их ничто не привлекает. Еще один из-
вестный пример—Шукадева Госвами.
амарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих
«Атмарамы [личности, которые черпают наслаждение в
атме, духовном «я»], в особенности те, кто утвердился
на пути самосознания, желают нести беспримесное пре-
данное служение личности Бога, несмотря на то, что уже
освободились от всех материальных пут. Это означает,
что Господь обладает трансцендентными качествами и
поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные
души» (Бхаг., 1.1.7). Этот стих говорит о том, что Господь,
223
Шри Чайтанья-чаритамрита
Верховная трансцендентная Личность,—совершенный
объект для поклонения, потому что обладает качествами,
которые привлекают всех.
Почему Господь привлекателен для душ, осознавших
себя и удовлетворенных в самих себе? Почему те, кто
осознал Брахман, тоже любят слушать об играх Господа,
хотя могут и не соглашаться с концепцией Господа как
личности? Почему, стоит им услышать об играх Господа
от Его преданных, они привлекаются преданным служе-
нием? Это происходит потому, что Господь привлекает
всех—таково Его качество. Примеров тому множество:
Кумары, Сарвабхаума Бхаттачарья, Брахмананда Бха-
рати, Шукадева Госвами—все они были в свое время
имперсоналистами, но с ними произошла перемена.
Увидев Господа Чайтанью, Брахмананда Бхарати сказал:
«Глядя на Тебя, я вижу Господа Кришну. Я медитировал
на безличный Брахман всю свою жизнь, но когда увидел
Тебя, я осознал Кришну. Теперь Он стоит перед моим
внутренним взором и пребывает в моем уме, и Я хочу
повторять Его святое имя. Я уверен: Ты и есть Кришна,
и я хочу служить Тебе».
Сердце Брахмананды Бхарати переменилось. Так
обычно и происходит: слушая об играх Господа, человек
постепенно развивает к Нему привязанность, и в его сер-
дце пробуждается желание служить Ему.
Существует девять видов преданного служения, и пер-
вый—слушать трансцендентные повествования. Именно с
него начинается преданное служение Господу. Но просто
слушать недостаточно. Рупа Госвами говорит, что у чело-
века должна быть шраддха—слушать о Господе нужно с
верой. Брахмананда Бхарати видел Господа прямо перед
собой, но далеко не каждый, кто видел Господа, дейс-
224
Шри Чайтанья-чаритамрита
твительно Его видел. Брахмананда Бхарати смог узнать
Господа, потому что развил в себе такую способность.
Он говорит: «Я вижу Тебя и понимаю, кто Ты есть». Спо-
собность узнать Господа проявляется в сердце человека.
Шрила Прабху пада в своем комментарии к этому стиху
приводит в этой связи пример Билвамангалы Тхакура.
Текст 178
адваита-витхи-патхикаир упасйах
свананда-симхасана-лабдха-дикшах
шатхена кенапи вайам хатхена
даси-крита гопа-вадху витена
В заключение Брахмананда Бхарати сказал: «Хотя монис-
ты относились ко мне с почтением и я получил посвящение
в процесс самосознания методом йоги, лукавый мальчик,
который любит шутить с гопи, превратил меня в Свою
служанку».
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Этот стих
написал Билвамангала Тхакур, и Брахмананда Бхарати
приводит его, чтобы рассказать, что случилось с ним
самим. Билвамангала Тхакур тоже в свое время отдавал
предпочтение философии имперсонализма, но лукавый
мальчик Кришна превратил его в Свою служанку. Криш-
на, Его деяния, Его окружение настолько удивительны,
что привлекают даже имперсоналистов.
каивалйам наракайате тридаша-пур акаша-пушпайате
дурдантендрийа-кала-сарпа-патали проткхата-дамштрайате
вишвам пурна-сукхайате видхи-махендрадиш ча китайате
йат-карунйа-катакша-ваибхава-ватам там гаурам эва стумах
В комментарии к предыдущему стиху Шрила Прабхупада
225
Шри Чайтанья-чаритамрита
уже цитировал этот стих Прабходананды Сарасвати и
объяснил, что для преданных имперсональное освобожде-
ние подобно аду: каивалйам наракайате. Имперсоналисты
отказываются от каких бы то ни было личных отноше-
ний и очень любят спорить, истолковывая свидетельства
шастр в свою пользу. В беседе с Сарвабхаумой Бхатта-
чарьей Господь Чайтанья доказал, что их толкование
ведических писаний неверно, и в числе прочих привел
следующий пример. В «Шветашватара Упанишад» (3.18)
сказано:
апани-падо джавано грахита
пашйатй ачакшух са шринотй акарнах
В этом стихе говорится о том, что у Верховной Личнос-
ти Бога нет рук и ног, но Он принимает подношения и
движется, у Него нет ушей и глаз, но Он слышит и видит
все. Имперсоналисты переиначивают смысл этой цита-
ты и утверждают, что у Господа нет ни глаз, ни ушей. В
действительности же она означает лишь то, что Господь
сагуна,—у Него нет материальных качеств, все Его ка-
чества духовны.
В «Брахма-самхите» Господь Брахма говорит, что
у Верховной Личности Бога нет материальных глаз, но,
тем не менее, Он видит все; Его тело трансцендентно, и
поэтому Его чувства абсолютны и могут заменять друг
друга. Материальные тела ограничены, но тело Господа
духовно и не знает ограничений. Однако имперсоналис-
ты не имеют представления о духовном разнообразии, и
поэтому полагают, что все есть одно, ничто, пустота. Они
утверждают, что Господь приходит в материальный мир
в материальном теле. Только этим, согласно их мнению,
226
Шри Чайтанья-чаритамрита
можно объяснить тот факт, что Господь нисходит в этот
мир как личность и являет разнообразие Своих качеств
и деяний. Имперсоналисты уверяют, что безличный
Абсолют, принимая материальную форму, проявляется
как Кришна. Их представление о духе сводится, таким
образом, исключительно к отрицанию материи. Не дога-
дываясь о разнообразии духовной жизни, духовных форм
и игр Господа, имперсоналисты думают, что Его игры
сродни обычной кармической деятельности, а преданные
служат Господу ради выгоды. Имперсоналисты не имеют
ни малейшего представления о том, что такое духовная
жизнь. Господь Брахма объясняет это тем, что они не
приняли прибежища лотосных стоп Кришны.
Господь Чайтанья был так милостив к Брахмананде
Бхарати, что полностью изменил его взгляды. Он полно-
стью покорил Брахмананду Бхарати Своим отношением
к нему. Ему достаточно было сказать: «Я не вижу Брах-
мананду Бхарати, где он? Брахмананда Бхарати не стал
бы носить оленью шкуру»—и Брахмананда Бхарати сразу
понял, что Господь им недоволен, и признал Его правоту.
Если человек вручает себя Кришне, Он проливает на него
Свою милость и дарует ему преданное служение.
Господь видит в человеке лучшее и не принимает во
внимание его ошибки. «Этот человек доверился Мне,
вручил Мне свою судьбу, поэтому Я буду считать его
Моим преданным». Господь так милостив! Когда че-
ловек решает вручить себя Ему, Господь, зная