Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 64 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 64

Господу неинтересны великие

свершения. Ему невозможно пустить пыль в глаза, пото-

му что Он смотрит в сердце и ценит только преданность.

Господу нравится в преданном неподдельная скромность

и равнодушие к признанию. Не стоит рассчитывать на то,

что Кришна позабудет заглянуть в наше сердце—Он там

находится и знает все наши желания наперечет, причем

куда лучше, чем мы их знаем сами. Господь отлично ос-

ведомлен, какие побуждения нами движут, Он наблюдает

за всем, и замечает все без исключения.

304

Шри Чайтанья-чаритамрита

ведахам саматитани

вартаманани чарджуна

бхавишйани ча бхутани

мам ту веда на кашчана

«О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю все,

что происходило в прошлом, происходит сейчас и про-

изойдет в будущем. Я также знаю все живые существа.

Меня же не знает никто» (Б.-г., 7.26).

Когда Кришна замечает, что человек стремится к

почестям, Он их ему предоставляет. Но хотеть можно

только что-то одно—либо Кришну, либо славу. Господу

нравятся скромные преданные, именно они привлека-

ют Его внимание. Такого преданного Господь всегда

стремится прославить, хотя преданный к славе совсем

не стремится. Однако Кришне хочется, чтобы весь мир

увидел, какими возвышенными качествами обладает Его

преданный, чтобы все знали: преданный Господа равно-

душен к почестям.

??????-????, 22.100

12 ??????? 1999 ????, ??????

Бхактивинода Тхакур начинает свою «Шаранагати» с

того, что описывает, как преданный вручает себя Госпо-

ду. Он говорит, что юный сын Нанды Махараджа (Нанда

Кумар) жаждет слушать молитвы того, кто действитель-

но следует шести правилам шаранагати. Господь хочет

ответить взаимностью тем преданным, которые вручили

Ему себя в соответствии с принципам шаранагати, и вы-

полнить все их желания.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (4.11):

йе йатха мам прападйанте

305

Шри Чайтанья-чаритамрита

тамс татхаива бхаджамй ахам

«Я вознаграждаю человека в той степени, в какой он

вручает себя Мне. Каждый во всем следует Моим путем,

о сын Притхи». В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь про-

возглашает:

сарвасйа чахам хриди саннивишто

маттах смритир джнанам апоханам ча

«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от

Меня исходят память, знание и забвение». Поскольку

Господь пребывает в сердце живых существ, Он знает

все их помыслы, а также их прошлое, настоящее и буду-

щее. Для Кришны не представляют тайны наши цели и

намерения. Преданный должен поступать так, чтобы это

было во благо служению Господу, и он должен служить

Господу с благими намерениями. Рупа Госвами объясняет

в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11), что это одно из

качеств уттама-бхакти:

анйабхилашита-шунйам

джнана-кармадй-анавритам

анукулйена кришнану-

шиланам бхактир уттама

* «????????? ????? ????????»—Renunciation through Wisdom. ???????

?? ????, ??? ??????????? ?? ????? ?????????????, ????? ??????????

??????? ????????? ?????? ?? ???????. ????? ???? ?????? ????

???????????? ? ??????? «?????? ???????». ?????? ???? ????? ??????

?? ??? ? ???? ????? ??? ????????? Renunciation through Wisdom, ? ???

???????? ????, ???????????? ???, ??????? ?? ?? ??????????. ??????

?? ?????????? ????? ????????????? ??? ? 1998 ???? (????. ???.).

306

Шри Чайтанья-чаритамрита

«Трансцендентное любовное служение Верховному Гос-

поду Кришне следует выполнять бескорыстно, не стре-

мясь ни к материальной выгоде, ни к плодам кармической

деятельности, ни к плодам философских рассуждений.

Такое преданное служение является чистым». Преданный

должен служить Кришне с одной целью—удовлетворить

Его желания, и такое преданное служение называется

уттама-бхакти. На этом стихе зиждется вся «Бхакти-

расамрита-синдху», описывающая чистое преданное

служение.

Слово анукулйена, упомянутое в «Бхакти-расамрита-

синдху», означает, что преданное служение Господу вы-

полняют с благими намерениями. Это свойство, внутренне

присущее преданному служению, его сварупа-лакшана.

Предмет или явление обладают как второстепенными

свойствами, так и внутренне присущими, неотъемлемыми

качествами, и о таком неотъемлемом качестве преданного

служения (анукульене) и рассказывает этот стих.

В «Махабхарате» есть множество примеров тому, что

Пандавы в своих действиях всегда руководствовались

тем, чтобы доставить Кришне удовольствие. Это было

для них главным. Их противоположностью был Дурьйод-

хана. Есть история о том, как Арджуна и Дурьйодхана

отправились к Кришне, чтобы обратиться к Нему за

помощью. Они прибыли в тот момент, когда Кришна

спал. Арджуна сел у Его стоп, а Дурьйодхана устроился

в изголовье. За день до описываемых событий Кришна

объявил, что отдаст предпочтение тому, кто явится к Нему

первым. Открыв глаза, Господь сразу заметил Арджуну,

и поэтому предоставил ему право высказаться первым.

Арджуна попросил Кришну, чтобы Он был на поле битвы

с ним. Что касается Дурьйодханы, то он не понимал, что

307

Шри Чайтанья-чаритамрита

за польза может быть от Кришны, если Он не собирается

принимать участие в битве, и поэтому попросил у Криш-

ны Его армию. Оба получили согласие. Дурьйодхана

ликовал: по его мнению он получил явное преимущество

перед Арджуной—у него была целая армия, а у Арджуны

один Кришна, который, к тому же, не будет принимать

участия в сражении.

Дурьйодхана не испытывал особенного желания

зависеть от Господа. Он уже получил благословение

данавов, всецело полагался на него, был уверен в победе

и рвался в бой. Прошло не так уж много времени с тех

пор, как он, униженный и опозоренный после поражения

в царстве Вираты, где Арджуна разбил его на голову,

собрался наложить на себя руки. Но данавы вдохнули в

него надежду, пообещав ему, что он, в конце концов, по-

бедит Арджуну. Воспрянув духом, Дурьйодхана решил,

что с самоубийством можно повременить, и настроился

на сражение. Напрасно Бхишма, Дрона, Видура, а перед

началом битвы даже сам Дхритараштра,—все в один

голос уверяли его, что победить в этой битве невозмож-

но—добрые советы Дурьйодхана пропускал мимо ушей.

Он не придавал значения тому, что Арджуну защищает

Кришна, покровительство Кришны для него было пустым

звуком. Пандавы же, что бы ни случилось, верили Кришне

безраздельно, искали Его покровительства, всегда были

готовы услужить Ему и заботились только о том, чтобы

доставить Ему радость.

В один из дней битвы на Курукшетре на Арджуну

напал Дрона, применив одно из божественных оружий.

Увидев это, Кришна бросился к Арджуне и заслонил

его Собой. Оружие ударилось о Его

Навигация:

Страница 66
Страница 65
-- Страница 64 --
Страница 63
Страница 62