Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 61 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 61

найти счастье и удовлетворить все свои

желания. Одно из имен Кришны—бхакта-ватсала—тот,

кто хочет удовлетворять желания Своих бхакт. Это до-

ставляет Господу неописуемое наслаждение, Он живет

для этого. Преданный Господа тоже счастлив, и ему нет

нужды искать удовлетворения где-нибудь еще. Более

надежной защиты, чем преданное служение Господу, не

существует.

Преданный хочет служить Господу непрерывно, для

него тягостно даже мгновение без преданного служения.

Он полностью полагается на Господа и уверен, что

Господь его защитит. Так проявляется внутренняя энергия

291

Шри Чайтанья-чаритамрита

Господа. Это не имеет ничего общего с материальным

миром, потому что все материальные представления

о счастье основаны на желаниях живого существа

удовлетворять свои чувства. Преданный же должен

заботиться только о том, как усилить свое желание

служить Кришне. На самом деле, каждое живое существо

хочет служить Кришне, это желание дремлет в его сердце

и проявляется благодаря общению с преданным Господа.

Поэтому мы молимся вайшнавам, которые подобны

древу желаний, выполняют желания каждого и полны

сострадания ко всем падшим душам.

Почему говорят, что вайшнав выполняет желания

живых существ, если нам известно, что все желания удов-

летворяет Кришна? Потому что вайшнав дает живым

существам Кришну, и так выполняет их самое заветное

желание. Человек может получить Кришну только по ми-

лости вайшнава, другого способа не существует. Только

по милости вайшнава Кришна бросает на нас милосерд-

ный взгляд, проявляя Свою беспричинную милость. Толь-

ко вайшнав может дать Кришну, только по его милости

можно получить преданное служение Господу и начать

духовную жизнь. Господь Чайтанья говорил:

брахманда брахмите кона бхагйаван джива

гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

«В соответствии со своей кармой живые существа путе-

шествуют по всей вселенной. Некоторые из них поднима-

ются на высшие небесные планеты, другие опускаются на

низшие. Бывает, одному из миллионов путешественников

очень повезет, и тогда он по милости Кришны получает

возможность общаться с истинным духовным учителем.

По милости духовного учителя и Кришны такое живое

292

Шри Чайтанья-чаритамрита

существо получает семя лианы преданного служения»

(Мадхья-лила, 19.151).

Только занимаясь преданным служением, человек

может понять его природу, иначе она навсегда останется

для него тайной. Он должен общаться с вайшнавом и

служить Господу в соответствии с его наставлениями.

Это единственный ключ, которым можно открыть тайну

преданного служения Господу.

Господь не принимает под Свое покровительство

ни карми, ни гьяни, ни йоги, потому что они не ищут Его

покровительства. Они стремятся к плодам своего труда,

к освобождению и мистическим совершенствам, им не

нужен Господь. Но преданный всегда находится под за-

щитой Господа.

??????-????, 22.100

2 ?????? 1995 ????, ?????-?????????

Текст 100

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам

ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха

атма-никшепа-карпанйе сад-видха шаранагатих

«Повиновение Господу проявляется как шесть принципов:

принимать то, что благоприятно для преданного служения

и отвергать то, что для него неблагоприятно, быть уве-

ренным в том, что Кришна нас защитит, считать Господа

своим покровителем и повелителем, полностью вручить

себя Ему, быть смиренным».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Тот, кто вручил

себя Господу полностью, без остатка, обладает шестью

перечисленными ниже качествами: 1) Он принимает

293

Шри Чайтанья-чаритамрита

все, что помогает ему выполнять трансцендентное лю-

бовное служение Господу. 2) Отвергает все, что мешает

ему служить Господу, что называют также отречением.

3) Такой преданный твердо уверен в том, что Кришна

защитит его. На самом деле кроме Кришны никто не

может нас защитить, и твердая убежденность в том, что

это так, называется верой. Эта вера отличается от веры

имперсоналиста, который хочет слиться с сиянием Брах-

мана, чтобы разорвать цепь рождений и смертей,—вера

имперсоналиста небезупречна в силу этого корыстного

желания. Но преданный хочет служить Господу, поэтому

Кришна добр к нему и защищает его от всех опасностей

на пути преданного служения. 4) Преданный признает,

что Кришна—его верховный повелитель и опекун. Он

не должен считать, что его защищает тот или иной полу-

бог. Он полагается только на Кришну, считая Его своим

единственным защитником. Преданный должен быть

твердо уверен, что во всех трех мирах у него нет другого

защитника и опекуна, кроме Кришны. 5) Он полностью

вручает себя Господу, а значит, всегда помнит, что в сво-

их действиях и желаниях он должен полагаться на Него.

Преданный всецело полагается на Кришну, действует

и думает так, как того желает Господь. 6) Преданный

скромен и смиренен.

Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (15.15) провозг-

лашает:

сарвасйа чахам хриди саннивишто

маттах смритир джнанам апоханам ча

ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо

веданта-крид веда-вид эва чахам

294

Шри Чайтанья-чаритамрита

«Я пребываю в сердце каждого, и память, знания и за-

бвение исходят от Меня. Все Веды предназначены для

того, чтобы познать Меня. Воистину, Я—составитель

Веданты, и Я—тот, кто знает Веды». Пребывая в серд-

це каждого живого существа, Кришна устраивает все в

соответствии с его положением. Живое существо может

находиться либо под опекой энергии иллюзии, либо под

личной опекой Кришны. Живое существо, которое пол-

ностью вручило себя Кришне, попадает под Его прямую

опеку, и Кришна дает ему мудрость, необходимую для

того, чтобы оно могло познавать духовные реалии. Но

непреданный, пребывая под влиянием энергии иллюзии,

все больше и больше забывает свои отношения с Криш-

ной. Иногда меня спрашивают о том, как Кришна дает

забвение. Своего преданного Кришна заставляет забыть

о материальной деятельности, а непреданного через пос-

редство майи Он заставляет забыть о преданном служении.

Это называется апохана. Господь Чайтанья цитировал

этот стих, когда давал наставления Шриле Санатане

Госвами. Перед этим Господь рассказал ему о том, что

существует два вида преданных: те, которые полностью

удовлетворены и не имеют материальных желаний, и те,

которые полностью вручили себя Господу. Преданные

эти двух видов обладают одинаковыми качествами за

исключением одного: те преданные, которые полностью

вручили себя Господу, обладают еще и трансцендентным

качеством атма-смарпана—они повинуются Господу

полностью и безоговорочно.

Полное и безоговорочное повиновение Господу

проявляется в преданном как шесть качеств: такой пре-

данный принимает все, что благотворно для преданного

служение и отвергает все,

Навигация:

Страница 63
Страница 62
-- Страница 61 --
Страница 60
Страница 59