Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 55 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 55

обезумели: они поют святое имя

Кришны, танцуют, а иногда даже плачут и катаются по

земле!

Текст 167

кахибара катха нахе—декхиле се джани

танхара прабхаве танре ‘ишвара’ кари’ мани’

Это невозможно описать! Нужно самому увидеть все,

чтобы понять. Его могущество так велико, что я уверен:

Он—Верховная Личность Бога!»

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Не правда

ли, примечательный монолог, особенно если учесть, что

говорит шпион мусульманского правителя.

260

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 168

эта кахи’ сеи чара ‘хари’ ‘кришна’ гайа

хасе, канде, наче, гайа баулера прайа

Сказав это, шпион принялся воспевать святые имена

Хари и Кришны. Он смеялся и плакал, танцевал и пел,

как безумный.

Текст 169

эта шуни ‘йаванера мана пхири’ гела

апана-‘вишваса’ удийа стхане патхаила

Мусульманский правитель выслушал доклад шпиона,

его отношение изменилось, и он послал своего секретаря

к представителю орисского правительства.

Текст 170

‘вишваваса’ асийа прабхура чарана вандила

‘кришна’ ‘кришна’ кахи’ преме вихвала ха-ила

Секретарь отправился на встречу с Чайтаньей Махапраб-

ху. Он поклонился Его лотосным стопам, произнес святое

имя Господа: «Кришна! Кришна!»—и его тут же охватила

экстатическая любовь.

Текст 171

дхаирйа хана удийаке кахе намаскари’

‘тома-стхане патхаила млеччха адхикари

Придя в себя, секретарь выразил свое почтение Господу

и сказал представителю орисского правительства: «Меня

прислал мусульманский правитель.

261

Шри Чайтанья-чаритамрита

Текст 172

туми йади аджна деха’ этхаке асийа

йавана адхикари йайа прабхуке милийа

Если ты не против, он очень хотел бы повидаться с Чай-

таньей Махапрабху. После этого он сразу уйдет.

Текст 173

бахута уткантха танра, карйачхе винайа

тома-сане эи сандхи, нахи йуддха-бхайа’

Правитель страстно желает увидеть Господа Чайтанью и

с глубоким почтением передает вам свою просьбу. У него

мирные намерения. Мы не будем воевать с вами».

Текст 174

шуни’ маха-патра кахе хана висмайа

‘мадйапа йаванера читта аичхе ке карайа!

Чиновник орисского правительства, маха-патра, изумил-

ся. Он подумал: «Мусульманский правитель—пьяница.

Как случилось, что он так изменился?

Текст 175

апане махапрабху танра мана пхираила

даршана-смаране йанра джагат тарила’

Не иначе, Сам Господь Чайтанья Махапрабху повлиял

на него. Благодаря одному Его присутствию, или просто

вспомнив о Нем, обретает освобождение весь мир».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Мусульманский пра-

262

Шри Чайтанья-чаритамрита

витель был пьяницей (мадйапа), а такие люди обычно не

меняются. Но Господь Шри Чайтанья Махапрабху спо-

собен обратить к сознанию Кришны любого человека.

От материального существования можно освободиться,

просто вспомнив святое имя Шри Чайтаньи Махапрабху

или увидев Его. Движение сознания Кришны распро-

странилось по всему миру, но ни один явана или млеччха,

привязанный к пьянству, не смог бы принять сознание

Кришны без милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Люди

часто изумляются, видя жителей Запада, обращенных в

вайшнавизм: как правило, люди Запада имеют пристрас-

тие к мясу, алкоголю, азартным играм и незаконному сек-

су, и поэтому так удивительно, что они принимают созна-

ние Кришны. Особенно поражаются этому в Индии. Но

ответ дан здесь: даршана-смаране йанра джагат тарила.

Подобные перемены возможны благодаря памятованию

о Шри Чайтанье Махапрабху. Западные преданные очень

искренне воспевают имена Шри Чайтаньи Махапрабху и

Его спутников: шри-кришна-чаитанйа прабху-нитйананда

шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда.

По милости Чайтаньи Махапрабху и Его спутников

сознание людей очищается и, отворачиваясь от майи,

обращается к Кришне.

Слово вишваса относится к секретарю. Чаще всего

этот титул встречается в индусском обществе среди ка-

ястх. В Бенгалии титул вишваса употребляют каястхи.

Слово вишваса означает «верный», а вишваси—это «че-

ловек, на которого можно положиться». Шри Бхакти-

винода Тхакур говорит, что во времена мусульманского

правления в Бенгалии существовал секретариат под

названием вишваса-кхана. Получить там пост означило

занять должность секретаря, которую доверяли только

263

Шри Чайтанья-чаритамрита

исключительно надежным людям. Их выбирали среди

каястх, которые и по сей день весьма искусны в бизнесе и

правительственных делах. Секретарь, вишваса-кхана, это

почти всегда очень надежный и верный работник. Именно

им доверяли все секретные и щекотливые поручения.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила

Прабхупада всегда ссылается на милость Чайтаньи Ма-

хапрабху, и таким образом доказывает: никто, кроме

Шри Чайтаньи Махапрабху, не в состоянии отвратить

людей от дурных привычек. Помня о Господе Чайтанье,

люди очищаются, и их сознание переключается с майи на

Кришну. Шрила Прабхупада говорит, что все мы очис-

тились по милости Господа Чайтаньи, благодаря тому,

что помнили о Нем.

Конечно, нельзя забывать, что Господь становится

доступен для нас лишь по милости уполномоченного

Им вайшнава: Господь Чайтанья приходит благодаря

присутствию Шрилы Прабхупады. Это происходит имен-

но так! Это и означает «быть уполномоченным». Такой

преданный несет послание Господа и волю Господа; через

него можно приблизиться к Богу. По милости Шрилы

Прабхупады, следуя по его стопам, те, кто действительно

идут по пути освобождения, обретают общение с Госпо-

дом.

Пока Господь не наделит человека полномочиями,

тот не сможет сделать кого-то вайшнавом. Об этом гово-

рит и Сам Господь Чайтанья в одной истории из той же

главы Мадхья-лилы. Приняв санньясу, Господь Чайтанья

перебрался в Джаганнатха Пури, поэтому преданные из

Навадвипы и Шантипура каждый год совершали палом-

ничество в Пури, чтобы попасть на праздник Ратха-ятры

264

Шри Чайтанья-чаритамрита

и встретиться с Господом Чайтаньей. Проведя в Пури

четыре месяца, они благополучно возвращались домой.

Однажды, готовясь уже покинуть Пури, один из жителей

Кумара-хатты обратился к Господу Чайтанье с просьбой:

«Я хочу следовать Твоим указаниям. Пожалуйста, дай

мне наставления!» Ему не хотелось возвращаться до-

мой без наставлений Господа. «Всегда повторяй Харе

Кришна и служи вайшнавам,—прозвучал ответ Господа

Чайтаньи.—Тогда ты, несомненно, освободишься». «А

как понять, кто вайшнав, а кто нет?—спросил житель Ку-

мара-хатты. Ему хотелось знать наверняка, что он служит

именно вайшнавам. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху

ответил: «Всякий, кто постоянно повторяет святое имя

Кришны, считается вайшнавом». Шрила Прабхупада объ-

ясняет, что совершенным преданным считается тот, кто

постоянно воспевает святое имя и прославляет Господа.

Спустя год житель Кумара-хатты снова обратился

к Господу с тем же вопросом. На этот раз Господь дал

такой ответ: «Вайшнав—это тот, кто делает вайшнавами

других. Благодаря общению с таким преданным, люди

становятся преданными Господа». Именно так можно

распознать вайшнава: общаясь с

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53