просто понять, что в этом мире всеми жерт-
воприношениями и аскезами наслаждается, в конечном
счете, Кришна, и получает благо от них тоже Он. Это
значит, что человек должен делать все ради того, чтобы
обрести преданное служение Кришне. Следует понять, что
Кришна—Верховная Личность Бога, и все материальные
283
Шри Чайтанья-чаритамрита
миры принадлежат Ему. Кришна—единственный друг,
который способен дать подлинное благо всем живым
существам (сухридам сарва-бхутанам). Тот, кто знает
эти три истины, сразу освобождается от всех желаний
(нишкама) и обретает покой. Кришна-бхакта знает, что
Кришна—его друг, который заботится о нем и который
способен сделать для него все. Кришна говорит: каунтейа
пратиджанитхи на ме бхактах пранашйати—«О сын
Кунти, смело провозглашай, что Мой преданный никогда
не погибнет». Кришна Сам уверяет нас в этом.
Рядом с преданным всегда Сам Всеблагой, поэтому
для преданного нет нужды стремиться к чему-то еще, он
живет служением Господу и не стремится к личной выго-
де. Единственная его забота—доставлять удовольствие
Всевышнему, служить Ему как можно лучше. У кришна-
бхакты нет корыстных желаний. Всевышний Сам бес-
покоится о нем. Авашйа ракшибе кришна вишваса палана.
Бхактивинода Тхакур говорит, что он не хочет ничего,
потому что знает: Кришна позаботится о нем, что бы ни
случилось. Это не значит, что преданный думает, будто
Кришна обязан его защищать, нет—он просто полагает-
ся на него, как ребенок полагается на своих родителей.
Ребенок не рассчитывает на то, что родители будут ему
служить, но все равно всегда пребывает под их опекой.
Это и есть нишкама (отсутствие желаний).
Хотя карми, гьяни и йоги достигают желаемого теми
или иными способами, они никогда не находят удов-
летворения. Какой-нибудь карми трудится в поте лица,
зарабатывая свой миллион долларов, но стоит ему этот
миллион получить, как у него возникает желание зара-
ботать еще один. Желаниям карми нет конца. Чем боль-
ше он получает, тем больше ему хочется. Гьяни тоже не
284
Шри Чайтанья-чаритамрита
могут освободиться от желаний, им не хватает для этого
здравого смысла. Они хотят слиться с сиянием Брахмана,
но и добившись этого, не могут найти удовлетворения.
Сколько гьяни и санньяси отреклись от мира, но потом
вернулись в мир, занялись политикой и филантропичес-
кой деятельностью, стали открывать больницы и школы!
Это значит, что им так и не удалось осознать, что такое
Брахман (брахма сатйам), и они спустились на уровень
материального благочестия. Они удовлетворяют свои
желания одно за другим, снова и снова. Не способны
отказаться от желаний и йоги. Они стремятся обрести
йогические силы, чтобы демонстрировать мистические
способности и добиться известности. Вокруг таких йогов
собираются зрители, но им хочется славы и лести все боль-
ше и больше. Неправильно используя свою мистическую
силу, они снова опускаются на уровень материалистов.
Они не могут стать нишкама, свободными от желаний.
Вывод таков: освободиться от желаний могут только
преданные, которые удовлетворены служением Господу.
Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху говорит в этом сти-
хе: кришна-бхакта нишкама. Кришна-бхакта, преданный
Кришны, доволен тем, что у него есть Кришна, и поэтому
падение ему не грозит.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В этом стихе
из главы «Господь наставляет Шрилу Рупу Госвами»
Господь говорит, что преданный—нишкама, «тот, у кого
нет желаний». До тех пор, пока живое существо чувс-
твует, что ему чего-то не хватает, у него будут желания.
Умиротворенным может быть только человек, который
удовлетворен и не имеет желаний, в противном случае о
покое говорить не приходится.
285
Шри Чайтанья-чаритамрита
В материальном мире живое существо всегда испы-
тывает стремление достичь чего-то и скорбь. Арджуна
спросил Кришну, о каком человеке можно сказать, что
он пребывает в трансцендентном сознании, и Кришна
ответил, что такой человек отказался от желания удов-
летворять чувства и обрел удовлетворение в самом себе.
Только о таком человеке можно сказать, что его сознание
трансцендентно и чисто.
Разнообразные материальные желания—плод «изоб-
ретательской» деятельности ума. Появившись, они порож-
дают в человеке жажду добиться исполнения желаемого
и печаль. Пока живое существо стремится к объекту
материального наслаждения, оно не знает ни покоя, ни
удовлетворения. Но и добившись своего, оно не испыты-
вает удовлетворения, потому что его желание усилива-
ется. Так, выполняя свои материальные желания, живые
существа опускаются до уровня материального сознания.
Шрила Прабхупада приводит пример карми, который,
заработав миллион долларов, приходит к выводу, что
миллион хорошо, а два лучше. Теперь ему мало миллиона:
он чувствует, что желание осталось, а удовлетворение
так и не пришло. Его ум сразу находит этому причину:
«Ты недоволен просто-напросто потому, что миллиона
недостаточно». Так живое существо опускается все ниже
и ниже, погружаясь в деятельность ради ее плодов.
Йоги стремятся к мистическому совершенству ради
дешевой известности и последователей, поэтому они тоже
не могут найти удовлетворения, а, значит, и покоя. Карми,
гьяни и йоги не способны избавиться от своих желаний, и
поэтому постоянно в их сердце присутствует и стремление
к материальным свершениям, и печаль. Только предан-
ный может обрести умиротворение, потому что у него нет
286
Шри Чайтанья-чаритамрита
материальных желаний. Шрила Прабхупада объясняет в
комментарии, что Кришна помогает оставить все матери-
альные желания тому преданному, который понимает, что
Господь—единственный, кто наслаждается всеми видами
жертвоприношений и подвижничества, что Он друг всех
живых существ. Такой преданный живет для Кришны, у
него нет корыстных желаний.
Живое существо способно испытывать удовлетворе-
ние, только если оно восстановило свою связь с Кришной,
в противном случае его ум станет изобретать разнооб-
разные желания, чтобы получить хоть какое-нибудь
удовлетворение взамен. Обусловленное живое существо
всегда чувствует свою неполноту и старается возместить
ее тем или иным образом. Одним кажется, что им не
хватает богатства, другим—власти или последователей,
третьим—освобождения. Но даже последнее не решает
проблему, потому что с уровня освобождения тоже мож-
но упасть, так как оно не предоставляет живому сущес-
тву прибежища в полной мере. Надежный приют живое
существо способно найти только в