обезумели: они поют святое имя
Кришны, танцуют, а иногда даже плачут и катаются по
земле!
Текст 167
кахибара катха нахе—декхиле се джани
танхара прабхаве танре ‘ишвара’ кари’ мани’
Это невозможно описать! Нужно самому увидеть все,
чтобы понять. Его могущество так велико, что я уверен:
Он—Верховная Личность Бога!»
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Не правда
ли, примечательный монолог, особенно если учесть, что
говорит шпион мусульманского правителя.
260
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 168
эта кахи’ сеи чара ‘хари’ ‘кришна’ гайа
хасе, канде, наче, гайа баулера прайа
Сказав это, шпион принялся воспевать святые имена
Хари и Кришны. Он смеялся и плакал, танцевал и пел,
как безумный.
Текст 169
эта шуни ‘йаванера мана пхири’ гела
апана-‘вишваса’ удийа стхане патхаила
Мусульманский правитель выслушал доклад шпиона,
его отношение изменилось, и он послал своего секретаря
к представителю орисского правительства.
Текст 170
‘вишваваса’ асийа прабхура чарана вандила
‘кришна’ ‘кришна’ кахи’ преме вихвала ха-ила
Секретарь отправился на встречу с Чайтаньей Махапраб-
ху. Он поклонился Его лотосным стопам, произнес святое
имя Господа: «Кришна! Кришна!»—и его тут же охватила
экстатическая любовь.
Текст 171
дхаирйа хана удийаке кахе намаскари’
‘тома-стхане патхаила млеччха адхикари
Придя в себя, секретарь выразил свое почтение Господу
и сказал представителю орисского правительства: «Меня
прислал мусульманский правитель.
261
Шри Чайтанья-чаритамрита
Текст 172
туми йади аджна деха’ этхаке асийа
йавана адхикари йайа прабхуке милийа
Если ты не против, он очень хотел бы повидаться с Чай-
таньей Махапрабху. После этого он сразу уйдет.
Текст 173
бахута уткантха танра, карйачхе винайа
тома-сане эи сандхи, нахи йуддха-бхайа’
Правитель страстно желает увидеть Господа Чайтанью и
с глубоким почтением передает вам свою просьбу. У него
мирные намерения. Мы не будем воевать с вами».
Текст 174
шуни’ маха-патра кахе хана висмайа
‘мадйапа йаванера читта аичхе ке карайа!
Чиновник орисского правительства, маха-патра, изумил-
ся. Он подумал: «Мусульманский правитель—пьяница.
Как случилось, что он так изменился?
Текст 175
апане махапрабху танра мана пхираила
даршана-смаране йанра джагат тарила’
Не иначе, Сам Господь Чайтанья Махапрабху повлиял
на него. Благодаря одному Его присутствию, или просто
вспомнив о Нем, обретает освобождение весь мир».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Мусульманский пра-
262
Шри Чайтанья-чаритамрита
витель был пьяницей (мадйапа), а такие люди обычно не
меняются. Но Господь Шри Чайтанья Махапрабху спо-
собен обратить к сознанию Кришны любого человека.
От материального существования можно освободиться,
просто вспомнив святое имя Шри Чайтаньи Махапрабху
или увидев Его. Движение сознания Кришны распро-
странилось по всему миру, но ни один явана или млеччха,
привязанный к пьянству, не смог бы принять сознание
Кришны без милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Люди
часто изумляются, видя жителей Запада, обращенных в
вайшнавизм: как правило, люди Запада имеют пристрас-
тие к мясу, алкоголю, азартным играм и незаконному сек-
су, и поэтому так удивительно, что они принимают созна-
ние Кришны. Особенно поражаются этому в Индии. Но
ответ дан здесь: даршана-смаране йанра джагат тарила.
Подобные перемены возможны благодаря памятованию
о Шри Чайтанье Махапрабху. Западные преданные очень
искренне воспевают имена Шри Чайтаньи Махапрабху и
Его спутников: шри-кришна-чаитанйа прабху-нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда.
По милости Чайтаньи Махапрабху и Его спутников
сознание людей очищается и, отворачиваясь от майи,
обращается к Кришне.
Слово вишваса относится к секретарю. Чаще всего
этот титул встречается в индусском обществе среди ка-
ястх. В Бенгалии титул вишваса употребляют каястхи.
Слово вишваса означает «верный», а вишваси—это «че-
ловек, на которого можно положиться». Шри Бхакти-
винода Тхакур говорит, что во времена мусульманского
правления в Бенгалии существовал секретариат под
названием вишваса-кхана. Получить там пост означило
занять должность секретаря, которую доверяли только
263
Шри Чайтанья-чаритамрита
исключительно надежным людям. Их выбирали среди
каястх, которые и по сей день весьма искусны в бизнесе и
правительственных делах. Секретарь, вишваса-кхана, это
почти всегда очень надежный и верный работник. Именно
им доверяли все секретные и щекотливые поручения.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила
Прабхупада всегда ссылается на милость Чайтаньи Ма-
хапрабху, и таким образом доказывает: никто, кроме
Шри Чайтаньи Махапрабху, не в состоянии отвратить
людей от дурных привычек. Помня о Господе Чайтанье,
люди очищаются, и их сознание переключается с майи на
Кришну. Шрила Прабхупада говорит, что все мы очис-
тились по милости Господа Чайтаньи, благодаря тому,
что помнили о Нем.
Конечно, нельзя забывать, что Господь становится
доступен для нас лишь по милости уполномоченного
Им вайшнава: Господь Чайтанья приходит благодаря
присутствию Шрилы Прабхупады. Это происходит имен-
но так! Это и означает «быть уполномоченным». Такой
преданный несет послание Господа и волю Господа; через
него можно приблизиться к Богу. По милости Шрилы
Прабхупады, следуя по его стопам, те, кто действительно
идут по пути освобождения, обретают общение с Госпо-
дом.
Пока Господь не наделит человека полномочиями,
тот не сможет сделать кого-то вайшнавом. Об этом гово-
рит и Сам Господь Чайтанья в одной истории из той же
главы Мадхья-лилы. Приняв санньясу, Господь Чайтанья
перебрался в Джаганнатха Пури, поэтому преданные из
Навадвипы и Шантипура каждый год совершали палом-
ничество в Пури, чтобы попасть на праздник Ратха-ятры
264
Шри Чайтанья-чаритамрита
и встретиться с Господом Чайтаньей. Проведя в Пури
четыре месяца, они благополучно возвращались домой.
Однажды, готовясь уже покинуть Пури, один из жителей
Кумара-хатты обратился к Господу Чайтанье с просьбой:
«Я хочу следовать Твоим указаниям. Пожалуйста, дай
мне наставления!» Ему не хотелось возвращаться до-
мой без наставлений Господа. «Всегда повторяй Харе
Кришна и служи вайшнавам,—прозвучал ответ Господа
Чайтаньи.—Тогда ты, несомненно, освободишься». «А
как понять, кто вайшнав, а кто нет?—спросил житель Ку-
мара-хатты. Ему хотелось знать наверняка, что он служит
именно вайшнавам. И тогда Шри Чайтанья Махапрабху
ответил: «Всякий, кто постоянно повторяет святое имя
Кришны, считается вайшнавом». Шрила Прабхупада объ-
ясняет, что совершенным преданным считается тот, кто
постоянно воспевает святое имя и прославляет Господа.
Спустя год житель Кумара-хатты снова обратился
к Господу с тем же вопросом. На этот раз Господь дал
такой ответ: «Вайшнав—это тот, кто делает вайшнавами
других. Благодаря общению с таким преданным, люди
становятся преданными Господа». Именно так можно
распознать вайшнава: общаясь с