Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 11

Позвали брахмана, и он стал читать

свои стихи. Было в них примерно следующее: «Верхов-

ная Личность Бога пришел в Своей сияющей золотой

форме. Он—душа Господа Джаганнатхи, чьи лотосные

глаза всегда широко раскрыты. Так Господь сошел на

эту землю в Джаганнатха Пури и вдохнул жизнь в грубую

материю. Пусть же Господь Шри Кришна Чайтаньядева

дарует вам добрую удачу». Вайшнавы, присутствовавшие

там, стали восхищаться: «Прекрасные стихи»—хвалили

они брахмана. «Объясни мне, будь добр, смысл этого

стиха»—обратился к брахману Сварупа Дамодара. Поэт

принялся объяснять. «Божество Джаганнатхи,—сказал

он,—очень красивое. Тело Божества принадлежит Госпо-

ду Чайтаньядеве. Он явился в Джаганнатха Пури, чтобы

одухотворить инертную материю этого мира». Сварупа

Дамодара, услышав это объяснение, очень рассердился:

«Негодяй! Ты не способен говорить о Господе! Нет в тебе

ни качеств, необходимых для этого, ни веры в Господа, и

поэтому твои стихи о Господе никуда не годятся. Послу-

шать тебя, так Господь это одно, а Его тело—нечто совсем

другое! Но ведь тело Господа трансцендентно, и между

ним и Им Самим нет разницы. Мало того: в твоих стихах

Господь предстает обычной душой, которая пребывает

51

Шри Чайтанья-чаритамрита

в теле и дает ему жизнь. Но ведь Господь дарует жизнь

всем живым существам, а не одному какому-то телу. Ты

же говоришь о нем, как о заурядном человеке».

Сварупа Дамодара доказал свою точку зрения, осно-

вываясь на шастрах. Он был очень сердит, а вайшнавы,

выслушав его суждение, поняли, какой промах они допус-

тили,—в стихах нашла отражение философия майавады, а

они этого не заметили. Пристыженный брахман почувс-

твовал себя так, как чувствует себя утка в окружении

лебедей. Но Сварупа Дамодара был по природе своей

очень добрым и милосердным, он вскоре сменил гнев на

милость и стал утешать брахмана: «Хотя ты и допустил

серьезную ошибку, богиня Сарасвати сделала так, что

твои стихи можно воспринять и как прославление Гос-

пода. И демоны, и даже полубоги иногда отзываются о

Господе нелицеприятно. Но богиня Сарасвати превраща-

ет обидные слова в хвалу Господу». Сварупа Дамодара

напомнил, что Индра, рассердившись на Господа, назвал

его избалованным болтливым мальчишкой, а Джара-

сандха сказал, что Господь пуруша адхама—«худший

представитель рода людского». Но богиня Сарасвати

превратила пуруша адхаму в пурушоттаму, что означа-

ет «тот, кому все подвластны». «То, что сказал ты, тоже

можно истолковать как прославление Господа»,—утешил

брахмана Сварупа Дамодара. Брахман выслушал все это

с большим смирением. Он остался в Джаганнатха Пури

с вайшнавами и принял у них прибежище.

Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что по

милости вайшнавов даже неумелый поэт может стать

мастером. Брахман, о котором мы рассказали,—нагляд-

ный тому пример. Сначала он тоже был неспособен пи-

сать стихи о Господе, потому что не принял прибежище

52

Шри Чайтанья-чаритамрита

высшего авторитета. Его суждения о Господе Чайтанье

нельзя было считать правильными.

В комментарии Шрила Прабхупада говорит: «Опи-

сывать трансцендентные игры Верховной Личности

Бога—труд незаурядный. Если человека не уполномочил

на это высший авторитет или возвышенный преданный,

он не может создавать трансцендентную литературу, по-

тому что произведения такого рода должны быть безуко-

ризненными». Порой Господь не только уполномочивает

преданного высказывать свои суждения о преданном

служении, но и весьма настойчиво уговаривает его сделать

это. Так было с Раманандой Раем.

Как-то раз Господь Чайтанья попросил Рамананду

Рая рассказать, основываясь на шастрах, о высшей цели

жизни. Рамананда Рай начал с варнашрамы, затем стал

называть последовательно все более и более высокие

уровни, приводя соответствующие цитаты из писаний,

и каждый раз Господь говорил: «Ты прав, но расскажи

Мне о чем-то более возвышенном». Рамананда Рай по-

дошел к описанию рас преданного служения, рассказал

о родительской любви, дружбе и супружеской любви.

Господь Чайтанья был очень доволен, но заметил: «И

все же есть что-то более возвышенное». Тогда Рамананда

Рай заговорил о Шримати Радхарани и привел несколько

цитат из «Шримад-Бхагаватам», в которых говорилось

о Ее славе. Шри Чайтанья Махапрабху был тронут до

слез: «На этот раз ты действительно рассказал о наивыс-

шей цели, а все же, думаю, есть кое-что еще». «Господь,

что может быть выше?—растерялся Рамананда Рай.—Я

смогу поведать Тебе об этом, только если Ты сам будешь

говорить моими устами. Я не представляю, что это может

быть». Затем Рамананда Рай продолжил: «Рассказать об

53

Шри Чайтанья-чаритамрита

этом я могу только то, что подсказывает мне сердце, в

писаниях об этом—ни слова». Шри Чайтанья Махапрабху

попросил Рамананду Рая продолжать, и тот стал слагать

стихи в честь Господа. Он намекнул также, что Верховная

Личность Бога, Чайтанья Махапрабху, является объеди-

ненной формой Радхи и Кришны. Шастры остались в

стороне, а слова осознавшего себя вайшнава стали высшей

истиной. Господь входит в сердца таких вайшнавов и го-

ворит с ними, и тогда их суждения становятся такими же

весомыми, как шастры. Слова таких преданных—само

совершенство, они трансцендентны, безукоризненны, и

Господь очень рад их слушать. В «Махабхарате» (Вана-

парва, 313.117) есть стих:

дхармасйа таттвам нихитам гухайам

маха-джано йена гатах са пантхах

«Человек должен идти по стопам вайшнавов, облечен-

ных доверием Господа, и следовать тому пути, которому

следовали они». Если преданный получает полномочия

прославлять Господа, писать о Нем книги, у него сразу

появляются необходимые для этого способности. Дают

такие полномочия высшие авторитеты, возвышенные

вайшнавы. Преданный должен быть очень осмотритель-

ным и не браться за перо по собственному побуждению.

Текст 73

вайшнавера аджна пана чинтита-антаре

мадана-гопале гелан аджна махибаре

Вайшнавы дали мне указание писать о Господе, но все же в

глубине души я испытывал волнение, и поэтому отправился

в храм Мадана-мохана во Вриндаване, чтобы спросить

54

Шри Чайтанья-чаритамрита

разрешения также и у Него.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Вайшнавы всегда

следуют указаниям гуру и Кришны. Шрила Кришнадас

Кавирадж Госвами написал «Чайтанья-чаритамриту»

по их милости. Всех упомянутых преданных Кришнадас

Кавирадж Госвами считал своими гуру, духовными учи-

телями. Божество Мадана Гопала (Шри Мадана-мохана

виграха) это Сам Кришна. Поэтому Кришнадас

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9