Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 62

что оказывает на преданное

296

Шри Чайтанья-чаритамрита

служение неблагоприятное влияние, он твердо уверен в

том, что Кришна защитит его, признает, что Кришна—его

верховный повелитель, полностью вручает себя Господу,

скромен и смиренен. Таковы признаки человека, который

вручил себя Господу.

Чтобы понять, что значит вручить себя Господу,

нужно изучить данное выше определение шаранагати.

Этот стих описывает, как человек полностью вручает

себя Господу и становится в Его руках инструментом.

Он также описывает качества такого человека. Это тот

уровень, к которому должны стремиться те преданные,

которые хотят стать покорными слугами Господа.

Первые два качества—принимать то, что благопри-

ятно для преданного служения и отвергать то, что для

него пагубно, проявляются, когда преданный заботится о

том, чтобы улучшить свое служение Кришне. Поразмыс-

лив над этим, мы можем прийти к выводу, что, и правда,

так поступает только преданный, который вручил себя

Господу. Подлинные стремления человека проявляются,

когда обстоятельства застают его врасплох и решение

нужно принять незамедлительно. Как правило, люди,

перед которыми встает необходимость быстро принять

решение, согласно первому своему побуждению думают

о своей собственной выгоде.

Прахлада Махарадж полностью вручил себя Господу.

Когда Господь пожелал дать ему благословение, и спро-

сил, чего бы он хотел, Прахлада Махарадж ответил сразу,

не задумываясь. Большинству людей на его месте понадо-

билось бы время, чтобы сделать выбор. У людей обычно

всегда имеется своего рода список желаний, записанный

если не в блокноте, так в памяти. Получив шанс выпол-

нить одно желание из этого списка, и в особенности если

297

Шри Чайтанья-чаритамрита

такой шанс предоставил бы им Сам Верховный Господь,

они бы, не мешкая, принялись раздумывать, на котором

из них остановить свой выбор выгоднее всего. Что-то

нужно было бы выбрать, от остального отказаться. Так

принимают и отвергают на материальном уровне, и этот

процесс называется бхога-тьяга. Когда мы останавлива-

ем свой выбор на определенной концепции счастья—это

бхога, когда мы приходим к выводу, что определенная

концепция счастья нас удовлетворить не может и отвер-

гаем ее—это тьяга.

Прахлад Махарадж был полностью погружен в пре-

данное служение Господу и совершенно доволен этим

служением, поэтому ему не нужно было думать над воп-

росом Господа. Он не стал ничего просить для себя. В

одной молитве он говорит: «Есть столько святых, которых

заботит только их собственное спасение. Они отправляют-

ся в Гималаи, живут в лесах, избегая городов и деревень,

медитируют и соблюдают обет молчания. Их не заботит

то, как освободить других людей. Но мой Господь, я не

в состоянии думать о собственном освобождении, забыв

о стольких несчастных глупцах и негодяях, которых пре-

данное служение Твоим лотосным стопам может сделать

счастливыми. Поэтому, прошу Тебя, дай мне возможность

привести их всех под сень Твоих лотосных стоп».

Молитва Прахлада Махараджа была совершенно

спонтанной. Он действительно был полностью удовлет-

ворен уже тем, что может служить Господу, он полностью

вручил себя Ему. Поэтому Прахлад Махарадж хотел

принять все благоприятное для преданного служения,

даже если для этого ему пришлось бы вновь и вновь уми-

рать и рождаться в материальном мире. Именно об этом

попросил Господа Прахлад Махарадж. Его не заботило,

298

Шри Чайтанья-чаритамрита

что ради служения Господу ему, возможно, придется

остаться в материальном мире. Он выбрал то, что было

благоприятно для преданного служения Господу. «О ка-

ком освобождении может идти речь?—говорит Прахлад

Махарадж.—Я не способен думать о собственном осво-

бождении, когда вижу, как страдают в материальном мире

эти глупцы и негодяи. Я ведь знаю, мой Господь, что

доставляет Тебе радость. Ты хочешь освободить падшие,

обусловленные души».

Чистый преданный Господа мечтает о том, чтобы

живые существа вернулись к Господу, потому что тогда

Господь будет счастлив. «Пусть они вернутся первыми,

до меня»—думает он, считая себя ничтожным и незна-

чительным. Так думает чистый преданный Господа, он

именно таков, он вручил Ему себя.

У Шри Чайтаньи Махапрабху был слуга Говинда,

который делал Ему массаж стоп. Однажды Господь на-

столько устал, что прилег отдохнуть прямо на пороге.

Преданные, которые были с Господом, не решались пере-

ступить через Него и войти в дом, потому что переступать

через кого бы то ни было—серьезное оскорбление. Но

Говинде, чтобы сделать Господу Чайтанье массаж, при-

шлось бы войти. Говинда знал одно—он должен сделать

массаж своему возлюбленному Господу, поэтому он пе-

реступил через Него и вошел в комнату. Спустя какое-то

время Господь спросил его, давно ли он здесь, поскольку

Он беспокоился, что Говинда, верно, успел проголодать-

ся. На что тот ответил, что это неважно. Говинда не мог

выйти из комнаты, закончив массаж, не мог пойти поесть,

потому что Господь лежал на пороге. Говинда переступил

через Господа, чтобы сделать Ему массаж, и согласен был

на те последствия, которые могло повлечь за собой это

299

Шри Чайтанья-чаритамрита

оскорбление, но он и в мыслях не допускал переступить

Господа Чайтанью для того, чтобы пойти поесть.

Преданный всегда заботится о том, как доставить

Господу радость, у него нет ни малейшего желания гадать

о том, что следует выбрать, а от чего отказаться, дабы

удовлетворить свои собственные чувства. Бхога-тьяга

всегда приводит к страданиям, потому что даже если мы

и добиваемся желаемого и бываем какое-то время счас-

тливы, это счастье становится причиной рабства в мате-

риальном мире. За ним всегда следует страдание, потому

что именно к страданию неминуемо приводит выбор,

основанный на стремлении удовлетворять чувства.

Преданные, которые вручили себя Господу, всегда

выбирают то, что благотворно скажется на преданном

служении. Такие преданные полностью погружены в

это настроение и твердо уверены, что Господь защитит

их при любых обстоятельствах, даже если им придется

отправиться в ад. Господь Сам обещал, что, где бы Его

преданный ни оказался, в аду или раю, он не узнает, что

такое страх. Но преданный в своих молитвах никогда не

просит Господа о защите. Бхактивинода Тхакур обраща-

ется к

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60