Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 45 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 45

всем, что скажет Брахманан-

да Бхарати. Признаю, что все это правда»—немедленно

отозвался Шри Чайтанья Махапрабху.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Почему

же Господь Чайтанья так неожиданно быстро пошел

на попятную? Никто был не в силах победить Нимая

Пандита, никто. Он разбивал на голову всех Своих

оппонентов. Но Ишваре Пури все же удалось одержать

над Ним верх. Это произошло потому, что во-первых,

Господь любит прославлять Своих преданных, а во-

вторых, потому, что Господь собирался принять Ишвару

Пури Своим духовным учителем. То же самое касается

Брахмананды Бхарати.

214

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 173

гуру-шишйа-нйайе сатйа шишйера параджайа

бхарати кахе,—эхо нахе, анйа хету хайа

Шри Чайтанья Махапрабху признал Брахмананду Бхара-

ти Своим духовным учителем и сказал: «В споре с духов-

ным учителем ученик всегда терпит поражение». «Дело не

в этом,—возразил Ему Брахмананда Бхарати.—Причина

совсем в другом.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Духовному

брату гуру следует оказывать такое же почтение, как

и гуру. Своим поведением Господь Чайтанья подавал

пример другим, и поскольку Брахмананда Бхарати был

духовным братом Его гуру, Ишвары Пури, Господь со-

гласился с его мнением.

Есть множество примеров тому, как в те времена

чтили старших. После того, как Юдхиштхира проиграл

Драупади, Пандавам пришлось пережить множество

злоключений. Бхима, Накула, Сахадева и Арджуна час-

тенько напоминали Юдхиштхире, своему старшему брату,

о том, что виной этих злоключений был именно он, и,

тем не менее, они почитали его как старшего. Решение

Юдхиштхиры, старшего из братьев Пандавов, было для

них законом. Старших следует уважать, и Господь Чайта-

нья строго следовал этому правилу. Шрила Прабхупада

объясняет, что даже если человек не согласен с мнением

старшего, он все же должен подчиниться. Поэтому Гос-

подь Чайтанья целиком и полностью согласился с точкой

зрения Брахмананды Бхарати. Он сказал: «В споре со

своим духовным учителем ученик всегда терпит пораже-

ние». Однако Брахмананда Бхарати возражает снова: он

215

Шри Чайтанья-чаритамрита

не согласен, что это подлинная причина, почему Господь

признал Себя побежденным в споре. Когда читаешь о

таких отношениях Господа и преданных, бывает весьма

нелегко определить, кто же прав. Между ними происходит

своего рода соревнование: Господь приписывает заслугу

преданному, преданный—Господу. Так проявляется вза-

имная любовь между Господом и Его преданным.

Духовная жизнь разнообразна. Хотя все живые су-

щества являются экспансиями Верховного Господа, не

следует наивно думать, будто Господь все делает Сам,

а наша задача состоит просто в том, чтобы Ему подчи-

няться. Да, Господь властвует над всем, и последнее слово

всегда остается за Ним. Но если у преданного появляется

желание сделать что-нибудь для Господа, и Господь дает

Свое позволение на это, то преданным удается свершать

поистине необыкновенные, удивительные деяния. Они

поразительны, и со стороны может даже показаться, что

преданные действуют сами. Яркий пример тому—Господь

Брахма, великий преданный Господа. Как-то раз Нарада

Муни спросил у Господа Брахмы: «Как паук с легкостью

плетет свою паутину, так и ты с подобной же легкостью

создаешь эту огромную вселенную. Откуда ты берешь это

могущество? На кого ты медитируешь?»

Итак, Кришна наделяет Своего преданного большим

могуществом и может даровать ему способность создать

целую вселенную. Прабхупада говорил, что иногда мо-

жет даже показаться, что преданный способен на деяния

более великие, чем деяния Самого Господа. Он приводил

пример Господа Нитьянанды, который освободил Джагая

и Мадхая, двух грешников, равных которым не было. Их

освободил не Господь Чайтанья,—это Нитьянанда сделал

из них преданных.

216

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 174

бхакта тхани хара’ туми,—э томара свабхава

ара эка шуна туми апана прабхава

Для Тебя естественно в споре с преданным признавать

Себя побежденным. У Тебя есть еще одно прославленное

качество. Послушай, какое именно.

Текст 175

аджанма карину муни ‘ниракара’-дхйана

томара декхи’ ‘кришна’ хаила мора видйамана

Я медитировал на имперсональный Брахман с самого

рождения, но с тех пор, как я увидел Тебя, я безоговорочно

принял Кришну.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Брахмананда Бхарати

согласился с тем, что в споре духовного учителя и ученика,

первый всегда выходит победителем, поскольку к сужде-

ниям духовного учителя относятся с большим почтением,

чем к суждениям ученика, даже если последний приводит

весомые аргументы. Брахмананда Бхарати в споре с

Господом Чайтаньей одержал верх, потому что он был в

положении духовного учителя по отношению к Господу

Чайтанье. Но Брахмананда Бхарати предложил взглянуть

на ситуацию также с другой стороны, имея в виду, что

он преданный, а Шри Чайтанья Махпрабху—Верховная

Личность Бога, Кришна. Господь в споре с преданным

из любви к нему добровольно признает Свое поражение.

Такова Его воля, потому что иначе никто не в силах Его

победить. В связи с этим будет уместно привести здесь

слова Бхишмы из «Шримад-Бхагаватам» (1.9.37):

217

Шри Чайтанья-чаритамрита

сва-нигамам апахайа мат-пратиджнанам

ритам адхикартум аваплуто ратха-стхах

дхрита-ратха-чарано ‘бхйайач’ чалад-гур

харир ива хантум ибхам гатоттарийах

«Выполняя мое желание и жертвуя Своим обещанием, Он

сошел с колесницы, схватил колесо от нее и бросился ко

мне, как лев бросается на слона, чтобы убить его. На бегу

Он даже потерял верхнюю одежду». Кришна дал слово

не вступать в сражение на Курукшетре, но Бхишма хотел

спровоцировать Господа нарушить слово. Он напал на

Арджуну и сражался с таким упорством, что Кришне не

оставалось ничего другого, как сойти с колесницы, схва-

тить колесо и броситься на Бхишму. Господь поступил

так, чтобы показать всем: Он защитит Своего преданного

даже ценой Своего честного слова.

Брахмананда Бхарати сказал: «С самого начала сво-

ей жизни меня привлекала философия имперсонального

Брахмана, но как только я увидел Тебя, я сразу привлекся

к Личности Бога, Кришне». Шри Чайтанья Махпрабху

это Сам Господь Кришна, и поэтому Брахмананда Бха-

рати стал Его преданным.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Брахмананда

Бхарати рассказывает здесь часть своей биографии. Он

принял инициацию в Шанкара-сампрадае и поклонялся

ниракаре, безличному аспекту Господа. Теперь он говорит

Господу Чайтанье: «Ты победил меня, потому что уви-

дев Тебя, я увидел Кришну. Несмотря на то, что прежде

* ? «????????-???????????»

Навигация:

Страница 47
Страница 46
-- Страница 45 --
Страница 44
Страница 43