Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 4

на себе волосы. Вбежав в комнату,

Читракету увидел ее, плачущую, с мертвым ребенком на

19

Шри Чайтанья-чаритамрита

руках. Его скорби не было предела.

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что сын царя

Читракету был его врагом в предыдущей жизни, и он

родился в его семье только для того, чтобы получить

возможность причинить ему нестерпимую боль. Царь,

конечно же, не догадывался об этом, он мечтал о том, как

он будет счастлив, когда у него родится ребенок.

В этом призрачном мире страдание—неразлучная

спутница счастья. Чтобы выбраться из дебрей иллюзии,

следует понять, что «я» не значит «тело», хотя все наши

действия так или иначе с ним связаны. Если человек не

понимает разницу между душой и телом, он не сможет

отличить и материальную деятельность от духовной. По-

лучить это трансцендентное знание можно только из аб-

солютного источника, именно поэтому слушать послание

«Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» необычайно

важно. Это единственная возможность постичь то, что

выходит за рамки нашего опыта в этом мире.

???-????, 8.33-48

????, 29 ?????? 2000 ????

Кришнадас Кавирадж Госвами во многих стихах «Чай-

танья-чаритамриты» прославляет великое произведение

Вриндавана даса Тхакура, «Чайтанья-Бхагавату». Врин-

даван дас Тхакур был предшественником Кришнадаса

Кавираджа Госвами, его книга, описывающая игры

Господа Чайтаньи, появилась первой, а книга Криш-

надаса Кавираджа представляет собой продолженное и

расширенное описание этих игр. Кришнадас Кавирадж

Госвами не хотел нарушать этикет и совершать оскорб-

ление, еще раз повторяя в своей книге описание тех игр,

которые Вриндаван дас Тхакур, предыдущий ачарья, уже

20

Шри Чайтанья-чаритамрита

представил в своей «Чайтанья-Бхагавате».

Нет, разумеется, ничего зазорного в том, чтобы пов-

торять другим то, что мы слышали от предыдущих ачарий.

Здесь речь идет о другом—о том случае, когда вайшнав

создает трансцендентное произведение. Следует соблю-

дать величайшую осторожность и не пытаться превзойти

предыдущего ачарью. Вайшнав, который берется писать

об играх Господа, должен считать себя последователем

предыдущих ачарий. Нельзя полагать, будто твое произве-

дение или твои комментарии затмевают труды предшест-

венников. Таков принцип ученической преемственности.

Все, что преданному удается свершить, становится воз-

можным по милости предшествующих ачарий.

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что в своей

книге он рассказывает только о тех играх Господа Чайта-

ньи, которых нет в «Чайтанья-Бхагавате». Вриндаван дас

Тхакур часто в «Чайтанья-Бхагавате» писал: «Я не стану

вдаваться в подробности, потому что книга может стать

слишком большой». Также он говорил, что позже эти

игры Господа Чайтаньи будут описаны более подробно.

Вриндаван дас Тхакур знал, что со временем игры Шри

Чайтаньи Махапрабху, о которых он не рассказал в своей

«Чайтанья-Бхагавате», будут описаны кем-то другим.

Кришнадас Кавирадж Госвами пишет: «Я взялся

выполнить просьбу вайшнавов и написать о тех играх

Господа Чайтаньи, которые не были упомянуты Врин-

даваном дасом Тхакуром». В восьмой главе Ади-лилы,

которая так и называется,—«Автор получает указание

написать „Чайтанья-чаритамриту“»,—Кришнадас Кави-

радж Госвами рассказывает, как вайшнавы попросили его

написать биографию Шри Чайтаньи Махапрабху.

Вриндаван дас Тхакур является воплощением Шри-

21

Шри Чайтанья-чаритамрита

лы Вьясадевы и Кусумапиды, пастушка, друга Господа

Кришны. Его матерью была Нараяни деви, племянница

Шриваса Пандита. У Шриваса Пандита было три брата, и

Нараяни была дочерью одного из них. Она вышла замуж

за Вайкунтху даса, но он оставил этот мир, когда она была

беременна. После смерти мужа Нараяни и ее сын находи-

лись под опекой Васудевы Датты. Вриндаван дас Тхакур

много читал и слушал об играх Господа, в том числе от

своей матери. Нараяни была первой, кто получил милость

Господа в начале Его движения санкиртаны. Ей было все-

го четыре года, когда Господь Чайтанья дал ей остатков

Своей пищи. Она попробовала их, и ее переполнила лю-

бовь к Богу. Шри Чайтанья Махапрабху хотел показать,

что любой человек может развить в себе естественную

любовь к Богу. Он хотел дать понять Шривасу Пандиту,

что пришел в этот мир для того, чтобы раздавать людям

эту любовь. Господь Чайтанья наделил любовью к Богу

Нараяни деви. Она была современницей Шри Чайтаньи

Махапрабху и воочию видела многие из Его игр.

Вриндаван дас Тхакур слышал о множестве трансцен-

дентных развлечений Господа от своей матери и Мурари

Гупты, который жил в Навадвипе и вел замечательные

дневники об играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Особое

место в них отводилось Его развлечениям в раннем де-

тстве. Именно они легли в основу его книги «Шри Чай-

танья-чариты». Кришнадас Кавирадж Госвами создавал

свой труд, тоже основываясь на дневниках Мурари Гупты

и Рагхунатхи даса Госвами. Кришнадас Кавирадж облек

дневники в литературную форму, и, благодаря этому,

мы теперь можем вкушать остатки пищи Мурари Гупты

и Рагхунатхи даса Госвами, которые они оставили для

нас. Мы получили эти остатки пищи от великих ачарий,

22

Шри Чайтанья-чаритамрита

и вкушать их надлежит в обществе преданных.

Текст 33

оре мудха лока, шуна чаитанйа-мангала

чаитанйа-махима йате джанибе сакала

О неразумные, просто читайте «Шри Чайтанья-мангалу»!

Так вы сможете понять славу Шри Чайтаньи Махапраб-

ху.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Вриндаван дас Тхакур

сначала назвал свою книгу «Шри Чайтанья-мангала», но

Шрила Лочана дас Тхакур впоследствии тоже написал

биографию Шри Чайтаньи Махапрабху, и тоже озаглавил

ее «Шри Чайтанья-мангала». Поэтому Шрила Вриндаван

дас Тхакур изменил название своей книги, и с тех пор она

известна как «Шри Чайтанья-Бхагавата».

Вриндаван дас Тхакур очень подробно описал жизнь

Шри Чайтаньи Махапрабху, и Кришнадас Кавирадж

Госвами поэтому рассказывает в своей книге только о

тех играх, о которых не упомянул Вриндаван дас Тхакур.

То, как Кришнадас Кавирадж относится к своему лите-

ратурному предшественнику, говорит о его отношении к

ученической последовательности. Вайшнав, который со-

здает трансцендентную литературу, не стремится затмить

славу предыдущих ачарий.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Есть история

о Валлабхе Бхатте, преданном, который гордился своими

знаниями. Ему очень хотелось, чтобы люди слушали его

комментарии на «Шримад-Бхагаватам» и одобряли их.

Валлабха Бхатта решил отправиться к Господу Чайтанье

и представить свой комментарий на Его суд. Господь по-

23

Шри Чайтанья-чаритамрита

нял, зачем это

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2