грудь—и стало
гирляндой на Его шее. «Кришна, ты нарушил слово!
308
Шри Чайтанья-чаритамрита
Зачем?—закричал потрясенный Арджуна.—Люди будут
Тебя осуждать! Я же вооружен и был готов отбить атаку».
«Ошибаешься,—возразил ему Кришна,—на это оружие
наложено заклятье, благодаря которому оно непременно
убьет любого, в кого попадет». Кришна защитил Арджуну
лично, Сам. Арджуна же беспокоился только о Кришне,
о том, что Господь нарушил слово.
Преданный должен быть твердо убежден в том, что
до тех пор, пока он при любых обстоятельствах будет
выполнять свои обязанности в преданном служении с
верой, Кришна будет Его защищать. Мы часто вспомина-
ем о том, как Бхактивинода Тхакур описывает терпение
в преданном служении. Преданный твердо уверен: «Я
буду продолжать служить Кришне и однажды получу
Его милость—сейчас или десять лет спустя, сто лет спустя
или даже в другой жизни». Он знает, что если будет про-
должать служить Кришне, наступит день, когда Кришна
дарует ему Свою милость. Поэтому он терпеливо выпол-
няет служение в сознании Кришны. Это относится и к
выполнению своих обязанностей, и к повторению Харе
Кришна мантры. Если преданный заботится о своем теле,
чтобы иметь возможность и дальше прославлять Господа,
тогда и его работа, и его обязанности, становятся частью
преданного служения. Такой преданный в состоянии отка-
заться от всего, что влияет на преданное служение небла-
гоприятно. Он твердо убежден, что Кришна его защитит
и даст ему все, что необходимо для служения Ему.
ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахамй ахам
309
Шри Чайтанья-чаритамрита
«Тем, кто всегда поклоняется Мне с непоколебимой
преданностью, сосредоточив свой ум на Моем духовном
образе, Я даю то, чего у них нет, и сохраняю то, что они
имеют» (9.22).
Бхактивинода Тхакур говорит в «Шаранагати», что
юный сын Нанды Махараджа слышит молитвы тех пре-
данных, которые принимают Его прибежище, вручив себя
Ему согласно шести принципам шаранагати. Господь не
только слышит молитвы таких преданных, но и отвечает
на их чувства взаимностью. Шрила Прабхупада говорит в
комментарии к этому стиху [Мадхья 22.100]: «Преданный
твердо уверен в том, что Кришна защитит его. На самом
деле, кроме Кришны никто не может нас защитить, и твер-
дая убежденность в том, что это так, называется верой.
Эта вера отличается от веры имперсоналистов, которые
хотят слиться с сиянием Брахмана, чтобы разорвать цепь
рождений и смертей; это корыстное желание. Преданный
же всегда хочет служить Господу».
Вручить себя можно только личности, и Шрила
Прабху пада особо это подчеркивал. В книге «Отрече-
ние через мудрость»* он высказался против перевода
«Бхагавад-гиты» профессора Радхакришнана, который
трактовал слова Кришны «вручи себя Мне» как «вручи
себя безличному аспекту Кришны». Шрила Прабхупада
возражал на это, что немыслимо вручить себя чему-то
безличному, это совершенно невозможно. Как можно
вручить свою судьбу Брахману! Прабхупада говорит, что
если человек «вручил» себя Брахману, а не Кришне, он
очень скоро обнаружит, что снова привязан к семье, жене
и обществу. Невозможно иметь отношения с безличным
Брахманом, довериться можно только личности. Всепро-
310
Шри Чайтанья-чаритамрита
никающий Брахман не может оказывать покровительство,
это заблуждение. Шрила Прабхупада говорит: «Кришна
милостив к Своим преданным и оказывает им всяческое
покровительство, защищая от опасностей, которые возни-
кают на пути преданного служения» (комм. Б.-г., 7.14).
даиви хй еша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
«Преодолеть Мою божественную энергию, которая состо-
ит из трех гун материальной природы, очень трудно. Но
те, кто вручили себя Мне, с легкостью выходят из-под ее
власти» (Б.-г., 7.14). В известном стихе «Бхагавад-гиты»
(18.66) Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
«Оставь все виды религии и просто вручи себя Мне. Я ос-
вобожу тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся».
Кришна говорит, что лично защитит преданного, Сам. Он
всегда рядом со Своим преданным, когда тот в опасности
и хочет покровительствовать ему при всех обстоятельс-
твах. Безличный Брахман не может защищать, ему нельзя
вручить себя. Шрила Прабхупада говорит поэтому, что
вера преданного отличается от веры имперсоналиста,
который хочет слиться с безличным Брахманом, чтобы
избежать круговорота рождений и смертей. Имерсоналист
не вручает себя Господу полностью. Господь Брахма го-
ворит в своей молитве, обращенной к Господу Кришне:
311
Шри Чайтанья-чаритамрита
йе ’нйе ’равиндакша вимукта-манинас
твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах
арухйа криччхрена парам падам татах
патантй адхо ’надрита-йушмад-ангхрайах
«О лотосоокий Господь, те, кто не занимаются предан-
ным служением Тебе, налагают на себя суровые аскезы
и покаяния и воображают, что обрели освобождение,
могут достичь брахмаджйоти, но поскольку их сознание
осквернено и они не имеют доступа на Вайкунтхи, эти
„освобожденные“ души снова падают в материальный
мир» (Бхаг., 10.2.32). Имперсональный Брахман для пад-
ших живых существ не может стать полным прибежищем,
но те, кто принимают прибежище преданного служения,
попадают под покровительство Господа.
Никакое, даже самое небольшое усилие на духовном
пути не пропадает даром, и даже самое незначительное
продвижение защищает человека от самой большой
опасности. Такова слава преданного служения Господу.
Кришна слышит молитвы каждого человека, который
хотя бы раз сказал Господу: «Кришна, с этого дня я Твой».
Но шаранагати это процесс, которому необходимо сле-
довать изо дня в день. Очень редки случаи, когда человек
вручает себя Господу раз и навсегда, посвящает Ему всю
свою жизнь и достигает совершенства. Процесс шарана-
гати постепенный и состоит из различных этапов. Он
начинается с того, что человек начинает следовать про-
цессу преданного служения в соответствии с правилами
и предписаниями бхакти-йоги и постепенно развивает в
себе способность помнить о Верховном Господе всегда,
что является совершенством преданного служения. Такой
преданный служит Господу все время, двадцать четыре
312
Шри Чайтанья-чаритамрита
часа в сутки, ни на минуту не забывая о Нем, и единствен-
ная его цель—выполнять желания Господа. Он счастлив
сделать для Господа все, что бы Господь ни пожелал.
Шрила Прабхупада объясняет в комментарии раз-
ницу между преданным и непреданным. Господь всегда
защищает преданного, и Его