Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 48 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 48

об этом

решении, ведет его по жизненному пути так, чтобы он

принял путь преданного служения и вернулся к Нему.

Разумеется, чтобы такая мысль пришла человеку в голову,

он должен сначала соприкоснуться каким-либо образом с

Господом, узнать что-нибудь о Нем. Для четырех Кумар

227

Шри Чайтанья-чаритамрита

таким событием была встреча с Нараяной—когда они

увидели Его и вдохнули аромат цветов туласи с Его стоп.

Для Шукадевы Госвами это был «Шримад-Бхагаватам»,

который он услышал от своего отца, Вьясадева.

Первой встречей, первым соприкосновением с Гос-

подом, для человека может стать какая-нибудь история,

которую он услышал о Господе от Его преданных. Вот по-

чему Юдхиштхира Махарадж говорит Видуре: «Святые,

подобные тебе,—олицетворенные места паломничества. В

твоем сердце Верховная Личность Бога, и поэтому любое

место благодаря тебе становится местом паломничества».

В другом, тоже широко известном стихе из «Падма Пу-

раны», Кришна говорит Нараде:

нахам тиштхами ваикунтхе

йогинам хридайешу ва

татра тиштхами нарада

йатра гайанти мад-бхактах

«Нарада, ты не найдешь Меня ни на планетах Вайкунтхи,

ни в сердцах йогов, но Я всегда там, где Мои преданные

прославляют Мои деяния».

Кришна Сам говорит нам, что Его влечет туда, где

преданные прославляют Его. Господь привлекает всех

благодаря Своим качествам, но преданное служение

превосходит по силе Самого Господа, потому что оно

привлекает Его Самого. Кришна говорит: «Когда Мои

преданные прославляют Меня, Я оставляю Вайкунтху и

устремляюсь к ним. Когда преданные прославляют Меня,

Я не в силах оставаться в сердцах медитирующих йогов;

я оставляю их и иду к Моим преданным». Кришна хочет

сказать тем самым, что привлекает Его более всего: не

228

Шри Чайтанья-чаритамрита

медитация йогов, не пышность, с которой Ему покло-

няются на Вайкунтхах, нет. Бескорыстное служение Его

преданных—вот что покоряет Господа. Когда преданные

прославляют Его, Господь появляется перед ними. В век

Кали Господь также являет Себя в виде «Шримад-Бха-

гаватам».

шринватам сва-катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

«Шри Кришна, Сверхдуша в сердце каждого живого

существа, очищает сердце преданного от стремления к

материальным наслаждениям, когда в нем развивается

желание слушать Его послания, которые добродетельны

сами по себе, если их правильно слушают и повторяют»

(Бхаг., 1.2.17). Преданное служение начинается, когда

человек смиренно слушает послание «Бхагаватам» из уст

преданного.

Господь читает в сердце человека, как в открытой

книге. Кришна сразу понял, что Брахмананда Бхарати

отнесся к Его замечанию со смирением, и, точно так же,

Господь не может не заметить смирение в сердце человека,

который стремится слушать повествования о Его играх.

Он обязательно отвечает на чувства такого человека

и устраивает все в его жизни так, чтобы он вернулся в

духовный мир. Необходимо соприкоснуться с Господом

и смиренно вручить себя Ему—тогда Господь дарует

Свою милость и человек сможет взрастить в своем сердце

чистую любовь к Богу. Даже если прежде его привлекало

имперсональное освобождение.

229

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 179

прабху кахе,—кришне томара гадха према хайа

йахан нетра паде, тахан шри-кришна спхурайа

Господь Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Твоя

любовь к Кришне глубока и экстатична, поэтому, куда

бы ты ни посмотрел, твое сознание Кришны становится

глубже».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе

Господь Чайтанья утверждает: «В экстазе любви к Гос-

поду, ты видишь Его повсюду, в том числе и глядя на

Меня».

??????-???? 15.270-277

??????, ?????? 1996 ????

Текст 270

айух шрийам йашо дхармам

локан ашиша эва ча

ханти шрейамси сарвани

пумсо махад-атикрамах

«Человек, оскорбляющий великие души, укорачивает

себе жизнь, разрушает свою религиозность и лишает себя

имущества и удачи».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Эти слова («Шри-

мад-Бхагаватам», 10.4.46) произнес Шукадева Госвами,

рассказывая Махараджу Парикшиту о том, как Камса

пытался убить дочь Яшоды, Йогамайу, которая прихо-

дилась Кришне сестрой. Йогамайа и Кришна родились в

один час, но Йогамайа родилась чуть раньше. Васудева

унес Кришну, и вместо Него принес в Матхуру Его сестру.

231

Шри Чайтанья-чаритамрита

Камса пытался убить ее, но она выскользнула из его рук

и сообщила Камсе о том, что его враг, Кришна, уже ро-

дился. Сбитый с толку Камса отправился к своим сторон-

никам за советом. Рассказывая Махараджу Парикшиту

об этом заговоре, Шукадева Госвами произнес этот стих.

В нем говорится о том, что демон, совершая бесчинства,

может потерять все.

В этом стихе большое значение имеют слова махад-

атикрама, что значит «недоброе отношение к Господу и

Его преданным». Слово махат указывает на великую лич-

ность—на преданного Господа или на Саму Верховную

Личность Бога. Преданный отдает всего себя служению

Господу, и он так же возвышен, как и Верховная Личность

Бога. Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (9.13) объясняет

значение слова махат так:

махатманас ту мам партха

даивим пракритим ашритах

бхаджантй ананйа-манасо

джнатва бхутадим авйайам

«О сын Притхи, великие души, которые свободны от

заблуждений, находятся под покровительством божест-

венной природы. Они служат Мне с любовью и предан-

ностью, ибо знают, что Я—Верховная Личность Бога,

изначальная и неистощимая».

Зависть по отношению к Господу и Его преданным

не приносит демону ничего хорошего, более того, из-за

нее он теряет все, что смог завоевать.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Сарвабхаума

Бхаттачарья приводит этот стих из «Бхагавад-гиты»,

232

Шри Чайтанья-чаритамрита

выражая свое отношение к оскорблению, которое нанес

Господу Чайтанье его зять, Амогха, осудив Господа за то,

что Он, по его мнению, слишком много ест. Сарвабхаума

Бхаттачарья был в смятении. Он пригласил Господа в

свой дом, потому что хотел послужить Ему, но вышло

так, что Господа в его доме оскорбили, и это приводило

Сарвабхауму Бхаттачарью в отчаянье. Когда же, вскоре

после описываемых событий, Амогха заболел холерой,

Сарвабхаума Бхаттачарья подумал, что всё, хвала Про-

видению, закончилось как должно, избавив его от необ-

ходимости наказывать Амогху самому.

И Сарвабхаума Бхаттачарья, и его жена, были возму-

щенны поведением зятя. Жена Сарвабхаумы Бхаттачарьи

желала, чтобы ее дочь овдовела, а Сарвабхаума Бхатта-

чарья склонялся к мысли, что смерть для Амогхи будет

единственным подходящим искуплением. Поразмыслив,

он, однако, пришел к выводу, что убивать Амогху нельзя,

потому что

Навигация:

Страница 50
Страница 49
-- Страница 48 --
Страница 47
Страница 46