Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 59 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 59

просто понять, что в этом мире всеми жерт-

воприношениями и аскезами наслаждается, в конечном

счете, Кришна, и получает благо от них тоже Он. Это

значит, что человек должен делать все ради того, чтобы

обрести преданное служение Кришне. Следует понять, что

Кришна—Верховная Личность Бога, и все материальные

283

Шри Чайтанья-чаритамрита

миры принадлежат Ему. Кришна—единственный друг,

который способен дать подлинное благо всем живым

существам (сухридам сарва-бхутанам). Тот, кто знает

эти три истины, сразу освобождается от всех желаний

(нишкама) и обретает покой. Кришна-бхакта знает, что

Кришна—его друг, который заботится о нем и который

способен сделать для него все. Кришна говорит: каунтейа

пратиджанитхи на ме бхактах пранашйати—«О сын

Кунти, смело провозглашай, что Мой преданный никогда

не погибнет». Кришна Сам уверяет нас в этом.

Рядом с преданным всегда Сам Всеблагой, поэтому

для преданного нет нужды стремиться к чему-то еще, он

живет служением Господу и не стремится к личной выго-

де. Единственная его забота—доставлять удовольствие

Всевышнему, служить Ему как можно лучше. У кришна-

бхакты нет корыстных желаний. Всевышний Сам бес-

покоится о нем. Авашйа ракшибе кришна вишваса палана.

Бхактивинода Тхакур говорит, что он не хочет ничего,

потому что знает: Кришна позаботится о нем, что бы ни

случилось. Это не значит, что преданный думает, будто

Кришна обязан его защищать, нет—он просто полагает-

ся на него, как ребенок полагается на своих родителей.

Ребенок не рассчитывает на то, что родители будут ему

служить, но все равно всегда пребывает под их опекой.

Это и есть нишкама (отсутствие желаний).

Хотя карми, гьяни и йоги достигают желаемого теми

или иными способами, они никогда не находят удов-

летворения. Какой-нибудь карми трудится в поте лица,

зарабатывая свой миллион долларов, но стоит ему этот

миллион получить, как у него возникает желание зара-

ботать еще один. Желаниям карми нет конца. Чем боль-

ше он получает, тем больше ему хочется. Гьяни тоже не

284

Шри Чайтанья-чаритамрита

могут освободиться от желаний, им не хватает для этого

здравого смысла. Они хотят слиться с сиянием Брахмана,

но и добившись этого, не могут найти удовлетворения.

Сколько гьяни и санньяси отреклись от мира, но потом

вернулись в мир, занялись политикой и филантропичес-

кой деятельностью, стали открывать больницы и школы!

Это значит, что им так и не удалось осознать, что такое

Брахман (брахма сатйам), и они спустились на уровень

материального благочестия. Они удовлетворяют свои

желания одно за другим, снова и снова. Не способны

отказаться от желаний и йоги. Они стремятся обрести

йогические силы, чтобы демонстрировать мистические

способности и добиться известности. Вокруг таких йогов

собираются зрители, но им хочется славы и лести все боль-

ше и больше. Неправильно используя свою мистическую

силу, они снова опускаются на уровень материалистов.

Они не могут стать нишкама, свободными от желаний.

Вывод таков: освободиться от желаний могут только

преданные, которые удовлетворены служением Господу.

Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит в этом сти-

хе: кришна-бхакта нишкама. Кришна-бхакта, преданный

Кришны, доволен тем, что у него есть Кришна, и поэтому

падение ему не грозит.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе

из главы «Господь наставляет Шрилу Рупу Госвами»

Господь говорит, что преданный—нишкама, «тот, у кого

нет желаний». До тех пор, пока живое существо чувс-

твует, что ему чего-то не хватает, у него будут желания.

Умиротворенным может быть только человек, который

удовлетворен и не имеет желаний, в противном случае о

покое говорить не приходится.

285

Шри Чайтанья-чаритамрита

В материальном мире живое существо всегда испы-

тывает стремление достичь чего-то и скорбь. Арджуна

спросил Кришну, о каком человеке можно сказать, что

он пребывает в трансцендентном сознании, и Кришна

ответил, что такой человек отказался от желания удов-

летворять чувства и обрел удовлетворение в самом себе.

Только о таком человеке можно сказать, что его сознание

трансцендентно и чисто.

Разнообразные материальные желания—плод «изоб-

ретательской» деятельности ума. Появившись, они порож-

дают в человеке жажду добиться исполнения желаемого

и печаль. Пока живое существо стремится к объекту

материального наслаждения, оно не знает ни покоя, ни

удовлетворения. Но и добившись своего, оно не испыты-

вает удовлетворения, потому что его желание усилива-

ется. Так, выполняя свои материальные желания, живые

существа опускаются до уровня материального сознания.

Шрила Прабхупада приводит пример карми, который,

заработав миллион долларов, приходит к выводу, что

миллион хорошо, а два лучше. Теперь ему мало миллиона:

он чувствует, что желание осталось, а удовлетворение

так и не пришло. Его ум сразу находит этому причину:

«Ты недоволен просто-напросто потому, что миллиона

недостаточно». Так живое существо опускается все ниже

и ниже, погружаясь в деятельность ради ее плодов.

Йоги стремятся к мистическому совершенству ради

дешевой известности и последователей, поэтому они тоже

не могут найти удовлетворения, а, значит, и покоя. Карми,

гьяни и йоги не способны избавиться от своих желаний, и

поэтому постоянно в их сердце присутствует и стремление

к материальным свершениям, и печаль. Только предан-

ный может обрести умиротворение, потому что у него нет

286

Шри Чайтанья-чаритамрита

материальных желаний. Шрила Прабхупада объясняет в

комментарии, что Кришна помогает оставить все матери-

альные желания тому преданному, который понимает, что

Господь—единственный, кто наслаждается всеми видами

жертвоприношений и подвижничества, что Он друг всех

живых существ. Такой преданный живет для Кришны, у

него нет корыстных желаний.

Живое существо способно испытывать удовлетворе-

ние, только если оно восстановило свою связь с Кришной,

в противном случае его ум станет изобретать разнооб-

разные желания, чтобы получить хоть какое-нибудь

удовлетворение взамен. Обусловленное живое существо

всегда чувствует свою неполноту и старается возместить

ее тем или иным образом. Одним кажется, что им не

хватает богатства, другим—власти или последователей,

третьим—освобождения. Но даже последнее не решает

проблему, потому что с уровня освобождения тоже мож-

но упасть, так как оно не предоставляет живому сущес-

тву прибежища в полной мере. Надежный приют живое

существо способно найти только в

Навигация:

Страница 61
Страница 60
-- Страница 59 --
Страница 58
Страница 57