Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 44 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 44

Господом и дживой

нет различия, кроме того, он намеревался доказать, что

Господь Джаганнатха и Шри Чайтанья Махарапраб-

ху—это одна и та же Верховная Личность Бога, хотя Шри

Чайтанья Махапрабху, чтобы выполнить Свою миссию,

передвигается, а Господь Джаганнатха кажется недвижи-

мым. Чайтанья Махапрабху тем временем хотел доказать,

что Он Сам и Брахмананда Бхарати—дживы, и что, хотя

дживы это тоже Брахман, но их много, а Верховный Гос-

подь, Верховный Брахман,—один. Так они шутя спорили,

пока Брахмананда Бхарати не попросил Сарвабхауму

Бхаттачарью рассудить, кто из них прав.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: И Брахма-

нанда Бхарати, и Господь Чайтанья, в своем понимании

того, что есть Брахман и что есть Парабрахман, были

едины. Но Брахмананда Бхарати утверждал, что Господь

Чайтанья—Верховная Личность Бога, и с Его приходом

мы можем видеть два Брахмана—Господа Джаганнатху

и Господа Гаурахари. Господь Чайтанья играл роль

преданного, и поэтому с утверждением Брахмананда

Бхарати согласиться не мог. Он доказывал, что два

Брахмана, которых можно видеть с Его приходом,—это

Брахмананда Бхарати и Он, Гаурахари, и оба они—джи-

209

Шри Чайтанья-чаритамрита

вы, а Парабрахман, Верховный Господь, один,—Господь

Джаганнатха.

Текст 167

бхарати кахе,—сарвабхаума, мадхйастха хана

инхара сане амара ‘нйайа’ буджха’ мана дийа

Брахмананда Бхарати сказал: «Дорогой Сарвабхаума

Бхаттачарья, пожалуйста, будь судьей в логическом пое-

динке между Шри Чайтаньей Махапрабху и мной».

Текст 168

‘вйапйа’ ‘вйапака’-бхаве ‘джива’-‘брахме’ джани

джива—вйапйа, брахма—вйапака, шастрете вакхани

Брахмананда Бхарати продолжал: «Живое существо огра-

ничено рамками своего тела, тогда как Верховный Брахман

всепроникающ. Таков вывод явленных писаний.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхара-

ти хотел, чтобы Сарвабхаума Бхаттачарья стал судьей

в их споре. Далее он говорит, что Брахман, Верховный

Господь, пронизывает все. Это подтверждает Кришна в

«Бхагавад-гите» (13.3):

кшетраджнам чапи мам виддхи

сарва кшетрешу бхарата

кшетра-кшетраджнайор джнанам

йат тадж джнанам матам мама

«Знай же, о потомок Бхараты, что Я также пребываю во

всех телах и знаю их, и что понимание природы тела и зна-

210

Шри Чайтанья-чаритамрита

ющего тело называется знанием. Таково Мое мнение».

Верховная Личность Бога в Своем аспекте Пара-

матмы распространяет Себя повсюду. В «Брахма-самхи-

те» говорится: андантара-стха-параману-чайантара-ст-

хам—благодаря Своей всепроникающей природе Верхов-

ный Господь пребывает и во вселенной, и в каждом из ее

элементов. Он присутствует даже в атоме. Так Верховный

Господь Говинда пронизывает все, в то время, как живые

существа очень малы. Говорится, что живое существо по

размеру приблизительно равно одной десятитысячной

кончика волоса. Поэтому живые существа ограничены в

своих проявлениях. Они покоятся на сиянии Брахмана,

лучах, исходящих из тела Верховной Личности Бога.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Итак, Брахма-

нанда Бхарати объясняет свое мнение: «Есть два Брахма-

на. Живое существо—Брахман локализованный, а Гос-

подь—Верховный Брахман, Он вездесущ». Параматма и

атма всегда отличаются: Параматма—всепроникающий

и всезнающий Господь, осведомленный обо всех живых

существах, в то время как атма, живое существо, знает

только себя.

Текст 169

чарма гхучана каила амаре шодхана

донхара вйапйа-вйапакатве эи та’ карана

«Шри Чайтанья Махапрабху очистил меня, забрав мою

оленью шкуру. Это доказывает, что Он всепроникающий

и всемогущий, а я Ему подчиняюсь.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати

утверждает, что Шри Чайтанья Махапрабху—Верховный

211

Шри Чайтанья-чаритамрита

Брахман, а он сам, Брахмананда Бхарати,—подчиненный

Брахман. О том же говорят и Веды: нитйо нитйанам

четанаш четананам—«Верховная Личность Бога—это

Брахман, Параматма, главный из всех живых существ».

И Верховный Брахман (Личность Бога), и живые сущес-

тва,—личности, но Верховный Брахман господствует, а

живые существа Ему подчиняются.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Брахманан-

да Бхарати хочет доказать, что Чайтанья Махапраб-

ху—Парабрахман, Верховный Господь. Он понял это по

милости Господа, и в следующих стихах опишет, как это

произошло. То, что Господь Чайтанья—Парабрахман,

для Брахмананда Бхарати было непреложной истиной,

но Господь Чайтанья с ним не соглашался, Он даже слы-

шать не мог, когда Его называли Верховным Господом,

и считал это богохульством. Каждый раз, когда о Нем

говорили подобным образом, Господь Чайтанья закрывал

уши и кричал: «Вишну! Вишну! Вишну!»

Господь Чайтанья возражает Брахмананде Бхарате,

что Он не Господь, что оба они—и Он, и Брахманан-

да—дживы. Джива тоже Брахман, но не Верховный; Вер-

ховный Брахман, Парабрахман,—Господь Джаганнатха.

«Поэтому ты прав, здесь два Брахмана, две дживы,—ты

и Я »—соглашается Господь Чайтанья. С этим, в свою

очередь, не соглашается Брахмананда Бхарати; он про-

должает доказывать свою точку зрения, основываясь на

том, что ему удалось понять по милости Господа, и ут-

верждает, что Господь Чайтанья—Парабрахман. Он про-

чтет стих из «Махабхараты», который часто цитируют,

когда хотят доказать божественную природу Чайтаньи

Махапрабху.

212

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 170

суварна-варно хеманго

варангаш чанданангади

саннйаса-крич чамах шанто

ништха-шанти-парайанах

„Тело Его золотистого цвета, подобно расплавленному

золоту. Все члены Его тела умащены сандаловой пастой,

прекрасны и гармоничны. Господь принял отречение, и Он

всегда умиротворен. Он решительно воплощает в жизнь

свою миссию воспевания Харе Кришна маха-мантры,

твердо придерживается философии дуализма и всегда не-

возмутимо спокоен“.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Этот стих—цитата из

«Махабхараты», «Вишну-сахасра-нама-стотры».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шри Чай-

танья Махапрабху представлял философию дуализма,

ачинтья-бхедабхеда-таттву—непостижимое единство

и в то же время отличие Господа и Его энергий. Господь

проповедовал эту философию каждому, с кем встречал-

ся. Так Он освободил и превратил в великих вайшнавов

Пракашананду Сарасвати, Сарвабхауму Бхаттачарью и

многих других имперсоналистов.

Брахмананда Бхарати попросил Сарвабхауму Бхатта-

чарью рассудить, кто прав, он или Чайтанья Махапрабху.

«Выслушай Его доводы, а потом мои,—предложил он,—и

определи, кто из нас прав. Каким бы ни было твое реше-

ние, мы примем его». Стих из «Махабхараты», который

только что прозвучал, привел в качестве своего довода

Брахмананда Бхарати.

213

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 171

эи саба намера инха хайа ниджаспада

чанданакта прасада-дора—шри бхудже ангада

Господу Шри Чайтанье Махапрабху присущи все призна-

ки, упомянутые в этом стихе из „Вишну-сахасра-нама-

стотры“. Руки Его умащены сандаловой пастой, священ-

ный шнур получен от Божества Шри Джаганнатхи, а это

Его браслеты».

Текст 172

бхаттачарья кахе,—бхарати, декхи томара джайа

прабху кахе,—йеи каха, сеи сатйа хайа

Услышав эти слова, Сарвабхаума Бхаттачарья огласил

свое решение: «Брахмананда Бхарати, я считаю, что по-

бедил ты». «Я соглашусь со

Навигация:

Страница 46
Страница 45
-- Страница 44 --
Страница 43
Страница 42