всем, что скажет Брахманан-
да Бхарати. Признаю, что все это правда»—немедленно
отозвался Шри Чайтанья Махапрабху.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Почему
же Господь Чайтанья так неожиданно быстро пошел
на попятную? Никто был не в силах победить Нимая
Пандита, никто. Он разбивал на голову всех Своих
оппонентов. Но Ишваре Пури все же удалось одержать
над Ним верх. Это произошло потому, что во-первых,
Господь любит прославлять Своих преданных, а во-
вторых, потому, что Господь собирался принять Ишвару
Пури Своим духовным учителем. То же самое касается
Брахмананды Бхарати.
214
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 173
гуру-шишйа-нйайе сатйа шишйера параджайа
бхарати кахе,—эхо нахе, анйа хету хайа
Шри Чайтанья Махапрабху признал Брахмананду Бхара-
ти Своим духовным учителем и сказал: «В споре с духов-
ным учителем ученик всегда терпит поражение». «Дело не
в этом,—возразил Ему Брахмананда Бхарати.—Причина
совсем в другом.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Духовному
брату гуру следует оказывать такое же почтение, как
и гуру. Своим поведением Господь Чайтанья подавал
пример другим, и поскольку Брахмананда Бхарати был
духовным братом Его гуру, Ишвары Пури, Господь со-
гласился с его мнением.
Есть множество примеров тому, как в те времена
чтили старших. После того, как Юдхиштхира проиграл
Драупади, Пандавам пришлось пережить множество
злоключений. Бхима, Накула, Сахадева и Арджуна час-
тенько напоминали Юдхиштхире, своему старшему брату,
о том, что виной этих злоключений был именно он, и,
тем не менее, они почитали его как старшего. Решение
Юдхиштхиры, старшего из братьев Пандавов, было для
них законом. Старших следует уважать, и Господь Чайта-
нья строго следовал этому правилу. Шрила Прабхупада
объясняет, что даже если человек не согласен с мнением
старшего, он все же должен подчиниться. Поэтому Гос-
подь Чайтанья целиком и полностью согласился с точкой
зрения Брахмананды Бхарати. Он сказал: «В споре со
своим духовным учителем ученик всегда терпит пораже-
ние». Однако Брахмананда Бхарати возражает снова: он
215
Шри Чайтанья-чаритамрита
не согласен, что это подлинная причина, почему Господь
признал Себя побежденным в споре. Когда читаешь о
таких отношениях Господа и преданных, бывает весьма
нелегко определить, кто же прав. Между ними происходит
своего рода соревнование: Господь приписывает заслугу
преданному, преданный—Господу. Так проявляется вза-
имная любовь между Господом и Его преданным.
Духовная жизнь разнообразна. Хотя все живые су-
щества являются экспансиями Верховного Господа, не
следует наивно думать, будто Господь все делает Сам,
а наша задача состоит просто в том, чтобы Ему подчи-
няться. Да, Господь властвует над всем, и последнее слово
всегда остается за Ним. Но если у преданного появляется
желание сделать что-нибудь для Господа, и Господь дает
Свое позволение на это, то преданным удается свершать
поистине необыкновенные, удивительные деяния. Они
поразительны, и со стороны может даже показаться, что
преданные действуют сами. Яркий пример тому—Господь
Брахма, великий преданный Господа. Как-то раз Нарада
Муни спросил у Господа Брахмы: «Как паук с легкостью
плетет свою паутину, так и ты с подобной же легкостью
создаешь эту огромную вселенную. Откуда ты берешь это
могущество? На кого ты медитируешь?»
Итак, Кришна наделяет Своего преданного большим
могуществом и может даровать ему способность создать
целую вселенную. Прабхупада говорил, что иногда мо-
жет даже показаться, что преданный способен на деяния
более великие, чем деяния Самого Господа. Он приводил
пример Господа Нитьянанды, который освободил Джагая
и Мадхая, двух грешников, равных которым не было. Их
освободил не Господь Чайтанья,—это Нитьянанда сделал
из них преданных.
216
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 174
бхакта тхани хара’ туми,—э томара свабхава
ара эка шуна туми апана прабхава
Для Тебя естественно в споре с преданным признавать
Себя побежденным. У Тебя есть еще одно прославленное
качество. Послушай, какое именно.
Текст 175
аджанма карину муни ‘ниракара’-дхйана
томара декхи’ ‘кришна’ хаила мора видйамана
Я медитировал на имперсональный Брахман с самого
рождения, но с тех пор, как я увидел Тебя, я безоговорочно
принял Кришну.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати
согласился с тем, что в споре духовного учителя и ученика,
первый всегда выходит победителем, поскольку к сужде-
ниям духовного учителя относятся с большим почтением,
чем к суждениям ученика, даже если последний приводит
весомые аргументы. Брахмананда Бхарати в споре с
Господом Чайтаньей одержал верх, потому что он был в
положении духовного учителя по отношению к Господу
Чайтанье. Но Брахмананда Бхарати предложил взглянуть
на ситуацию также с другой стороны, имея в виду, что
он преданный, а Шри Чайтанья Махпрабху—Верховная
Личность Бога, Кришна. Господь в споре с преданным
из любви к нему добровольно признает Свое поражение.
Такова Его воля, потому что иначе никто не в силах Его
победить. В связи с этим будет уместно привести здесь
слова Бхишмы из «Шримад-Бхагаватам» (1.9.37):
217
Шри Чайтанья-чаритамрита
сва-нигамам апахайа мат-пратиджнанам
ритам адхикартум аваплуто ратха-стхах
дхрита-ратха-чарано ‘бхйайач’ чалад-гур
харир ива хантум ибхам гатоттарийах
«Выполняя мое желание и жертвуя Своим обещанием, Он
сошел с колесницы, схватил колесо от нее и бросился ко
мне, как лев бросается на слона, чтобы убить его. На бегу
Он даже потерял верхнюю одежду». Кришна дал слово
не вступать в сражение на Курукшетре, но Бхишма хотел
спровоцировать Господа нарушить слово. Он напал на
Арджуну и сражался с таким упорством, что Кришне не
оставалось ничего другого, как сойти с колесницы, схва-
тить колесо и броситься на Бхишму. Господь поступил
так, чтобы показать всем: Он защитит Своего преданного
даже ценой Своего честного слова.
Брахмананда Бхарати сказал: «С самого начала сво-
ей жизни меня привлекала философия имперсонального
Брахмана, но как только я увидел Тебя, я сразу привлекся
к Личности Бога, Кришне». Шри Чайтанья Махпрабху
это Сам Господь Кришна, и поэтому Брахмананда Бха-
рати стал Его преданным.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Брахмананда
Бхарати рассказывает здесь часть своей биографии. Он
принял инициацию в Шанкара-сампрадае и поклонялся
ниракаре, безличному аспекту Господа. Теперь он говорит
Господу Чайтанье: «Ты победил меня, потому что уви-
дев Тебя, я увидел Кришну. Несмотря на то, что прежде
* ? «????????-???????????»