Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 46 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 46

??? ??????-???? (10.178).

218

Шри Чайтанья-чаритамрита

я отдавал предпочтение философии имперсонализма,

увидев Тебя, я смог принять Кришну. Ты говоришь, что

я победил Тебя в споре, потому что я Твой гуру и мое по-

ложение выше. Сейчас я еще раз одержу над тобой верх:

я смог победить Тебя потому, что Ты Верховный Господь

и Тебе свойственно уступать победу Своему преданному.

Тебе это нравится».

Споры между Господом и преданными не похожи на

заурядные споры материалистов—у них совершенно иные

побуждения и цели. Господь пытается доказать Своему

преданному, что положение преданного выше, чем Его

собственное, а преданный спорит с Господом, утверждая,

что положение Господа выше. Это так непохоже на споры

материалистов!

Разумеется, Нимай Пандит, играя роль самоуверен-

ного ученого, вел иные споры—Он старался победить

соперника, доказать, что Он превосходит его в знании

шастр, логичности мышления и умении излагать доводы.

Но для такого поведения у Господа были особые причи-

ны: Он хотел, чтобы как можно больше людей признали

Его как непревзойденного логика и стали Его последо-

вателями, чтобы потом иметь возможность привести

их к лотосным стопам Кришны. В те времена логика и

искусство спора пользовались популярностью, а знато-

ки этих наук—известностью и всеобщим уважением. Все

хотели стать учениками Нимая Пандита, рассчитывая со

временем в совершенстве овладеть искусством логики и

риторики и быть такими же непобедимыми в споре, как

и Он. А вайшнавы мечтали о том, чтобы в один прекрас-

ный день Нимай стал преданным. Нимай Пандит никогда

не говорил о Кришне, Его интересовали только логика,

219

Шри Чайтанья-чаритамрита

грамматика и риторика, и поэтому преданные старались

не попадаться Ему на глаза.

Все бхаттачарьи и ученые Навадвипы со временем

захотели стать учениками Нимая Пандита, ну а вайш-

навы Навадвипы—они и так уже были вайшнавами,

поэтому план Господа был безукоризненный. Однако

Он не хотел, чтобы об Его истинных намерениях стало

известно раньше времени. Господь стал преданным позже,

встретившись с Ишварой Пури и получив благословения

вайшнавов. В отличие от ученых, вайшнавов в Нимае

Пандите привлекало не Его умение спорить, а красо-

та и черты характера—все, за исключением гордости.

Вайшнавы молились Кришне, чтобы Нимай Пандит стал

преданным; они хотели стать Его последователями. Но

Нимай Пандит говорил им, что еще не время для Него

становится преданным, нужно подождать.

Господь спорит со Своими преданными так, чтобы

прославить их. Но преданные не хотят, чтобы Господь

их прославлял, они поклоняются Ему не ради славы, а

просто чтобы доставить Ему удовольствие. Так было и с

Брахманандой Бхарати.

??????-????, 10.176-179

??????, 25 ??? 2000 ????

Текст 176

кришна-нама спхуре мукхе, мане нетре кришна

томаке тад-рупа декхи’ хридайа—сатришна

С тех пор, как я увидел Тебя, я чувствую присутствие

Кришны в уме и вижу Его перед своим взором,—продолжал

Брахмананда Бхарати.—Теперь я хочу повторять святое

имя Господа Кришны. Более того, в глубине души я счи-

220

Шри Чайтанья-чаритамрита

таю, что Ты и есть Кришна, и поэтому я страстно желаю

служить Тебе.

Текст 177

билвамангала каила йаичхе даша апанара

ихан декхи’ сеи даша ха-ила амара

Чтобы осознать Личность Бога, Билвамангала Тхакур

отказался от осознания имперсонального Брахмана. Я

изменился, и теперь я вижу, что нахожусь в том же поло-

жении, что и он».

Комментарий Шрилы Прабхупады: В первой половине

своей жизни Билвамангала Тхакур был имперсональным

монистом и медитировал на безличное сияние Брахмана.

Со временем он стал преданным Господа Кришны. О

том, как с ним произошла эта перемена, рассказывается

в «Бхакти-расамрита-синдху»*. Бывает, что преданный

приходит к осознанию Бхагавана, Верховной Личности,

постепенно проходя через низшие уровни: осознание

безличного Брахмана и локализованной Параматмы. Со-

стояние, которого достигает такой преданный, описано в

«Чайтанья-чандрамрите» (5), автором которой является

Прабодхананда Сарасвати.

каивалйам наракайате тридаша-пур акаша-пушпайате

дурдантендрийа-кала-сарпа-патали проткхата-дамштрайате

вишвам пурна-сукхайате видхи-махендрадиш ча китайате

йат-карунйа-катакша-ваибхава-ватам там гаурам эва стумах

Для такого преданного растворение в Брахмане (каивалья)

не лучше ада, а райские планеты и обитель полубогов ка-

жутся причудливыми видениями. Йогам, чтобы держать в

узде чувства, приходится медитировать, но для преданных

221

Шри Чайтанья-чаритамрита

чувства—как змеи со сломанными зубами. Преданным нет

нужды обуздывать чувства, ведь они уже задействованы в

служении Господу и поэтому не имеют возможности вести

себя подобно змеям. У обусловленного живого существа

чувства сильны и опасны, как ядовитые змеи. Но если

чувства заняты преданным служением, они похожи на

змей с вырванным жалом и опасности больше не представ-

ляют. Весь мир становится для преданного Вайкунтхой,

потому что ему не о чем тревожится. Он видит, что все

принадлежит Кришне, и не стремится наслаждаться чем

бы то ни было отдельно от Господа. Его не привлекает

ни положение Брахмы, ни Индры,—преданный занимает

свое, изначальное, естественное положение. Он хочет од-

ного—использовать все в служении Господу, и поэтому у

него не бывает сложностей. Все это становится возмож-

ным для человека, на которого упал милостивый взгляд

Шри Чайтаньи Махапрабху.

В «Чайтанья-чандрамрите» есть много стихов, в ко-

торых описан этот принцип.

дхик курванти ча брахма-йога-видушас там

гаурачандрам нумах

(«Чайтанья-чандрамрита», 6)

тавад брахма-катха вимукта-падави таван на тикти-бхавет

тавач чапи вишринкхалатвам айате но лока-веда-стхитих

тавач чхастра-видам митхах кала-кало нана-бахир-вармасу

шри-чаитанйа-падамбуджа-прийа-джано йаван на диг-гочарах

(«Чайтанья-чандрамрита», 19)

гаураш чаурах сакалам ахарат ко ’пи ме тивра-вирйах

(«Чайтанья-чандрамрита», 60)

222

Шри Чайтанья-чаритамрита

Преданному не нравится говорить о безличном Брахма-

не. И так называемые предписания шастр тоже кажутся

ему пустыми. Так много людей с увлечением спорят по

поводу шастр, но для преданного такие споры—лишь

сотрясение воздуха. Благодаря милостивому взгляду

Шри Чайтаньи Махапрабху, у преданного нет подобных

привязанностей.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Брахманан-

да Бхарати приводит пример Билвамангалы Тхакура,

который отказался от имперсональной концепции ради

осознания Верховной Личности Бога. В свое время без-

личный Брахман привлекал также и четырех Кумар—до

тех пор, пока они не встретили Господа в обществе бо-

гини удачи. Они увидели Его лотосные стопы, вдохнули

аромат цветов туласи, которыми они были украшены, и

это изменило их сердца,—с тех пор, кроме повествований

об играх Господа,

Навигация:

Страница 48
Страница 47
-- Страница 46 --
Страница 45
Страница 44