Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 49 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 49

тот был брахманом. Сарвабхаума Бхаттачарья

подумывал о том, чтобы вместо этого наложить руки на

себя, но и это было невозможно по той же причине. Все

же ему хотелось, чтобы Амогха был наказан, и, услышав

о том, что зять заболел холерой, он воспринял это как

знак свыше. Провидение осуществило то, что он хотел

бы сделать сам, да не мог. Плохая карма за оскорбления

Верховной Личности Бога настигает человека быстро.

В своем комментарии Шрила Прабхупада привел стих

из «Бхагавад-гиты» (9.13), в котором, я напомню, говорит-

ся, что великие души, которые свободны от заблуждений,

находятся под покровительством божественной природы.

Эти великие души находятся под защитой божественной

природы Господа, потому что полностью посвятили себя

служению Ему. Человек, который наносит оскорбление

233

Шри Чайтанья-чаритамрита

такому преданному, укорачивает свою жизнь. В Кали-югу

жизнь и без этого коротка—это один из отличительных

признаков этого века. С каждым днем века Кали, под

влиянием его разрушительной силы, слабеет религия,

правдивость, чистота, терпимость, милосердие, сила и

память, и сокращается продолжительность жизни. Но

даже если человеку суждено было прожить долгую жизнь,

из-за оскорбления преданного она неминуемо сократится.

Кроме того, он потеряет все нажитое им богатство, доб-

рое имя, религиозность, имущество, и от него отвернется

удача. Великие души находятся под защитой Господа,

и поэтому, кто бы их ни оскорбил,—будь то демон или

преданный,—он утратит доброе имя. Господь всегда ми-

лостив по отношению к тем, кто полностью вручил себя

Ему, и не терпит оскорблений в их адрес. Шрила Прабху-

пада обращает наше внимание на слова махад-атикрамах,

которые указывают на то, что оскорбления совершаются

из зависти к Господу и Его преданным.

Преданным мы называем того, кто думает только

о том, как служить Верховному Господу, как доставить

Ему удовольствие—других целей у него нет. Завистли-

вых людей ставит иногда в тупик поведение, поступки и

проповедь преданного, который всецело посвятил себя

служению Господу, потому что вся жизнь преданного

противоречит представлениям обычного, привязанного

к материальным наслаждениям, человека.

Характерная черта завистника—нетерпимость по

отношению к окружающим. Он просто не может быть

терпимым, и причиной тому его зависть по отношению

к Господу. Поводом для зависти может послужить что

угодно: соображения личного характера или материаль-

ная заинтересованность. Он способен завидовать даже

234

Шри Чайтанья-чаритамрита

преданному, который полностью вручил себя Криш-

не—именно потому, что этот преданный сумел вручить

себя Господу.

В шастрах есть множество примеров завистливых лю-

дей. Так, например, Хираньякашипу ненавидел Господа

Вишну, и когда выяснилось, что Прахлад Махарадж, его

сын, стал преданным Вишну, его врага, Хираньякашипу

решил убить своего сына. Сам же Прахлад Махарадж был

маха-бхагавата и одинаково относился ко всем, потому

что видел, как все связано с Господом. Хираньякашипу не

мог выносить, когда Прахлад Махарадж прославляет свя-

тые имена Господа. Когда он слышал, что его сын говорит

о Кришне, он приходил в ярость: «Как ты смеешь упоми-

нать имя моего врага! Кто тебя научил этому?»—бранил

он Прахлада. Люди, которые завидуют Господу, завидуют

также и Его преданным—такова их природа.

Все рушится в жизни завистника, оскорбляющего

великого преданного Господа. Вриндаван дас Тхакур,

описывая в «Чайтанья-Бхагавате» историю Джагая и

Мадхая, говорит, что они совершили множество грехов:

братья были убийцами и грабителями, они столько горя

доставили людям, но, тем не менее, никогда не оскорб-

ляли преданных Господа Вишну. В этом отношении им

посчастливилось. Они, правда, оскорбили Господа Ни-

тьянанду, бросив в Него глиняный горшок, но Господь

Нитьянанда не принял это во внимание. Зато Господь

Чайтанья счел это ужасным оскорблением и, решив убить

Джагая и Мадхая, призвал Свою сударшана-чакру. Он

сказал: «Тело Господа Нитьянанды и Мое—суть одно».

Тот, кто оскорбляет Господа Нитьянанду, подобно Джа-

гаю и Мадхаю, будет немедленно убит. Однако Господу

Нитьянанде очень хотелось спасти братьев, и благодаря

235

Шри Чайтанья-чаритамрита

Его милости они все же получили освобождение.

Порой человек даже не ведает что творит, как не осоз-

навал этого Амогха, когда из зависти к Господу Чайтанье

принялся Его отчитывать. «Да кто Он такой?—возмущал-

ся Амогха.—Явился в мой дом и ведет Себя подобным

образом! Почему Он так много ест?» Амогха обругал Вер-

ховного Господа и вскоре после этого заболел холерой.

Мы знаем также и другие примеры: Гопал Чакравар-

ти вследствие своих оскорблений потерял все, что у него

было; Рамачандра Кхан оскорбил Харидаса Тхакура и

вскоре лишился дома, имущества и положения. Постра-

дал не только он—вся деревня, в которой он жил, была

опустошена. Туда явились мусульмане, стали убивать

коров, есть мясо, и за три дня разорили деревню дотла.

Причиной всему была зависть, которая грызла Рама-

чандру Кхана при виде славы и почета, которыми люди

окружили Харидаса Тхакура. Рамачандра Кхан мечтал о

том, как бы обесчестить Харидаса, и оскорбление, кото-

рое он совершил по отношению к такому возвышенному

преданному, привело его к полному краху. Возмездие в

таких случаях—вопрос времени. Порой оно обрушива-

ется на голову человека незамедлительно, как в истории

с Амогхой.

С завистью, которая гнездится в сердце, нужно быть

начеку, поскольку если сегодня нам и удалось избежать

оскорблений по отношению к великой душе, чистому

преданному Господа, всегда существует опасность, что

это случится завтра. И тогда Господь, обрушив на нашу

голову возмездие, лишит нас всего, как это произошло

с Рамачандрой Пури, который оскорбил собственного

духовного учителя, Мадхавендру Пури. Вследствие этого

236

Шри Чайтанья-чаритамрита

оскорбления Рамачандра Пури потерял все: его доброе

имя превратилось в дурную славу худшего из оскорби-

телей, более того, он лишился всякой надежды вернуть

утраченное, и потому был обречен на бесплодные умоз-

рительные размышления.

Текст 272

ачарйа кахе,—упаваса каила дуи джана

висучика-вйадхите амогха чхадичхе дживана

Гопинатха Ачарья сообщил Господу, что оба, и жена, и

муж, постятся, а их зять, Амогха, умирает от холеры.

Текст 273

шуни’ крипамайа прабху аила дхана

амогхере кахе тара буке хаста дийа

Стоило Господу Чайтанье услышать о том, что

Навигация:

Страница 51
Страница 50
-- Страница 49 --
Страница 48
Страница 47