все же имеет
место. Освобождения можно достичь, только полностью
выйдя из-под влияния гун. Так или иначе, философия
майавади держит человека в обусловленном состоянии.
Тот же, кто получил должное посвящение и становится
вайшнавом, становится брахманом естественным обра-
зом, в этом не может быть сомнений. Это подтверждает
«Гаруда Пурана»:
брахмананам сахасребхйах
сатра-йаджи вишишйате
сатра-йаджи-сахасребхйах
сарва-веданта-парагах
сарва-веданта-вит-котйа
вишну-бхакто вишишйате
«Из тысяч брахманов может быть лишь один достоин про-
водить ягьи. Из многих тысяч таких достойных брахманов
может быть, только один полностью понимает филосо-
фию веданты. Из многих миллионов таких знатоков ве-
данты возможно только один становится вишну-бхактой,
преданным Господа Вишну. Он самый возвышенный из
них».
Не став брахманом, полностью наделенным всеми
необходимыми качествами, невозможно продвигаться в
познании духовной науки. Настоящий брахман никогда
242
Шри Чайтанья-чаритамрита
не завидует вайшнавам. Если он завидует, его считают
несовершенным неофитом. Брахманы-имперсоналисты
всегда высказываются против принципов вайшнавизма.
Они завидуют вайшнавам, потому что не знают о цели
жизни—на те видух свартха-гатим хи вишнум. Но когда
брахман становится вайшнавом, двойственность исчезает.
Если брахман не становится вайшнавом, он, безусловно,
падает с уровня брахмана. Об этом говорится и в «Шри-
мад-Бхагаватам» (11.5.3): на бхаджантй аваджнанти
стханад бхраштах патантй адхах—«Он неизбежно ли-
шится своего положения».
Мы можем видеть, что в эпоху Кали многие из так
называемых брахманов завидуют вайшнавам. Осквернен-
ные веком Кали брахманы считают поклонение Божествам
плодом воображения: арчйе вишнау шила-дхир гурушу
нара-матир ваишнаве джати-буддхих. Такие осквернен-
ные брахманы могут представлять себе форму Господа,
но при этом они думают, что Божество в храме сделано из
камня или дерева, а гуру—обычный человек, и не согласны
с тем, что Движение сознания Кришны может воспитать
вайшнава. Многие из так называемых брахманов пыта-
ются бороться с нами. Они спрашивают: «Как вы можете
воспитывать брахманов из европейцев и американцев?
Брахманом можно только родиться—в семье брахманов».
Они не принимают во внимание тот факт, что в священных
писаниях нет подобных утверждений. Господь Кришна
ясно говорит в «Бхагавад-гите» (4.13): чатур-варнйам
майа сриштам гуна-карма-вибхагашах—«В соответствии с
тремя гунами материальной природы и связанной с ними
деятельности, Я разделил человеческое общество на четы-
ре сословия. Но знай же, что хотя Я и являюсь создателем
этой системы, Сам Я, вечный и неизменный, непричастен
243
Шри Чайтанья-чаритамрита
к какой-либо деятельности». Брахман—не порождение
кастовой системы. Человек становится брахманом, только
если он воспитал в себе определенные качества. Точно
так же вайшнав не принадлежит к какой-нибудь опреде-
ленной касте—его положение можно определить по его
преданному служению.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Праб-
хупада часто говорил, что вайшнавом человек может
стать только благодаря общению с вайшнавом, когда
он должным образом получает инициацию и проходит
обучение у авторитетного духовного учителя. Постепенно
очищаясь, такой человек сначала становится брахманом.
Шрила Прабхупада также говорил, что брахман должен
взращивать в себе качества преданного. Если человек
завидует вайшнавам, его нельзя назвать даже брахманом,
а о том, чтобы назвать его вайшнавом, не может быть и
речи. Чтобы развиваться духовно, нужно стать брахманом
и взращивать в себе необходимые качества. Если человек
завидует вайшнавам, это указывает на то, что он осквер-
нен и является неофитом, кроме того, Шрила Прабхупада
говорит, что такой человек не знает о цели жизни: на те
видух свартха-гатим хи вишнум (Бхаг., 7.5.31). В этом
стихе говорится, что обусловленные души в большинстве
своем не понимают, что цель жизни состоит в том, чтобы
служить Господу с преданностью и в конце жизни вер-
нуться домой, к Богу. Такие люди зачастую принимают
обычного человека, который так же, как и они, обуслов-
лен материей, своим духовным учителем или лидером.
* ???? ???? ????? ????? ????? ? «??????-?????????-??????» (1.1.12)
? «????????-???????????» (??????-????, 19.170).
244
Шри Чайтанья-чаритамрита
Они враждебно относятся к вайшнавам, потому что
вайшнавы утверждают: цель жизни состоит в том, чтобы
удовлетворить Верховного Господа Вишну.
Нельзя считать брахманом человека, который зави-
дует вайшнавам. Шрила Прабхупада пишет об этом в
комментарии. Он вспоминает, что многие так называемые
брахманы завидовали его проповеди на Западе, тому, что
он воспитывает брахманов из европейцев и американцев.
Эти завистливые люди пытались отстоять свое едино-
личное право на брахманическую культуру, утверждая,
что брахманом можно называть себя только по праву
рождения. «Если человек в предыдущей жизни был до-
статочно благочестив,—говорили они,—он рождается в
семье брахманов». Но ни Шрила Прабхупада, ни Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, ни другие вайшнав-
ские ачарьи не поддерживали такую точку зрения. Они
прямо и открыто проповедовали, что человек не может
считаться вайшнавом просто по праву рождения или на
основе какого бы то ни было другого внешнего признака.
Не положение и не титул, но качества и поведение дают
нам основания, чтобы назвать человека брахманом или
вайшнавом. Шрила Прабхупада часто говорил: «То, что
человек носит на шее шнур, еще не значит, что он брах-
ман. Быть брахманом означает иметь качества брахмана».
Пытаясь обосновать свое право называться брахманом,
не стоит использовать в качестве аргумента формальные
признаки, нет смысла обманывать себя. Называют ли вас
брахманом другие люди, носите ли вы одежду вайшнава
или даже занимаете в ИСККОН какой-либо пост—это не
критерий. Следует быть крайне осторожным и не заблуж-
даться по поводу того, что пост и другие формальные,
внешние признаки сами по себе свидетельствуют о возвы-
245
Шри Чайтанья-чаритамрита
шенном положении человека, указывают на его духовное
продвижение в сознании Кришны—ничего подобного.
Поведение и поступки человека—вот доподлинный при-
знак, указывающий на уровень его духовного продвиже-
ния. Так Шрила Прабхупада говорил о людях, которые
считают себя брахманами и при этом завидуют вайшнаву,
его успешной, действенной проповеди принципов «Шри-
мад-Бхагаватам»,—проповеди, о которой говорится:
кирата-хунандхра-пулинда-пулкаша
абхира-шумбха йаванах кхасадайах
йе ’нйе ча папа йад-апашрайашрайах
шудхйанти тасмаи прабхавишнаве намах
«Кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, абхиры, шумб-
хи, яваны, представители племен кхасов и даже те, кто пог-
ряз во всех грехах, благодаря безграничному могуществу
Господа могут очиститься, приняв покровительство Его
преданных. Я склоняюсь перед Ним в глубоком