Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 47 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 47

их ничто не привлекает. Еще один из-

вестный пример—Шукадева Госвами.

амарамаш ча мунайо

ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим

иттхам-бхута-гуно харих

«Атмарамы [личности, которые черпают наслаждение в

атме, духовном «я»], в особенности те, кто утвердился

на пути самосознания, желают нести беспримесное пре-

данное служение личности Бога, несмотря на то, что уже

освободились от всех материальных пут. Это означает,

что Господь обладает трансцендентными качествами и

поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные

души» (Бхаг., 1.1.7). Этот стих говорит о том, что Господь,

223

Шри Чайтанья-чаритамрита

Верховная трансцендентная Личность,—совершенный

объект для поклонения, потому что обладает качествами,

которые привлекают всех.

Почему Господь привлекателен для душ, осознавших

себя и удовлетворенных в самих себе? Почему те, кто

осознал Брахман, тоже любят слушать об играх Господа,

хотя могут и не соглашаться с концепцией Господа как

личности? Почему, стоит им услышать об играх Господа

от Его преданных, они привлекаются преданным служе-

нием? Это происходит потому, что Господь привлекает

всех—таково Его качество. Примеров тому множество:

Кумары, Сарвабхаума Бхаттачарья, Брахмананда Бха-

рати, Шукадева Госвами—все они были в свое время

имперсоналистами, но с ними произошла перемена.

Увидев Господа Чайтанью, Брахмананда Бхарати сказал:

«Глядя на Тебя, я вижу Господа Кришну. Я медитировал

на безличный Брахман всю свою жизнь, но когда увидел

Тебя, я осознал Кришну. Теперь Он стоит перед моим

внутренним взором и пребывает в моем уме, и Я хочу

повторять Его святое имя. Я уверен: Ты и есть Кришна,

и я хочу служить Тебе».

Сердце Брахмананды Бхарати переменилось. Так

обычно и происходит: слушая об играх Господа, человек

постепенно развивает к Нему привязанность, и в его сер-

дце пробуждается желание служить Ему.

Существует девять видов преданного служения, и пер-

вый—слушать трансцендентные повествования. Именно с

него начинается преданное служение Господу. Но просто

слушать недостаточно. Рупа Госвами говорит, что у чело-

века должна быть шраддха—слушать о Господе нужно с

верой. Брахмананда Бхарати видел Господа прямо перед

собой, но далеко не каждый, кто видел Господа, дейс-

224

Шри Чайтанья-чаритамрита

твительно Его видел. Брахмананда Бхарати смог узнать

Господа, потому что развил в себе такую способность.

Он говорит: «Я вижу Тебя и понимаю, кто Ты есть». Спо-

собность узнать Господа проявляется в сердце человека.

Шрила Прабху пада в своем комментарии к этому стиху

приводит в этой связи пример Билвамангалы Тхакура.

Текст 178

адваита-витхи-патхикаир упасйах

свананда-симхасана-лабдха-дикшах

шатхена кенапи вайам хатхена

даси-крита гопа-вадху витена

В заключение Брахмананда Бхарати сказал: «Хотя монис-

ты относились ко мне с почтением и я получил посвящение

в процесс самосознания методом йоги, лукавый мальчик,

который любит шутить с гопи, превратил меня в Свою

служанку».

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Этот стих

написал Билвамангала Тхакур, и Брахмананда Бхарати

приводит его, чтобы рассказать, что случилось с ним

самим. Билвамангала Тхакур тоже в свое время отдавал

предпочтение философии имперсонализма, но лукавый

мальчик Кришна превратил его в Свою служанку. Криш-

на, Его деяния, Его окружение настолько удивительны,

что привлекают даже имперсоналистов.

каивалйам наракайате тридаша-пур акаша-пушпайате

дурдантендрийа-кала-сарпа-патали проткхата-дамштрайате

вишвам пурна-сукхайате видхи-махендрадиш ча китайате

йат-карунйа-катакша-ваибхава-ватам там гаурам эва стумах

В комментарии к предыдущему стиху Шрила Прабхупада

225

Шри Чайтанья-чаритамрита

уже цитировал этот стих Прабходананды Сарасвати и

объяснил, что для преданных имперсональное освобожде-

ние подобно аду: каивалйам наракайате. Имперсоналисты

отказываются от каких бы то ни было личных отноше-

ний и очень любят спорить, истолковывая свидетельства

шастр в свою пользу. В беседе с Сарвабхаумой Бхатта-

чарьей Господь Чайтанья доказал, что их толкование

ведических писаний неверно, и в числе прочих привел

следующий пример. В «Шветашватара Упанишад» (3.18)

сказано:

апани-падо джавано грахита

пашйатй ачакшух са шринотй акарнах

В этом стихе говорится о том, что у Верховной Личнос-

ти Бога нет рук и ног, но Он принимает подношения и

движется, у Него нет ушей и глаз, но Он слышит и видит

все. Имперсоналисты переиначивают смысл этой цита-

ты и утверждают, что у Господа нет ни глаз, ни ушей. В

действительности же она означает лишь то, что Господь

сагуна,—у Него нет материальных качеств, все Его ка-

чества духовны.

В «Брахма-самхите» Господь Брахма говорит, что

у Верховной Личности Бога нет материальных глаз, но,

тем не менее, Он видит все; Его тело трансцендентно, и

поэтому Его чувства абсолютны и могут заменять друг

друга. Материальные тела ограничены, но тело Господа

духовно и не знает ограничений. Однако имперсоналис-

ты не имеют представления о духовном разнообразии, и

поэтому полагают, что все есть одно, ничто, пустота. Они

утверждают, что Господь приходит в материальный мир

в материальном теле. Только этим, согласно их мнению,

226

Шри Чайтанья-чаритамрита

можно объяснить тот факт, что Господь нисходит в этот

мир как личность и являет разнообразие Своих качеств

и деяний. Имперсоналисты уверяют, что безличный

Абсолют, принимая материальную форму, проявляется

как Кришна. Их представление о духе сводится, таким

образом, исключительно к отрицанию материи. Не дога-

дываясь о разнообразии духовной жизни, духовных форм

и игр Господа, имперсоналисты думают, что Его игры

сродни обычной кармической деятельности, а преданные

служат Господу ради выгоды. Имперсоналисты не имеют

ни малейшего представления о том, что такое духовная

жизнь. Господь Брахма объясняет это тем, что они не

приняли прибежища лотосных стоп Кришны.

Господь Чайтанья был так милостив к Брахмананде

Бхарати, что полностью изменил его взгляды. Он полно-

стью покорил Брахмананду Бхарати Своим отношением

к нему. Ему достаточно было сказать: «Я не вижу Брах-

мананду Бхарати, где он? Брахмананда Бхарати не стал

бы носить оленью шкуру»—и Брахмананда Бхарати сразу

понял, что Господь им недоволен, и признал Его правоту.

Если человек вручает себя Кришне, Он проливает на него

Свою милость и дарует ему преданное служение.

Господь видит в человеке лучшее и не принимает во

внимание его ошибки. «Этот человек доверился Мне,

вручил Мне свою судьбу, поэтому Я буду считать его

Моим преданным». Господь так милостив! Когда че-

ловек решает вручить себя Ему, Господь, зная

Навигация:

Страница 49
Страница 48
-- Страница 47 --
Страница 46
Страница 45