Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 51 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 51

все же имеет

место. Освобождения можно достичь, только полностью

выйдя из-под влияния гун. Так или иначе, философия

майавади держит человека в обусловленном состоянии.

Тот же, кто получил должное посвящение и становится

вайшнавом, становится брахманом естественным обра-

зом, в этом не может быть сомнений. Это подтверждает

«Гаруда Пурана»:

брахмананам сахасребхйах

сатра-йаджи вишишйате

сатра-йаджи-сахасребхйах

сарва-веданта-парагах

сарва-веданта-вит-котйа

вишну-бхакто вишишйате

«Из тысяч брахманов может быть лишь один достоин про-

водить ягьи. Из многих тысяч таких достойных брахманов

может быть, только один полностью понимает филосо-

фию веданты. Из многих миллионов таких знатоков ве-

данты возможно только один становится вишну-бхактой,

преданным Господа Вишну. Он самый возвышенный из

них».

Не став брахманом, полностью наделенным всеми

необходимыми качествами, невозможно продвигаться в

познании духовной науки. Настоящий брахман никогда

242

Шри Чайтанья-чаритамрита

не завидует вайшнавам. Если он завидует, его считают

несовершенным неофитом. Брахманы-имперсоналисты

всегда высказываются против принципов вайшнавизма.

Они завидуют вайшнавам, потому что не знают о цели

жизни—на те видух свартха-гатим хи вишнум. Но когда

брахман становится вайшнавом, двойственность исчезает.

Если брахман не становится вайшнавом, он, безусловно,

падает с уровня брахмана. Об этом говорится и в «Шри-

мад-Бхагаватам» (11.5.3): на бхаджантй аваджнанти

стханад бхраштах патантй адхах—«Он неизбежно ли-

шится своего положения».

Мы можем видеть, что в эпоху Кали многие из так

называемых брахманов завидуют вайшнавам. Осквернен-

ные веком Кали брахманы считают поклонение Божествам

плодом воображения: арчйе вишнау шила-дхир гурушу

нара-матир ваишнаве джати-буддхих. Такие осквернен-

ные брахманы могут представлять себе форму Господа,

но при этом они думают, что Божество в храме сделано из

камня или дерева, а гуру—обычный человек, и не согласны

с тем, что Движение сознания Кришны может воспитать

вайшнава. Многие из так называемых брахманов пыта-

ются бороться с нами. Они спрашивают: «Как вы можете

воспитывать брахманов из европейцев и американцев?

Брахманом можно только родиться—в семье брахманов».

Они не принимают во внимание тот факт, что в священных

писаниях нет подобных утверждений. Господь Кришна

ясно говорит в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур-варнйам

майа сриштам гуна-карма-вибхагашах—«В соответствии с

тремя гунами материальной природы и связанной с ними

деятельности, Я разделил человеческое общество на четы-

ре сословия. Но знай же, что хотя Я и являюсь создателем

этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен

243

Шри Чайтанья-чаритамрита

к какой-либо деятельности». Брахман—не порождение

кастовой системы. Человек становится брахманом, только

если он воспитал в себе определенные качества. Точно

так же вайшнав не принадлежит к какой-нибудь опреде-

ленной касте—его положение можно определить по его

преданному служению.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-

хупада часто говорил, что вайшнавом человек может

стать только благодаря общению с вайшнавом, когда

он должным образом получает инициацию и проходит

обучение у авторитетного духовного учителя. Постепенно

очищаясь, такой человек сначала становится брахманом.

Шрила Прабхупада также говорил, что брахман должен

взращивать в себе качества преданного. Если человек

завидует вайшнавам, его нельзя назвать даже брахманом,

а о том, чтобы назвать его вайшнавом, не может быть и

речи. Чтобы развиваться духовно, нужно стать брахманом

и взращивать в себе необходимые качества. Если человек

завидует вайшнавам, это указывает на то, что он осквер-

нен и является неофитом, кроме того, Шрила Прабхупада

говорит, что такой человек не знает о цели жизни: на те

видух свартха-гатим хи вишнум (Бхаг., 7.5.31). В этом

стихе говорится, что обусловленные души в большинстве

своем не понимают, что цель жизни состоит в том, чтобы

служить Господу с преданностью и в конце жизни вер-

нуться домой, к Богу. Такие люди зачастую принимают

обычного человека, который так же, как и они, обуслов-

лен материей, своим духовным учителем или лидером.

* ???? ???? ????? ????? ????? ? «??????-?????????-??????» (1.1.12)

? «????????-???????????» (??????-????, 19.170).

244

Шри Чайтанья-чаритамрита

Они враждебно относятся к вайшнавам, потому что

вайшнавы утверждают: цель жизни состоит в том, чтобы

удовлетворить Верховного Господа Вишну.

Нельзя считать брахманом человека, который зави-

дует вайшнавам. Шрила Прабхупада пишет об этом в

комментарии. Он вспоминает, что многие так называемые

брахманы завидовали его проповеди на Западе, тому, что

он воспитывает брахманов из европейцев и американцев.

Эти завистливые люди пытались отстоять свое едино-

личное право на брахманическую культуру, утверждая,

что брахманом можно называть себя только по праву

рождения. «Если человек в предыдущей жизни был до-

статочно благочестив,—говорили они,—он рождается в

семье брахманов». Но ни Шрила Прабхупада, ни Шрила

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, ни другие вайшнав-

ские ачарьи не поддерживали такую точку зрения. Они

прямо и открыто проповедовали, что человек не может

считаться вайшнавом просто по праву рождения или на

основе какого бы то ни было другого внешнего признака.

Не положение и не титул, но качества и поведение дают

нам основания, чтобы назвать человека брахманом или

вайшнавом. Шрила Прабхупада часто говорил: «То, что

человек носит на шее шнур, еще не значит, что он брах-

ман. Быть брахманом означает иметь качества брахмана».

Пытаясь обосновать свое право называться брахманом,

не стоит использовать в качестве аргумента формальные

признаки, нет смысла обманывать себя. Называют ли вас

брахманом другие люди, носите ли вы одежду вайшнава

или даже занимаете в ИСККОН какой-либо пост—это не

критерий. Следует быть крайне осторожным и не заблуж-

даться по поводу того, что пост и другие формальные,

внешние признаки сами по себе свидетельствуют о возвы-

245

Шри Чайтанья-чаритамрита

шенном положении человека, указывают на его духовное

продвижение в сознании Кришны—ничего подобного.

Поведение и поступки человека—вот доподлинный при-

знак, указывающий на уровень его духовного продвиже-

ния. Так Шрила Прабхупада говорил о людях, которые

считают себя брахманами и при этом завидуют вайшнаву,

его успешной, действенной проповеди принципов «Шри-

мад-Бхагаватам»,—проповеди, о которой говорится:

кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша

абхира-шумбха йаванах кхасадайах

йе ’нйе ча папа йад-апашрайашрайах

шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах

«Кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, абхиры, шумб-

хи, яваны, представители племен кхасов и даже те, кто пог-

ряз во всех грехах, благодаря безграничному могуществу

Господа могут очиститься, приняв покровительство Его

преданных. Я склоняюсь перед Ним в глубоком

Навигация:

Страница 53
Страница 52
-- Страница 51 --
Страница 50
Страница 49