Господом и дживой
нет различия, кроме того, он намеревался доказать, что
Господь Джаганнатха и Шри Чайтанья Махарапраб-
ху—это одна и та же Верховная Личность Бога, хотя Шри
Чайтанья Махапрабху, чтобы выполнить Свою миссию,
передвигается, а Господь Джаганнатха кажется недвижи-
мым. Чайтанья Махапрабху тем временем хотел доказать,
что Он Сам и Брахмананда Бхарати—дживы, и что, хотя
дживы это тоже Брахман, но их много, а Верховный Гос-
подь, Верховный Брахман,—один. Так они шутя спорили,
пока Брахмананда Бхарати не попросил Сарвабхауму
Бхаттачарью рассудить, кто из них прав.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: И Брахма-
нанда Бхарати, и Господь Чайтанья, в своем понимании
того, что есть Брахман и что есть Парабрахман, были
едины. Но Брахмананда Бхарати утверждал, что Господь
Чайтанья—Верховная Личность Бога, и с Его приходом
мы можем видеть два Брахмана—Господа Джаганнатху
и Господа Гаурахари. Господь Чайтанья играл роль
преданного, и поэтому с утверждением Брахмананда
Бхарати согласиться не мог. Он доказывал, что два
Брахмана, которых можно видеть с Его приходом,—это
Брахмананда Бхарати и Он, Гаурахари, и оба они—джи-
209
Шри Чайтанья-чаритамрита
вы, а Парабрахман, Верховный Господь, один,—Господь
Джаганнатха.
Текст 167
бхарати кахе,—сарвабхаума, мадхйастха хана
инхара сане амара ‘нйайа’ буджха’ мана дийа
Брахмананда Бхарати сказал: «Дорогой Сарвабхаума
Бхаттачарья, пожалуйста, будь судьей в логическом пое-
динке между Шри Чайтаньей Махапрабху и мной».
Текст 168
‘вйапйа’ ‘вйапака’-бхаве ‘джива’-‘брахме’ джани
джива—вйапйа, брахма—вйапака, шастрете вакхани
Брахмананда Бхарати продолжал: «Живое существо огра-
ничено рамками своего тела, тогда как Верховный Брахман
всепроникающ. Таков вывод явленных писаний.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхара-
ти хотел, чтобы Сарвабхаума Бхаттачарья стал судьей
в их споре. Далее он говорит, что Брахман, Верховный
Господь, пронизывает все. Это подтверждает Кришна в
«Бхагавад-гите» (13.3):
кшетраджнам чапи мам виддхи
сарва кшетрешу бхарата
кшетра-кшетраджнайор джнанам
йат тадж джнанам матам мама
«Знай же, о потомок Бхараты, что Я также пребываю во
всех телах и знаю их, и что понимание природы тела и зна-
210
Шри Чайтанья-чаритамрита
ющего тело называется знанием. Таково Мое мнение».
Верховная Личность Бога в Своем аспекте Пара-
матмы распространяет Себя повсюду. В «Брахма-самхи-
те» говорится: андантара-стха-параману-чайантара-ст-
хам—благодаря Своей всепроникающей природе Верхов-
ный Господь пребывает и во вселенной, и в каждом из ее
элементов. Он присутствует даже в атоме. Так Верховный
Господь Говинда пронизывает все, в то время, как живые
существа очень малы. Говорится, что живое существо по
размеру приблизительно равно одной десятитысячной
кончика волоса. Поэтому живые существа ограничены в
своих проявлениях. Они покоятся на сиянии Брахмана,
лучах, исходящих из тела Верховной Личности Бога.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Итак, Брахма-
нанда Бхарати объясняет свое мнение: «Есть два Брахма-
на. Живое существо—Брахман локализованный, а Гос-
подь—Верховный Брахман, Он вездесущ». Параматма и
атма всегда отличаются: Параматма—всепроникающий
и всезнающий Господь, осведомленный обо всех живых
существах, в то время как атма, живое существо, знает
только себя.
Текст 169
чарма гхучана каила амаре шодхана
донхара вйапйа-вйапакатве эи та’ карана
«Шри Чайтанья Махапрабху очистил меня, забрав мою
оленью шкуру. Это доказывает, что Он всепроникающий
и всемогущий, а я Ему подчиняюсь.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати
утверждает, что Шри Чайтанья Махапрабху—Верховный
211
Шри Чайтанья-чаритамрита
Брахман, а он сам, Брахмананда Бхарати,—подчиненный
Брахман. О том же говорят и Веды: нитйо нитйанам
четанаш четананам—«Верховная Личность Бога—это
Брахман, Параматма, главный из всех живых существ».
И Верховный Брахман (Личность Бога), и живые сущес-
тва,—личности, но Верховный Брахман господствует, а
живые существа Ему подчиняются.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Брахманан-
да Бхарати хочет доказать, что Чайтанья Махапраб-
ху—Парабрахман, Верховный Господь. Он понял это по
милости Господа, и в следующих стихах опишет, как это
произошло. То, что Господь Чайтанья—Парабрахман,
для Брахмананда Бхарати было непреложной истиной,
но Господь Чайтанья с ним не соглашался, Он даже слы-
шать не мог, когда Его называли Верховным Господом,
и считал это богохульством. Каждый раз, когда о Нем
говорили подобным образом, Господь Чайтанья закрывал
уши и кричал: «Вишну! Вишну! Вишну!»
Господь Чайтанья возражает Брахмананде Бхарате,
что Он не Господь, что оба они—и Он, и Брахманан-
да—дживы. Джива тоже Брахман, но не Верховный; Вер-
ховный Брахман, Парабрахман,—Господь Джаганнатха.
«Поэтому ты прав, здесь два Брахмана, две дживы,—ты
и Я »—соглашается Господь Чайтанья. С этим, в свою
очередь, не соглашается Брахмананда Бхарати; он про-
должает доказывать свою точку зрения, основываясь на
том, что ему удалось понять по милости Господа, и ут-
верждает, что Господь Чайтанья—Парабрахман. Он про-
чтет стих из «Махабхараты», который часто цитируют,
когда хотят доказать божественную природу Чайтаньи
Махапрабху.
212
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 170
суварна-варно хеманго
варангаш чанданангади
саннйаса-крич чамах шанто
ништха-шанти-парайанах
„Тело Его золотистого цвета, подобно расплавленному
золоту. Все члены Его тела умащены сандаловой пастой,
прекрасны и гармоничны. Господь принял отречение, и Он
всегда умиротворен. Он решительно воплощает в жизнь
свою миссию воспевания Харе Кришна маха-мантры,
твердо придерживается философии дуализма и всегда не-
возмутимо спокоен“.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Этот стих—цитата из
«Махабхараты», «Вишну-сахасра-нама-стотры».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шри Чай-
танья Махапрабху представлял философию дуализма,
ачинтья-бхедабхеда-таттву—непостижимое единство
и в то же время отличие Господа и Его энергий. Господь
проповедовал эту философию каждому, с кем встречал-
ся. Так Он освободил и превратил в великих вайшнавов
Пракашананду Сарасвати, Сарвабхауму Бхаттачарью и
многих других имперсоналистов.
Брахмананда Бхарати попросил Сарвабхауму Бхатта-
чарью рассудить, кто прав, он или Чайтанья Махапрабху.
«Выслушай Его доводы, а потом мои,—предложил он,—и
определи, кто из нас прав. Каким бы ни было твое реше-
ние, мы примем его». Стих из «Махабхараты», который
только что прозвучал, привел в качестве своего довода
Брахмананда Бхарати.
213
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 171
эи саба намера инха хайа ниджаспада
чанданакта прасада-дора—шри бхудже ангада
Господу Шри Чайтанье Махапрабху присущи все призна-
ки, упомянутые в этом стихе из „Вишну-сахасра-нама-
стотры“. Руки Его умащены сандаловой пастой, священ-
ный шнур получен от Божества Шри Джаганнатхи, а это
Его браслеты».
Текст 172
бхаттачарья кахе,—бхарати, декхи томара джайа
прабху кахе,—йеи каха, сеи сатйа хайа
Услышав эти слова, Сарвабхаума Бхаттачарья огласил
свое решение: «Брахмананда Бхарати, я считаю, что по-
бедил ты». «Я соглашусь со