Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 58 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 58

стхала, нахи авасара

кшанеке аила махашайа вачаспати

тенхо нахи пайена прабхура котха стхити

кулийайа пракаше йатека папи чхила

уттама, мадхйама, нича,—сабе пара хаила

кулийа-грамете аси’ шри-кришнача чаитанйа

278

Шри Чайтанья-чаритамрита

хена нахи, йаре прабху на карила дханйа

«Когда Шри Чайтанья Махапрабху жил в доме Видья-

вачаспати, увидеться с Ним приходили сотни тысяч

людей, и все выкрикивали святое имя Хари. Людей было

так много, что невозможно было пробиться через толпу,

поэтому те, кто пришли позже, проложили дорогу вокруг

деревни—прямо через джунгли. Дороги появлялись, как

по волшебству. Многие люди, чтобы увидеть Господа,

приплыли на лодках. Их было так много, что лодочники

не успевали переправлять их через реку. Видья-вачаспати

пошел договориться, чтобы лодок было больше, но люди

не стали ждать. Они переправлялись через реку, кто как

мог, и спешили к дому Видья-вачаспати. Людей собралось

столько, что Шри Чайтанья Махапрабху решил тайком

уйти в Кулия-нагару. Однако об этом быстро все узнали,

и там, где Он появлялся, собирались толпы счастливых

людей, чтобы приветствовать Его.

Пока какая-нибудь группа была в пути, она разрас-

талась и становилась в десять раз больше. Никто бы не

смог определить, сколько людей переправилось через

реку, чтобы увидеть Господа. В Ганге возникло насто-

ящее столпотворение, потому что одновременно через

нее переправлялись сотни тысяч людей. Выйдя на берег,

и услышав добрую весть о том, что Шри Чайтанья Ма-

хапрабху пришел, они радостно обнимались. Так Шри

Чайтанья Махапрабху освободил и прославил всех жи-

телей Кулии—и грешников, и праведников, и духовно

возвышенных».

Как сказано в «Чайтанья-Бхагавате» (Антья-кханда,

глава 6):

279

Шри Чайтанья-чаритамрита

кханайода, бадагачхи, ара догачхийа

гангара опара кабху йайена ‘кулийа’

«Шри Чайтанья Махапрабху прошел мимо Кхандайоды,

Бадагачхи и Догачхии, переправился через Гангу и при-

шел в Кулию».

В «Чайтанья-мангале» говорится:

ганга-снана кари прабху радха-деша дийа

краме краме уттарила нагара ‘кулийа’

майера вачане пунах гела навадвипа

варакона-гхата, ниджа вадира самипа

«Шри Чайтанья Махапрабху пересек Радхадеш и при-

близился к Ганге. Приняв омовение в реке, Он пересек ее

и вошел в Кулию. Когда-то Он пообещал Своей матери,

что придет в Навадвипу, и поэтому теперь Он отправился

к Варакона-гхате, которая находилась неподалеку от ее

дома».

В комментарии Премадаса сказано:

мадийара маджхакхане, сакала локете

джане, ‘кулийа-пахадапура’ наме стхана

«Все знают, что в центре Надии расположено селение

Кулия-пахадапур».

Шри Нарахари Чакраварти (Гханашьяма дас) пишет

в «Бхакти-ратнакаре»:

кулийа пахадапура декха шриниваса

пурве ‘коладвипа’-парватакхйа—э прачара

«Он сказал: „Взгляни, Шриниваса, вот город Кулия-

280

Шри Чайтанья-чаритамрита

пахадапур, который раньше назывался Коладвипа“».

Гханашьяма дас пишет в своей книге «Навадвипа-пари-

крама»: кулийа-пахадапура грама пурве коладвипа-парва-

такхйананда нама—«Раньше Кулия-пахадапур назывался

Коладвипа-парватакхьянанда».

Поэтому можно сделать вывод, что Навадвипа, какой

мы ее видим сейчас, а также деревни Бахирдвипа, Колера

Ганджа, Кола-амада, Колера Даха, Гадакхали и другие

раньше назывались Кулия, а так называемый Кулияра

Пат вовсе не является той Кулией, которая существовала

во времена Господа Чайтаньи.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Когда Господь

Чайтанья шел от деревни к деревне, к Нему устремлялись

несметные толпы людей. Путь Господа Чайтаньи можно

было проследить по зияющим отверстиям в земле—там,

куда ступала Его нога, люди, следовавшие за Ним, тут же

брали землю и ели ее, отчего теряли разум в экстазе любви

и, катаясь по земле, пели Харе Кришна. Порой люди прос-

то приходили посмотреть на Господа, но, едва взглянув

на Него, тут же начинали воспевать святое имя.

В тот раз Господь Чайтанья так и не дошел до Врин-

давана. Он решил, что не стоит появляться в таком месте в

сопровождении стольких людей. Цель Его паломничества

была сокровенной. Он вспомнил о таких великих пре-

данных, как Билвамангала Тхакур и Мадхавендра Пури,

который был духовным учителем Его гуру—оба они шли

во Вриндаван сами, без сопровождающих. Хотя Господь

страстно желал попасть во Вриндаван, все же Он решил

вернуться в Навадвипу, а оттуда—в Джаганнатха Пури.

Господь Чайтанья решил отправиться во Вриндаван в

другой раз, но не по дороге, а по лесу, чтобы никто не

281

Шри Чайтанья-чаритамрита

увидел Его. Так завершилось Его путешествие.

Это всего лишь одно из бесчисленных развлечений

Господа. Мы можем видеть, что даже самые низкие сущес-

тва возвышаются, благодаря общению с Господом. Все

боялись мусульманского правителя, не решались даже пе-

реправиться через реку и ступить в его владения—каждый

знал, что, если он рожден в семье индуса, там его жизни

грозит опасность. Но когда мусульманский правитель

услышал о Господе Чайтанье, он сразу изменился.

Мы видим: если преданный действительно уполномо-

чен Господом Чайтаньей, он являет могущество Господа,

превращая людей в вайшнавов. Иначе это невозможно.

Одно дело, когда у нас есть последователи, другое—когда

эти последователи становятся вайшнавами. Разница весь-

ма существенна. Поэтому Господь Чайтанья объяснил,

как распознать вайшнава. Вайшнав это человек, благо-

даря общению с которым люди становятся вайшнавами,

посвящают свою жизнь служению Господу и начинают

непрерывно воспевать святое имя Господа. Такова отли-

чительная черта игр Господа Чайтаньи. В «Чайтанья-ча-

ритамрите» много тому свидетельств. Эта история—лишь

одна из сотен подобных.

??????-????, 19.149

??????, 1994 ???

Текст 149

кришна-бхакта—нишкама, атаева ‘шанта’

бхукти-мукти-сиддхи-ками—сакали ‘ашанта’

Преданный Кришны свободен от желаний, и поэтому не-

282

Шри Чайтанья-чаритамрита

возмутим. Те, кто стремятся к плодам своего труда, жаж-

дут материальных наслаждений. Гьяни хотят получить

освобождение, а йоги—материальное совершенство, и эта

страсть лишает их покоя.

Комментарий Шрилы Прабхупады: У преданного Господа

Кришны одно желание—служить Кришне. Даже так назы-

ваемые освобожденные люди исполнены желаний. Карми

стремятся улучшить условия жизни, гьяни—слиться со

Всевышним, йоги стремятся к материальному совершенс-

тву, йогическим и мистическим силам. Все непреданные

исполнены страсти, поэтому их называют ками. Эти же-

лания лишают их покоя.

Между тем, существует формула мира и покоя, ее

открывает нам в «Бхагавад-гите» (5.29) Кришна:

бхоктарам йаджна-тапасам

сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам

джнатва мам сантим риччхати

«Человек, который осознал, что Я—единственный, кто

наслаждается плодами всех жертвоприношений и под-

вижничества, что Я—верховный владыка всех планет и

полубогов, а также друг и благодетель всех живых су-

ществ, избавляется от материальных страданий и обретает

полное умиротворение».

Нужно

Навигация:

Страница 60
Страница 59
-- Страница 58 --
Страница 57
Страница 56