Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 43 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 43

это, Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные

отправились к Брахмананде Бхарати.

Текст 154

брахмананда парийачхе мрига-чармамбара

таха декхи’ прабху духкха паила антара

Когда Шри Чайтанья Махапрабху и Его спутники по-

дошли к Брахмананде Бхарати, они увидели, что он одет

в оленью шкуру. Шри Чайтанью Махапрабху это очень

огорчило.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати

принадлежал к шанкара-сампрадае (на что указывает ти-

тул «Бхарати», который присваивают одному из десяти

видов санньяси этой сампрадаи). Тем, кто приняли отрече-

ние от мира, «Ману-самхита» предписывает одеваться в

шкуру оленя или древесную кору. Но если человек отре-

кается от мира не ради духовного развития, а просто для

202

Шри Чайтанья-чаритамрита

того, чтобы носить оленью шкуру и прославиться своим

отречением, это значит, что его обуяла гордыня. Поэтому

Шри Чайтанье Махапрабху не доставило удовольствия

видеть на Брахмананде Бхарати шкуру оленя.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Для последо-

вателей шанкара-сампрадаи носить оленью шкуру—сим-

вол отречения—было в обычае. Одевая оленью шкуру,

Брахмананда Бхарати просто следовал традиции—так

делали все санньяси его сампрадаи. Но в числе традиций

этой сампрадаи, увы, было также носить оленью шкуру

или одеваться в древесную кору просто ради престижа.

Санньяси часто отдавали дань этой традиции, стремясь

к почету и желая прослыть отреченными. Вот почему

Господь Чайтанья, увидев оленью шкуру на Брахмананде

Бхарати, огорчился.

Текст 155

декхийа та’ чхадма каила йена декхе нани

мукундере пучхе,—кахан бхарати-госани

Увидев Брахмананду Бхарати, одетого в оленью шкуру,

Господь Чайтанья сделал вид, что не заметил его. «Где же

Брахмананда Бхарати, Мой духовный учитель?»—спросил

Он Мукунду Датту.

Текст 156

мукунда кахе,—эи аге декха видйамана

прабху кахе,—тенха нахена, туми агейана

Мукунда Датта ответил: «Да вот же он, прямо перед То-

бой». «Ты ошибаешься,—возразил ему Господь.—Это не

Брахмананда Бхарати.

204

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 157

анйере анйа каха, нахи томара джнана

бхарати-госани кене парибена чама

Должно быть, ты говоришь о ком-то другом, потому что

это, безусловно, не Брахмананда Бхарати. Ты просто его

не знаешь. Зачем Брахмананде Бхарати одевать оленью

шкуру?»

Текст 158

шуни’ брахмананда каре хридайе вичаре

мора чармамбара эи на бхайа инхаре

Когда Брахмананда Бхарати услышал эти слова, он понял:

«Шри Чайтанья Махапрабху не одобряет мою оленью

шкуру».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь Чай-

танья очень тонкий знаток человеческой природы и умеет

ясно изложить Свой взгляд на вещи. Он может ругать

Своих преданных и при этом прославлять их. Господь

всегда точно знает, что нужно сделать, чтобы добиться от

Своих преданных нужного отклика. Вместо того, чтобы

отчитывать Брахмананду Бхарати, Он просто сделал вид,

что не узнал его: «Не может быть, это не Брахмананда

Бхарати. Он не стал бы носить оленью шкуру».

В странах Запада умело используют прием так на-

зываемого косвенного побуждения. Вместо таблички

«Курить запрещено!» вы увидите там: «Спасибо, что вы

не курите».

205

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 159

бхала кахена,—чармамбара дамбха лаги’ пари

чармамбара-паридхане самсара на тари

Брахмананда Бхарати признал свою ошибку: «Он говорит

правду. Я действительно ношу оленью шкуру только ради

престижа. Я не смогу преодолеть океан невежества, если

буду просто носить шкуру оленя.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Таково мо-

гущество Шри Чайтаньи Махапрабху—по Его милости

преданным достаточно намека, чтобы заметить в себе

гордость. Но мы бываем порой столь несообразитель-

ны, что, даже получая одну за другой множество шишек,

неспособны понять, на что нам намекают. «Как мне

избавиться от гордости?»—один из самых распростра-

ненных вопросов, на который мне приходится отвечать.

Но Брахмананда Бхарати сразу догадался, чего от него

добивается Господь,—ему хватило просто намека. Он не-

медленно осознал свою ошибку, понял, что носит оленью

шкуру только ради престижа, и что это не поможет ему

преодолеть океан невежества.

Есть история об одном отреченном брахмачари, ко-

торый ел только фрукты и пил только молоко. Господь

Чайтанья отругал его, сказав, что нет надежды попасть на

Его киртан, если просто пить молоко. Господь Чайтанья

отругал брахмачари, тогда как Брахмананде Бхарати Он

лишь намекнул на то, что Он им недоволен, поскольку

Брахмананда Бхарати был по отношению к Господу

старшим.

206

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 160

аджи хаите на париба эи чармамбара

прабху бахирваса анаила джанийа антара

С этого дня я не буду носить оленью шкуру». Как только

Брахмананда Бхарати принял это решение, Шри Чайта-

нья Махапрабху, зная его мысли, немедленно послал за

одеждой санньяси.

Текст 161

чармамбара чхади’ брахмананда парила васана

прабху аси’ каила танра чарана вандана

Когда Брахмананда Бхарати снял оленью шкуру и оделся

как санньяси, Шри Чайтанья Махапрабху подошел к нему

и предложил его лотосным стопам поклоны.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь Чай-

танья решил: «Вот теперь Брахмананда Бхарати похож на

Моего духовного учителя».

??????-????, 10.162-175

??????, 24 ??? 2000 ????

Текст 162

бхарати кахе,—томара ачара лока шикхаите

пунах на карибе нати, бхайа пана читте

Брахмананда Бхарати сказал: «Своим поведением ты по-

даешь пример всем людям. Я не стану делать ничего, что

противоречило бы Твоим желаниям, иначе Ты перестанешь

оказывать мне почтение, и будешь мной пренебрегать. Я

боюсь этого.

207

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 163

сампратика ‘дуи брахма’ ихан ‘чалачала’

джаганнатха—ачала брахма, туми та ’ сачала

Сейчас я вижу перед собой два Брахмана. Один Брахман

не движется—это Господь Джаганнатха, другой Брахман

движется—это Ты. Господь Джаганнатха—это арча-вигра-

ха, Божество, которому поклоняются, Он—неподвижный

Брахман. А Ты—Господь Чайтанья Махапрабху, и Ты

находишься то там, то здесь. Вы оба—единый Брахман,

владыка материальной природы, но Ты играешь две роли:

неподвижного Брахмана и Брахмана, который движется.

Итак, в Джаганнатха Пури, Пурушоттаме, сейчас живут

два Брахмана.

Текст 164

туми—гаура-варна, тенха—шйамала-варна

дуи брахме каила саба джагат-тарана

У этих двух Брахманов кожа неодинакового цвета—у Тебя

светлая кожа, а у Господа Джаганнатхи—черная. Оба Вы

освобождаете весь мир.

Текст 165

прабху кахе,—сатйа кахи, томара агамане

дуи брахма пракатила шри-пурушоттаме

Господь Чайтанья ответил: «По правде говоря, с твоим

появлением в Джаганнатха Пури действительно стало

два Брахмана.

208

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 166

‘брахмананда’ нама туми—гаура-брахма ‘чала’

шйама-варна джаганнатха васийачхена ‘ачала’

И Брахмананда, и Гаурахари, движутся, а темный Господь

Джаганнатха—нет».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати

имел в виду, что между Верховным

Навигация:

Страница 45
Страница 44
-- Страница 43 --
Страница 42
Страница 41