Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 50 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 50

Амогха

при смерти, Он поспешил к нему. Господь положил руку

ему на грудь и сказал:

Текст 274

сахадже нирмала эи ‘брахмана’-хридайа

кришнера васите эи йогйа-стхана хайа

«Сердце брахмана по природе очень чистое, поэтому оно

достойно того, чтобы на нем восседал Кришна.

237

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 275

‘матсарйа’-чандале кене ихан васаиле

парама павитра стхана апавитра каиле

Почему же ты позволил этому чандале, зависти, проник-

нуть в него? Этим ты осквернил чистейшее место—свое

сердце.

Текст 276

сарвабхаума-санге томара ‘калуша’ хаила кшайа

‘калмаша’ гхучиле джива ‘кришна-нама’ лайа

Но благодаря общению с Сарвабхаумой Бхаттачарьей

скверна в твоем сердце уничтожена. Когда сердце челове-

ка очищается от грязи, он может повторять Харе Кришна

маха-мантру.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Из-за того, что

Амогха общался с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, Господь

Чайтанья готов был очистить сердце Амогхи от скверны.

Эта история позволяет нам получить представление о

том, какой силой обладает чистый преданный Господа.

Когда человек становится чистым преданным Господа,

несколько поколений его потомков и предков получают

благо, и достигают освобождения. Господь Чайтанья

сказал Амогхе, что каждый, кто общается с Сарвабхаумой

Бхаттачарьей, очень дорог Ему—даже собака, живущая в

его доме. Поэтому Он очистил Амогху от зависти, которая

осквернила его сердце и превратила его самого в подобие

чандала, низшего из людей. Человек, который завидует

преданному, становится похожим на чандала. Чандалов за

их отвратительные качества считают низкими людьми, и

238

Шри Чайтанья-чаритамрита

общество их отвергает. С другой стороны, человек, ко-

торый посвятил служению Господу тело, ум и речь, даже

если он родился в семье чандалов, более возвышен, чем

брахман, который завидует преданным.

Следует всеми силами остерегаться завидовать духов-

ным успехам других людей. В «Чайтанья-чаритамрите»

рассказывается о том, как были рады вайшнавы, когда

Рупа и Санатана Госвами получили инициацию у Господа

Чайтаньи. Вайшнав всегда радуется, когда кто-нибудь

получает милость Верховной Личности Бога. Он может

огорчаться из-за того, что ему самому не удалось получить

милость Господа, но он не завидует.

Шрила Прабхупада называл авайшнавами тех, кто

завидует преданным, которые получают милость Госпо-

да. Зависть—качество демоническое. Нехорошо думать:

«Господь к нему благосклонен. Почему к нему, а не ко

мне?!» Это приводит к тому, что человек начинает смот-

реть на преданного, получившего милость, искоса, с не-

удовольствием и раздражением. Со временем это может

привести к тому, что ему захочется лишить преданного,

которому он завидует, доброго имени (как в примерах,

которые мы только что рассмотрели). Зависть—это очень

дурное качество, и вайшнавам она не свойственна.

Есть история о том, как Господь Чайтанья отругал

Джагадананду Пандита. Санатана Госвами сказал, что

это было проявлением особой благосклонности Госпо-

да, и очень радовался за Джагадананду. Он считал, что

Джагадананда Пандит—очень близкий спутник Господа и

возвышенная душа. О себе же он думал, что он несчастный

человек, потому что не удостоился такой удачи. Санатана

Госвами говорил Господу Чайтанье: «Ты предлагаешь

239

Шри Чайтанья-чаритамрита

Джагадананде сладостный нектар любовных отношений,

тогда как меня поишь горьким соком уважительных пох-

вал». Санатана Госвами считал признание со стороны

Господа не таким уж сладостным. Но отношения между

Джагаданандой Пандитом и Господом Чайтаньей были

очень близкими, и Санатана Госвами считал это особой

милостью. Он был рад за Джагадананду Пандита, себя

же он считал недостойным такой милости Господа. Это

качество возвышенного вайшнава.

Вайшнав никогда не старается выдвинуться, но очень

рад видеть, как другие преданные развивают отношения

с Господом. Поэтому он очень доволен, когда преданные

служат Господу и получают признание—это доставляет

вайшнаву истинное наслаждение. Человек же, которого

чужие успехи в преданном служении раздражают—не

вайшнав. Ему бывает досадно, когда другой преданный

получает милость и признание, он завидует такому пре-

данному, ему хочется получить и то, и другое самому,

и такое ревнивое отношение может толкнуть его на то,

чтобы лишить этого преданного доброго имени. Такое

поведение свойственно завистливым людям.

Текст 277

утхаха, амогха, туми лао кришна-нама

ачире томаре крипа карибе бхагаван

Поэтому, Амогха, вставай и воспевай Харе Кришна маха-

мантру. Если ты будешь повторять святые имена Господа,

Кришна безусловно прольет на тебя Свою милость».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Существуют три

уровня познания Абсолютной Истины: безличный Брах-

ман, Параматма и Верховная Личность Бога, Бхагаван.

240

Шри Чайтанья-чаритамрита

Все эти три проявления—суть одна и та же истина, но

они представляют три различные ее аспекта. Того, кто

осознал Брахман, называют брахманом. Если брахман

начинает служить Господу с преданностью, его назы-

вают вайшнавом. Если человек не осознал Верховную

Личность Бога, его знание безличного Брахмана нельзя

считать совершенным. Брахман может повторять Харе

Кришна маха-мантру на уровне намабхасы, но не на уров-

не чистого воспевания. Если брахман служит Господу с

преданностью, полностью осознавая свои вечные с Ним

отношения, такое преданное служение называется абхи-

дея. Когда человек достигает этого уровня, его называют

бхагаватой, или вайшнавом. Это указывает на то, что он

свободен от скверны и привязанности к материи. Господь

Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (7.28):

йешам тв анта-гатам папам

джананам пунйа-карманам

те двандва-моха-нирмукта

бхаджанте мам дридха-вратах

«Тот, кто совершал благочестивые поступки в этой и про-

шлых жизнях и полностью отрекся от греха, тот выходит

из-под власти иллюзорной двойственности и с решимос-

тью посвящает себя служению Мне».

Брахман может быть великим ученым, но это не зна-

чит, что он свободен от материальной скверны. Хотя,

разумеется, такое осквернение брахмана относится к гуне

благости. В материальном мире есть три гуны: благость,

страсть и невежество, и все они представляют собой три

уровня осквернения. Брахмана, который не возвысился

над этой скверной и не поднялся до уровня бескорыст-

ного преданного служения, нельзя считать вайшнавом.

241

Шри Чайтанья-чаритамрита

Имперсоналист может осознавать безличный аспект

Абсолютной Истины, но его понимание ограничено

безличным уровнем. Даже если имперсоналист пытается

представить себе форму Господа (сагуна-упасана), такие

попытки никогда не дадут ему полного духовного пони-

мания. Он может считать себя брахманом и пребывать

в гуне благости, но это не означает, что он освобожден,

потому что обусловленность одной из гун

Навигация:

Страница 52
Страница 51
-- Страница 50 --
Страница 49
Страница 48