Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 52 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 52

почтении»

(2.4.18). У Шрилы Прабхупады была и убежденность, и

чистота, он равно относился к людям, не обращая вни-

мания на внешние признаки. Для него было не важно,

кто они—чандалы, млеччхи или йаваны, родились ли они

в Европе или Америке. Он осознавал: хотя этим людям

не повезло с происхождением, но они могут сразу возвы-

ситься благодаря общению с чистым преданным. Шрила

Прабхупада проповедовал очень решительно: нигде в

шастрах не сказано, что брахманом нужно родиться.

Нигде. Напротив, в «Шримад-Бхагаватам» неоднократно

говорится, что людей распознают по качествам.

Слова Шрилы Прабхупады должны послужить

предостережением также и для преданных Движения

сознания Кришны. Нам не следует делать то, что Шрила

246

Шри Чайтанья-чаритамрита

Прабхупада неоднократно порицал—считать внешние,

формальные признаки истинным критерием духовного

продвижения. Даже если человек формально брахман,

но он против преданного служения или завидует вайш-

навам—то он не брахман, а о том, чтобы назвать его

вайшнавом, не может быть и речи. Именно по этим при-

знакам можно определить уровень духовного продвиже-

ния человека.

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-

севанам бхактир учйате

«Бхакти, преданное служение, означает, что мы должны

занимать все свои чувства служением Господу, Верховной

Личности Бога, повелителю всех чувств. Когда духовная

душа начинает служить Господу, имеют место два по-

бочных проявления: человек освобождается от всех ма-

териальных обозначений и чувства его, просто благодаря

тому, что они заняты служением Господу, очищаются»

(«Нарада-панчаратра»)*. Освободиться от материаль-

ных обозначений значит, в числе прочего, избавиться от

склонности руководствоваться внешними, формальными

признаками, когда оцениваешь себя и других. Шрила

Прабхупада всегда был очень смиренным, он считал себя

слугой всех людей. Это признак возвышенного преданно-

го. Такой вайшнав никогда не считает себя выше других и

никогда не гордится своим положением или влиянием.

Невозможно очиститься, общаясь с человеком, кото-

рый гордится своим постом или известностью, полагая

247

Шри Чайтанья-чаритамрита

при этом, что он—брахман. Но преданный, даже если он

родился в семье чандалов, намного выше высокомерного

брахмана, который гордится своим положением. Этот

принцип Шрила Прабхупада положил в основу Движе-

ния сознания Кришны. Он предостерегал нас, чтобы мы

не слушали, не принимали на веру утверждения таких

завистливых людей, которые не способны оценить по до-

стоинству проповедь сознания Кришны. В своих книгах (в

том числе и в «Чайтанья-чаритамрите») он неоднократно

писал, что такие завистники не способны отдать должное

проповеди преданных Господа, посвятивших служению

Ему всю свою жизнь, и чинят им множество препятствий.

Говоря об этом, Шрила Прабхупада также хочет убедить

нас, ясно показать нам, как опасно завидовать чистому

преданному.

Успеху Шрилы Прабхупады в проповеди завидовали

многие, и в особенности потому, что сами были совершен-

но неспособны проповедовать. Они были вполне доволь-

ны тем, что занимают положение, которым вполне можно

гордиться, а что до того, чтобы проповедовать сознание

Кришны по всему миру и открывать храмы, то на это

у них не хватило бы пороху. Шрила Прабхупада часто

говорил, что вайшнава можно узнать по тому, насколь-

ко он способен возвышать других людей, даруя им свое

общение. Вместо того, чтобы признать заслугу Шрилы

Прабхупады, эти завистники его ругали. Разумеется, те,

кто был свободен от зависти, поддержали его и оценили

его проповедь по достоинству.

??????-????, 16.65

??????, ?????? 1996 ????

248

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 65

тахан сиддхи каре—кена анйе на декхийе

амара ‘душкара’ карма, тома хаите хайе

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «Ты способен на

свершения, которые не под силу даже Мне. Кроме Тебя, Я

не могу найти никого в Гаудиядеше, кто был бы способен

осуществить Мою миссию».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Миссия Господа Чай-

таньи состоит в том, чтобы освободить падшие души века

Кали. В этот век почти все люди падшие. Шри Чайтанья

Махапрабху, безусловно, освободил многие падшие души,

но Его ученики были по большей части выходцами из

высших слоев общества. Например, Он освободил Шрилу

Рупу Госвами, Санатану Госвами, Сарвабхауму Бхаттача-

рью и многих других, но их социальное положение было

очень высоким, хотя с духовной точки зрения они были

падшими. Шрила Рупа и Санатана Госвами занимали

посты в правительстве, а Сарвабхаума Бхаттачарья был

самым выдающимся ученым Индии. Точно так же Пра-

кашананда Сарасвати был лидером тысяч санньяси-майа-

вади. Но Шрила Нитьянанда Прабху освободил таких

людей, как Джагай и Мадхай. Поэтому Господь Чайтанья

говорит: амара ‘душкара’ карма, тома хаите хайе. Джа-

гай и Мадхай спаслись только по милости Нитьянанды

Прабху. Когда они ранили Нитьянанду Прабху, Господь

Чайтанья так разгневался, что решил убить их Своей Су-

даршана-чакрой, но Нитьянанда Прабху спас их от гнева

Господа и даровал им освобождение. Воплотившись как

Гаура-Нитай, Господь не считает нужным уничтожать

демонов, Его задача—спасать их, проповедуя им сознание

249

Шри Чайтанья-чаритамрита

Кришны. Однако Господь Чайтанья так рассердился на

Джагая и Мадхая, что был готов убить их на месте. Но

Нитьянанда Прабху столь милостив, что не только спас

их от смерти, но и возвысил до трансцендентного уровня.

То есть, Он сделал то, что не мог сделать Шри Чайтанья

Махапрабху.

Точно так же, если преданный верно служит Госпо-

ду Гауранге и Господу Нитьянанде в цепи ученической

преемственности, он может превзойти в служении даже

Нитьянанду Прабху. Так действует ученическая преемс-

твенность. Нитьянанда Прабху спас Джагая и Мадхая, но

слуга Нитьянанды Прабху, по Его милости, может спасти

многих таких джагаев и мадхаев. Это особое благослове-

ние ученической преемственности. Того, кто в ней состо-

ит, можно узнать по плодам его деятельности. В том, что

касается деяний Господа и Его преданных, этот критерий

всегда справедлив. Поэтому Господь Шива говорит:

арадхананам сарвешам

вишнор арадханам парам

тасмат паратарам деви

тадийанам самарчанам

«Из всех видов поклонения наилучшее—поклонение

Вишну, но поклонение Его преданному, вайшнаву, еще

лучше» («Падма Пурана»).

По милости Вишну вайшнав может достичь больше-

го, чем Сам Вишну. Это особая привилегия вайшнава.

На самом деле Господь хочет, чтобы Его слуги свершали

более прославленные деяния, чем Он Сам. Например,

Шри Кришна убедил Арджуну

Навигация:

Страница 54
Страница 53
-- Страница 52 --
Страница 51
Страница 50