Позвали брахмана, и он стал читать
свои стихи. Было в них примерно следующее: «Верхов-
ная Личность Бога пришел в Своей сияющей золотой
форме. Он—душа Господа Джаганнатхи, чьи лотосные
глаза всегда широко раскрыты. Так Господь сошел на
эту землю в Джаганнатха Пури и вдохнул жизнь в грубую
материю. Пусть же Господь Шри Кришна Чайтаньядева
дарует вам добрую удачу». Вайшнавы, присутствовавшие
там, стали восхищаться: «Прекрасные стихи»—хвалили
они брахмана. «Объясни мне, будь добр, смысл этого
стиха»—обратился к брахману Сварупа Дамодара. Поэт
принялся объяснять. «Божество Джаганнатхи,—сказал
он,—очень красивое. Тело Божества принадлежит Госпо-
ду Чайтаньядеве. Он явился в Джаганнатха Пури, чтобы
одухотворить инертную материю этого мира». Сварупа
Дамодара, услышав это объяснение, очень рассердился:
«Негодяй! Ты не способен говорить о Господе! Нет в тебе
ни качеств, необходимых для этого, ни веры в Господа, и
поэтому твои стихи о Господе никуда не годятся. Послу-
шать тебя, так Господь это одно, а Его тело—нечто совсем
другое! Но ведь тело Господа трансцендентно, и между
ним и Им Самим нет разницы. Мало того: в твоих стихах
Господь предстает обычной душой, которая пребывает
51
Шри Чайтанья-чаритамрита
в теле и дает ему жизнь. Но ведь Господь дарует жизнь
всем живым существам, а не одному какому-то телу. Ты
же говоришь о нем, как о заурядном человеке».
Сварупа Дамодара доказал свою точку зрения, осно-
вываясь на шастрах. Он был очень сердит, а вайшнавы,
выслушав его суждение, поняли, какой промах они допус-
тили,—в стихах нашла отражение философия майавады, а
они этого не заметили. Пристыженный брахман почувс-
твовал себя так, как чувствует себя утка в окружении
лебедей. Но Сварупа Дамодара был по природе своей
очень добрым и милосердным, он вскоре сменил гнев на
милость и стал утешать брахмана: «Хотя ты и допустил
серьезную ошибку, богиня Сарасвати сделала так, что
твои стихи можно воспринять и как прославление Гос-
пода. И демоны, и даже полубоги иногда отзываются о
Господе нелицеприятно. Но богиня Сарасвати превраща-
ет обидные слова в хвалу Господу». Сварупа Дамодара
напомнил, что Индра, рассердившись на Господа, назвал
его избалованным болтливым мальчишкой, а Джара-
сандха сказал, что Господь пуруша адхама—«худший
представитель рода людского». Но богиня Сарасвати
превратила пуруша адхаму в пурушоттаму, что означа-
ет «тот, кому все подвластны». «То, что сказал ты, тоже
можно истолковать как прославление Господа»,—утешил
брахмана Сварупа Дамодара. Брахман выслушал все это
с большим смирением. Он остался в Джаганнатха Пури
с вайшнавами и принял у них прибежище.
Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что по
милости вайшнавов даже неумелый поэт может стать
мастером. Брахман, о котором мы рассказали,—нагляд-
ный тому пример. Сначала он тоже был неспособен пи-
сать стихи о Господе, потому что не принял прибежище
52
Шри Чайтанья-чаритамрита
высшего авторитета. Его суждения о Господе Чайтанье
нельзя было считать правильными.
В комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Опи-
сывать трансцендентные игры Верховной Личности
Бога—труд незаурядный. Если человека не уполномочил
на это высший авторитет или возвышенный преданный,
он не может создавать трансцендентную литературу, по-
тому что произведения такого рода должны быть безуко-
ризненными». Порой Господь не только уполномочивает
преданного высказывать свои суждения о преданном
служении, но и весьма настойчиво уговаривает его сделать
это. Так было с Раманандой Раем.
Как-то раз Господь Чайтанья попросил Рамананду
Рая рассказать, основываясь на шастрах, о высшей цели
жизни. Рамананда Рай начал с варнашрамы, затем стал
называть последовательно все более и более высокие
уровни, приводя соответствующие цитаты из писаний,
и каждый раз Господь говорил: «Ты прав, но расскажи
Мне о чем-то более возвышенном». Рамананда Рай по-
дошел к описанию рас преданного служения, рассказал
о родительской любви, дружбе и супружеской любви.
Господь Чайтанья был очень доволен, но заметил: «И
все же есть что-то более возвышенное». Тогда Рамананда
Рай заговорил о Шримати Радхарани и привел несколько
цитат из «Шримад-Бхагаватам», в которых говорилось
о Ее славе. Шри Чайтанья Махапрабху был тронут до
слез: «На этот раз ты действительно рассказал о наивыс-
шей цели, а все же, думаю, есть кое-что еще». «Господь,
что может быть выше?—растерялся Рамананда Рай.—Я
смогу поведать Тебе об этом, только если Ты сам будешь
говорить моими устами. Я не представляю, что это может
быть». Затем Рамананда Рай продолжил: «Рассказать об
53
Шри Чайтанья-чаритамрита
этом я могу только то, что подсказывает мне сердце, в
писаниях об этом—ни слова». Шри Чайтанья Махапрабху
попросил Рамананду Рая продолжать, и тот стал слагать
стихи в честь Господа. Он намекнул также, что Верховная
Личность Бога, Чайтанья Махапрабху, является объеди-
ненной формой Радхи и Кришны. Шастры остались в
стороне, а слова осознавшего себя вайшнава стали высшей
истиной. Господь входит в сердца таких вайшнавов и го-
ворит с ними, и тогда их суждения становятся такими же
весомыми, как шастры. Слова таких преданных—само
совершенство, они трансцендентны, безукоризненны, и
Господь очень рад их слушать. В «Махабхарате» (Вана-
парва, 313.117) есть стих:
дхармасйа таттвам нихитам гухайам
маха-джано йена гатах са пантхах
«Человек должен идти по стопам вайшнавов, облечен-
ных доверием Господа, и следовать тому пути, которому
следовали они». Если преданный получает полномочия
прославлять Господа, писать о Нем книги, у него сразу
появляются необходимые для этого способности. Дают
такие полномочия высшие авторитеты, возвышенные
вайшнавы. Преданный должен быть очень осмотритель-
ным и не браться за перо по собственному побуждению.
Текст 73
вайшнавера аджна пана чинтита-антаре
мадана-гопале гелан аджна махибаре
Вайшнавы дали мне указание писать о Господе, но все же в
глубине души я испытывал волнение, и поэтому отправился
в храм Мадана-мохана во Вриндаване, чтобы спросить
54
Шри Чайтанья-чаритамрита
разрешения также и у Него.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Вайшнавы всегда
следуют указаниям гуру и Кришны. Шрила Кришнадас
Кавирадж Госвами написал «Чайтанья-чаритамриту»
по их милости. Всех упомянутых преданных Кришнадас
Кавирадж Госвами считал своими гуру, духовными учи-
телями. Божество Мадана Гопала (Шри Мадана-мохана
виграха) это Сам Кришна. Поэтому Кришнадас