Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 63 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 63

Господу с такими словами: «Как бы Ты ни обошелся

со мной, Ты всегда мой повелитель, а я Твой слуга. Ты

можешь защитить меня, а можешь убить, но даже тогда

я буду чувствовать, что Ты меня защищаешь». Предан-

ный понимает, что Кришна не обязательно защищает его

тело—Он защищает его честь, его нерушимое слово, как

это случилось в истории с Прахладом Махараджем и На-

радой Муни. Когда Прахлад Махарадж находился еще во

чреве матери, Нарада Муни пообещал, что этого ребенка

никто не сможет убить. А убить его хотели многие. Еще

не рожденный сын Хираньякашипу наводил на полубо-

300

Шри Чайтанья-чаритамрита

гов ужас, и Индра решил уничтожить это порочное семя

прямо во чреве. Но поскольку Нарада Муни пообещал,

что никто не сможет убить этого ребенка, потому что он

великий преданный, Господь сделал так, чтобы его пред-

сказание сбылось. Разумеется, была и другая причина:

Господь хотел защитить Прахлада Махараджа не только

ради Нарады Муни, но и ради самого Прахлада.

Прахлад Махарадж не просил о защите, он молил-

ся только о том, чтобы иметь возможность постоянно

помнить о Господе. Когда Прахлад Махарадж повторял

святые имена Господа, он мог помнить о Нем,—это да-

вало ему непоколебимую уверенность в том, что Господь

его защищает. Именно о такой защите просят Господа

преданные—о том, чтобы помнить о Нем всегда, и не

забывать ни на мгновение. Это самый важный принцип.

смартавйах сататам вишнур

висмартавйо на джатучит

сарве видхи-нишедхах сйур

этайор эва кинкарах

«Изначальный Господь Вишну—это Кришна. Нужно

всегда помнить о Нем и ни на мгновение не забывать.

Все правила и предписания, о которых говорят шастры,

подчинены этому принципу» («Падма Пурана»).

Третье качество преданного, который полностью

вручил себя Господу, состоит в том, что он убежден: за-

щитить его может только Кришна и никто другой. Эта

вера отличается от веры имперсоналистов, которые хотят

слиться с сиянием Брахмана и прервать таким образом

бесконечную череду рождений и смертей. Они стремятся

к освобождению, это для них «защита». Шрила Прабху-

пада объясняет в комментарии, что это не совершенный

301

Шри Чайтанья-чаритамрита

уровень. Преданные, в отличие от имперсоналистов, про-

сят о другой защите. Они хотят служить Господу и молят

Его о том, чтобы Он был милостив к ним и убрал с пути

преданного служения все препятствия. Самая большая

опасность—забыть о Кришне, от всех других опасностей

они и без того ограждены. В «Бхагавад-гите» (2.40) об

этом говорится так: «Тот, кто встал на этот путь, ничего

не теряет, и ни одно его усилие не пропадет даром. Даже

незначительно продвижение на этом пути защитит чело-

века от величайшей опасности».

Непреданные находятся под опекой энергии иллюзии,

они не помнят о Кришне, потому что Господь позволил

им забыть о Себе. Но преданных Господь принимает под

покровительство Своей внутренней энергии и заставляет

их забыть о материальной деятельности. Именно такого

рода забвение Он дарует Своим преданным, именно такую

защиту Он предоставляет им.

махатманас ту мам партха

даивим пракритим-ашритах

бхаджантй ананйа-манасо

джнатва бхутадим авйайам

«О сын Притхи, великие души,—те, кто свободны от

заблуждений,—находятся под покровительством Моей

божественной природы. Они служат Мне с любовью и

преданностью, ибо знают, что Я—Верховная Личность

Бога, изначальная и неистощимая» (Б.-г., 9.13). Божест-

венная природа заботится о том, чтобы преданные всегда,

при любых обстоятельствах, где бы они ни находились,

всегда помнили о Кришне—и в счастье, и в горе. Тот, чье

302

Шри Чайтанья-чаритамрита

сознание пребывает на трансцендентном уровне, равно-

душен к материальному счастью и несчастью, потому

что такой человек всегда помнит о Господе и полностью

удовлетворен тем, что может Ему служить.

Оказавшись перед необходимостью решать, предан-

ный никогда не испытывает страха, потому что всегда

останавливает свой выбор на служении Кришне. Кришна

говорит: ма сучах—«Ничего не бойся. Оставь все виды ре-

лигии и просто вручи себя Мне». Такой преданный твердо

знает, что вручить себя Кришне означает поступать так,

чтобы Кришна был доволен. Он всегда медитирует на

то, чтобы доставить Господу радость, и твердо уверен в

том, что, поскольку он думает только об этом, Господь

защитит его. Но Кришна не только защищает преданного,

но и заботится о нем, обеспечивая его всем необходимым

для жизни.

Первейшая обязанность преданного—служить Гос-

поду с любовью, и Кришна поддерживает преданного,

давая ему такую возможность. Порой преданные ожида-

ют, что забота Господа должна непременно относится к

телу. Однако Его забота проявляется на духовном уровне,

когда Господь занимает их преданным служением. Так

Господь дает Своему преданному возможность, с одной

стороны, найти удовлетворение в служении, а с другой,—

всегда чувствовать, что Господь окружил его заботой.

Такой преданный использует все возможности, которые

предоставляет ему Господь для преданного служения, а

что касается всего остального, преданный считает, что,

поскольку Кришна не счел нужным предоставить ему эти

возможности, то в них, видимо, нет никакой необходи-

мости. Поэтому он вполне доволен.

303

Шри Чайтанья-чаритамрита

Пятое качество состоит в том, что преданный полно-

стью вручает себя Господу. Он всегда помнит о том, что,

как его действия, так и желания, должны быть направлены

на удовлетворение Господа. Шрила Прабхупада говорил,

что преданный считает, что его положение—положение

домашнего животного, которое живет у своего хозяина.

Домашние животные зависят от хозяина и подчиняются

ему. Так же и преданные выполняют все, что бы Господь

ни пожелал, и никогда не пытаются поступать самовольно.

Таких преданных Господь всегда стремится защитить.

Шестое качество преданного—скромность, смирение.

Для преданного это очень важно. Шрила Прабхупада в

«Бхагавад-гите» говорит, что смиренным следует назы-

вать такого человека, который не стремится к почестям.

В материальном мире это качество встречается нечасто.

Материалисты обычно честолюбивы и тщеславны, они

стремятся свершить что-нибудь выдающееся и стяжать

себе славу. Но преданный не тщеславен. Он действует

из иных побуждений. Преданному хочется доставить

Кришне удовольствие, он стремится к тому, чтобы его

оценил Кришна.

Что же ценит Кришна?

Навигация:

Страница 65
Страница 64
-- Страница 63 --
Страница 62
Страница 61