендра Пури, Ишвара Пури, Харидас Тхакур,
Парамананда Пури, Пундарика Видьянидхи,—перечень
можно было бы продолжить. Все они родились в разных
местах Радхадеши, но один за другим пришли в Навадви-
пу после того, как там родился Господь Чайтанья. Так
было и с Ишварой Пури. Ишвара Пури путешествовал
в те времена, одетый не как санньяси-вайшнав. Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати объясняет, что Ишвара Пури
носил авешу, одежду экаданда-санньяси. Шрила Вридна-
ван дас Тхакур пишет, что Ишвара Пури не хотел, чтобы
75
Шри Чайтанья-чаритамрита
его узнавали, поскольку в те времена люди часто оскор-
бляли вайшнавов. Ишвара Пури был преданным самого
высокого уровня, его любовь к Господу была спонтанна
и экстатична, но он не проявлял признаков этой любви на
людях. Однако в обществе преданных он не мог скрывать
свои чувства, потому что от них он слышал о Кришне и
был не в силах сдерживать духовные эмоции и экстаз,
которые при этом испытывал.
Придя в Навадвипу, Ишвара Пури отправился в дом
Адвайты Ачарьи. Это не было случайностью, потому что
Адвайта Ачарья по сути был его духовным братом. Шри-
ла Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур рассказывает, что
Ишвара Пури очень любил бывать в обществе Адвайты
Ачарьи, который напоминал ему о его духовном учителе,
Мадхавендре Пури.
В «Чайтанья-Бхагавате» (Ади-кханда, 11.124) Врин-
даван дас Тхакур говорит: «Удачливая душа, которая
слушает эти прекрасные повествования об Ишварачан-
дре Пури, немедленно переносится к лотосным стопам
Господа Кришны, и с ней всегда пребудут Его милость и
благословения».
???-????, 10.134
??????, 17 ??? 1995 ????
эи панча путра томара мора прийапатра
рамананда саха мора деха-бхеда матра
Шри Чайтанья Махапрабху сказал Бхавананде Раю:
«Пятеро твоих сыновей—Мои преданные и очень дороги
Мне. Рамананда Рай и Я—одно целое, хотя тела у нас
разные».
76
Шри Чайтанья-чаритамрита
Комментарий Шрилы Прабхупады: В «Гаура-ганоддеше-
дипике» (120-124) сказано, что Рамананда Рай прежде
был Арджуной. Согласно одним источникам его считают
воплощением Лалиты, согласно другим—воплощением
Вишакхи. Рамананда Рай был самым близким преданным
Господа Чайтаньи Махапрабху. Шри Махапрабху сказал
однажды: «Хоть Я и санньяси, Мой ум порой приходит
в волнение, когда я вижу женщин. Но Рамананда Рай
выше, чем Я, потому что остается спокойным, даже когда
прикасается к ним». Только он способен на это, и никому
другому не стоит даже пытаться ему подражать. Но мы не
будем вдаваться в дальнейшее обсуждение этой темы.
Когда Господь Чайтанья проводил на земле Свои
заключительные игры и испытывал экстатические чувства
разлуки с Кришной, Рамананда Рай и Сварупа Дамодара
читали ему шлоки из «Шримад-Бхагаватам», стараясь Его
успокоить.
Встретиться с Раманандой Раем Господу посоветовал
Сарвабхаума Бхаттачарья, сказав Ему, что нет преданно-
го, который понимал бы супружескую любовь Кришны и
гопи лучше, чем Рамананда Рай. Господь Чайтанья как раз
собирался в путешествие по Южной Индии. Там, на берегу
Годавари, они долго беседовали, причем Рамананда Рай
учил Господа, а Господь ему внимал. В конце Чайтанья
Махапрабху подвел итог беседе: «Дорогой Рамананда
Рай, мы оба сумасшедшие, и благодаря тому, что мы столь
похожи, мы и сошлись так близко».
Впоследствии Господь Чайтанья посоветовал Рама-
нанде Раю оставить свой правительственный пост, пере-
ехать в Джаганнтаха Пури и жить там с Ним. Господь
Чайтанья Махапрабху отказался встретиться с Маха-
раджем Пратапарудрой, потому что тот был царем, но
77
Шри Чайтанья-чаритамрита
Рамананде Раю удалось устроить эту встречу. Эта история
описана в Мадхья-лиле (12.41-57). Шри