исчерпывающе описал игры Господа
Чайтаньи.
Текст 45
сутра кари’ саба лила карила грантхана
пачхе вистарийа тахара каила виварана
Сначала он рассказал о развлечениях Господа вкратце, а
потом красочно описал их со всеми подробностями.
34
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 46
чаитанйа-чадрера лила ананта апара
варните варните грантха ха-ила вистара
Развлечения Господа Чайтаньи безграничны и неисчерпа-
емы, и поэтому книга стала весьма объемной.
Текст 47
вистара декхийа кичху санкоча хаила мана
сутра-дхрита кона лила на каила варнана
Он заметил, что некоторые игры описаны очень подробно,
тогда как другие—слишком коротко.
Текст 48
нитйананда-лила-варнане ха-ила авеша
чаитанйера шеша-лила рахила авашеша
Он вдохновенно описал игры Господа Нитьянанды, но о
последних развлечениях Господа Чайтаньи Махапрабху
не рассказал.
???-????, 8.62
????, 2 ??? 2000 ????
Текст 62
вайшнавера гуна-грахи, на декхайе доша
кайа-мано-вакйе каре вайшнава-сантоша
Он всегда замечал хорошие качества в вайшнавах, ни-
когда не искал в них недостатки и всем сердцем хотел
35
Шри Чайтанья-чаритамрита
одного—доставить вайшнавам удовольствие.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Вайшнав никогда
не ищет в других недостатков, это одно из его качеств,
и называется оно адоша-дарши. Разумеется, у любого
человека найдутся и достоинства, и недостатки—садж-
джана гунам иччханти дошам иччханти памарах. Но
вайшнав рассудителен, он обращает внимание только на
достоинства человека. Мухи слетаются на язвы, но пчёл
привлекает мед. Харидас Пандит никогда не искал в пре-
данных изъянов, он видел в них только хорошее.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В каждом
можно найти недостатки, если очень хочется. Но насто-
ящий вайшнав принимает во внимание только хорошие
качества человека. Харидас Пандит был именно таким
вайшнавом.
Когда мы говорим о качествах вайшнавов, мы долж-
ны понимать, что хотя есть качества, присущие всем
вайшнавам, проявляют они их каждый по-своему. Все
вайшнавы стараются видеть в преданных только хорошее
и не любят искать недостатки. Кто-нибудь, возможно,
истолкует данное утверждение следующим образом: «Дру-
гие преданные должны видеть во мне только хорошие
качества и не обращать внимания на мои недостатки».
Стоит такому человеку услышать в свой адрес что-либо,
пусть даже отдаленно напоминающее критику, он не-
медленно ощетинивается и занимает круговую оборону:
«Ах вот как! Ты ищешь во мне недостатки! Какой же ты
после этого вайшнав?» При этом он совершенно упускает
из виду, что, упрекая своего мнимого обидчика в том,
что он зря наводит критику, он, таким образом, сам его
критикует.
36
Шри Чайтанья-чаритамрита
Вайшнавы смиренны, и поэтому отношения между
ними всегда хорошие. Вайшнав всегда считает себя пад-
шим и недостойным, смирение это одно из его основных
качеств. Кришнадас Кавирадж Госвами называет себя
червем в испражнениях. В этой же главе—восьмой гла-
ве Ади-лилы—он говорит, что у него нет ни стыда, ни
совести, поскольку он, такой недостойный, взял на себя
смелость составить биографию Господа Чайтаньи. Криш-
надас Кавирадж считал себя недостойным писать о Шри
Чайтанье Махапрабху, но вайшнавы очень просили его
об этом, и он согласился. Вайшнавы скромны, и это еще
одно из их отличительных качеств.
Благодаря тому, что вайшнавы обладают такими
прекрасными качествами, в их обществе царят удивитель-
ные отношения любви. Они не завидуют друг другу, не
лицемерят. Каждый искренне уверен, что у него много не-
достатков, и поэтому воспринимает критику как должное,
в то же время сам никогда не ищет недостатков в других
вайшнавах, наоборот, отмечает в них лишь хорошие ка-
чества. Вот почему общение доставляет им радость.
Вайшнавы, которые находятся на трансцендентном
уровне, если и упрекают иногда друг друга, то только
из любви. В Мадьхя-лиле «Чайтанья-чаритамриты»
Кришнадас Кавирадж рассказывает о том, как Господь
Чайтанья (под предлогом встречи со Своим старшим
братом Вишварупой) собрался отправиться в Южную
Индию, чтобы распространить там святое имя. Многие
преданные хотели сопровождать Его, но Господь поже-
лал идти один, без спутников. Объясняя свое решение,
Он стал ругать их всех, начиная с Господа Нитьянанды,
которого Он обвинил в обмане. Шри Чайтанья Махап-
рабху напомнил Господу Нитьянанде, как тот отвел Его
37
Шри Чайтанья-чаритамрита
к дому Адвайты Ачарьи на берег Ганги и уверял Его, что
Ганга—это Ямуна. Также Господь Чайтанья напомнил
Нитьянанде, что Он сломал Его данду.
О Джагадананде Пандите Господь сказал: «Он все
время пытается склонить Меня к удовлетворению чувств и
сердится на Меня, когда Я не подчиняюсь». Господь был
санньяси, и поэтому не соглашался жить с удобствами,
как Джагадананда ни настаивал. Тот очень сердился на
Господа и не разговаривал с Ним, случалось, по три дня.
Аскезы, которые совершал Господь, не нравились не толь-
ко Джагадананде. Они ранили сердце Мукунды, и Господь
об этом знал: «Мукунде больно видеть Мои аскезы, а Мне
больно видеть, как переживает Мукунда».
Дамодару Пандита Господь обвинил в нарушении
вайшнавского этикета. «Я санньяси, а Дамодара всего
лишь брахмачари,—говорил Господь,—и, тем не менее, в
руках у него всегда палка, которую он держит наготове,
чтобы наказывать Меня. Он, верно, считает себя знато-
ком этикета, а Меня—неофитом». Так Господь, указывая
на недостатки преданных, объяснял, почему Он не хочет
брать никого из них с Собой в путешествие.
Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, почему
Господь Чайтанья упрекал Своих преданных. На самом
деле Господь Чайтанья давал понять, как Он ценит их
исключительные качества и те близкие, сокровенные
отношения, которые у Него были с каждым из них. Лю-
бовь этих преданных к Нему была так сильна, что они
забывали о правилах хорошего тона. Господу же это
доставляло радость, и Он прославлял Своих преданных,
хотя поверхностному взгляду могло показаться, что Он
их упрекал.
Похожая история случилась с Адвайтой Ачарьей и
38
Шри Чайтанья-чаритамрита
Господом Нитьянандой. «Ты выглядишь как отреченный
парамахамса, но принял санньясу только для того, чтобы
сытно есть!»—ругал Нитьянанду Адвайта Ачарья. Это
еще один пример, как вайшнав упрекает другого вайш-
нава, чтобы прославить его. Такие отношения возвышен-
ных вайшнавов нужно рассматривать как игры Господа.
Шрила Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-Бхагавате»
пишет, что в подобных спорах упаси нас Бог принимать
чью-нибудь сторону. Ни при каких