Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 7

исчерпывающе описал игры Господа

Чайтаньи.

Текст 45

сутра кари’ саба лила карила грантхана

пачхе вистарийа тахара каила виварана

Сначала он рассказал о развлечениях Господа вкратце, а

потом красочно описал их со всеми подробностями.

34

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 46

чаитанйа-чадрера лила ананта апара

варните варните грантха ха-ила вистара

Развлечения Господа Чайтаньи безграничны и неисчерпа-

емы, и поэтому книга стала весьма объемной.

Текст 47

вистара декхийа кичху санкоча хаила мана

сутра-дхрита кона лила на каила варнана

Он заметил, что некоторые игры описаны очень подробно,

тогда как другие—слишком коротко.

Текст 48

нитйананда-лила-варнане ха-ила авеша

чаитанйера шеша-лила рахила авашеша

Он вдохновенно описал игры Господа Нитьянанды, но о

последних развлечениях Господа Чайтаньи Махапрабху

не рассказал.

???-????, 8.62

????, 2 ??? 2000 ????

Текст 62

вайшнавера гуна-грахи, на декхайе доша

кайа-мано-вакйе каре вайшнава-сантоша

Он всегда замечал хорошие качества в вайшнавах, ни-

когда не искал в них недостатки и всем сердцем хотел

35

Шри Чайтанья-чаритамрита

одного—доставить вайшнавам удовольствие.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Вайшнав никогда

не ищет в других недостатков, это одно из его качеств,

и называется оно адоша-дарши. Разумеется, у любого

человека найдутся и достоинства, и недостатки—садж-

джана гунам иччханти дошам иччханти памарах. Но

вайшнав рассудителен, он обращает внимание только на

достоинства человека. Мухи слетаются на язвы, но пчёл

привлекает мед. Харидас Пандит никогда не искал в пре-

данных изъянов, он видел в них только хорошее.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В каждом

можно найти недостатки, если очень хочется. Но насто-

ящий вайшнав принимает во внимание только хорошие

качества человека. Харидас Пандит был именно таким

вайшнавом.

Когда мы говорим о качествах вайшнавов, мы долж-

ны понимать, что хотя есть качества, присущие всем

вайшнавам, проявляют они их каждый по-своему. Все

вайшнавы стараются видеть в преданных только хорошее

и не любят искать недостатки. Кто-нибудь, возможно,

истолкует данное утверждение следующим образом: «Дру-

гие преданные должны видеть во мне только хорошие

качества и не обращать внимания на мои недостатки».

Стоит такому человеку услышать в свой адрес что-либо,

пусть даже отдаленно напоминающее критику, он не-

медленно ощетинивается и занимает круговую оборону:

«Ах вот как! Ты ищешь во мне недостатки! Какой же ты

после этого вайшнав?» При этом он совершенно упускает

из виду, что, упрекая своего мнимого обидчика в том,

что он зря наводит критику, он, таким образом, сам его

критикует.

36

Шри Чайтанья-чаритамрита

Вайшнавы смиренны, и поэтому отношения между

ними всегда хорошие. Вайшнав всегда считает себя пад-

шим и недостойным, смирение это одно из его основных

качеств. Кришнадас Кавирадж Госвами называет себя

червем в испражнениях. В этой же главе—восьмой гла-

ве Ади-лилы—он говорит, что у него нет ни стыда, ни

совести, поскольку он, такой недостойный, взял на себя

смелость составить биографию Господа Чайтаньи. Криш-

надас Кавирадж считал себя недостойным писать о Шри

Чайтанье Махапрабху, но вайшнавы очень просили его

об этом, и он согласился. Вайшнавы скромны, и это еще

одно из их отличительных качеств.

Благодаря тому, что вайшнавы обладают такими

прекрасными качествами, в их обществе царят удивитель-

ные отношения любви. Они не завидуют друг другу, не

лицемерят. Каждый искренне уверен, что у него много не-

достатков, и поэтому воспринимает критику как должное,

в то же время сам никогда не ищет недостатков в других

вайшнавах, наоборот, отмечает в них лишь хорошие ка-

чества. Вот почему общение доставляет им радость.

Вайшнавы, которые находятся на трансцендентном

уровне, если и упрекают иногда друг друга, то только

из любви. В Мадьхя-лиле «Чайтанья-чаритамриты»

Кришнадас Кавирадж рассказывает о том, как Господь

Чайтанья (под предлогом встречи со Своим старшим

братом Вишварупой) собрался отправиться в Южную

Индию, чтобы распространить там святое имя. Многие

преданные хотели сопровождать Его, но Господь поже-

лал идти один, без спутников. Объясняя свое решение,

Он стал ругать их всех, начиная с Господа Нитьянанды,

которого Он обвинил в обмане. Шри Чайтанья Махап-

рабху напомнил Господу Нитьянанде, как тот отвел Его

37

Шри Чайтанья-чаритамрита

к дому Адвайты Ачарьи на берег Ганги и уверял Его, что

Ганга—это Ямуна. Также Господь Чайтанья напомнил

Нитьянанде, что Он сломал Его данду.

О Джагадананде Пандите Господь сказал: «Он все

время пытается склонить Меня к удовлетворению чувств и

сердится на Меня, когда Я не подчиняюсь». Господь был

санньяси, и поэтому не соглашался жить с удобствами,

как Джагадананда ни настаивал. Тот очень сердился на

Господа и не разговаривал с Ним, случалось, по три дня.

Аскезы, которые совершал Господь, не нравились не толь-

ко Джагадананде. Они ранили сердце Мукунды, и Господь

об этом знал: «Мукунде больно видеть Мои аскезы, а Мне

больно видеть, как переживает Мукунда».

Дамодару Пандита Господь обвинил в нарушении

вайшнавского этикета. «Я санньяси, а Дамодара всего

лишь брахмачари,—говорил Господь,—и, тем не менее, в

руках у него всегда палка, которую он держит наготове,

чтобы наказывать Меня. Он, верно, считает себя знато-

ком этикета, а Меня—неофитом». Так Господь, указывая

на недостатки преданных, объяснял, почему Он не хочет

брать никого из них с Собой в путешествие.

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, почему

Господь Чайтанья упрекал Своих преданных. На самом

деле Господь Чайтанья давал понять, как Он ценит их

исключительные качества и те близкие, сокровенные

отношения, которые у Него были с каждым из них. Лю-

бовь этих преданных к Нему была так сильна, что они

забывали о правилах хорошего тона. Господу же это

доставляло радость, и Он прославлял Своих преданных,

хотя поверхностному взгляду могло показаться, что Он

их упрекал.

Похожая история случилась с Адвайтой Ачарьей и

38

Шри Чайтанья-чаритамрита

Господом Нитьянандой. «Ты выглядишь как отреченный

парамахамса, но принял санньясу только для того, чтобы

сытно есть!»—ругал Нитьянанду Адвайта Ачарья. Это

еще один пример, как вайшнав упрекает другого вайш-

нава, чтобы прославить его. Такие отношения возвышен-

ных вайшнавов нужно рассматривать как игры Господа.

Шрила Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-Бхагавате»

пишет, что в подобных спорах упаси нас Бог принимать

чью-нибудь сторону. Ни при каких

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5