Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 66 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 66

внутренняя энергия забо-

тится о том, чтобы он никогда не забывал о Господе.

Непреданного же опекает энергия иллюзии, следя за

тем, чтобы он все больше и больше забывал о Господе.

Отношение Кришны к живому существу зависит от того,

в каком положении оно находится. Живое существо мо-

жет находиться либо под опекой энергии иллюзии, либо

под личной опекой Кришны, третьего не дано. «Забота»

энергии иллюзии проявляется в том, что она дарует живо-

му существу забвение, и это называется апохана. Такова

природа внешней энергии Кришны.

Живому существу, которое считает, что наслаждаться

должно именно оно, очень трудно помнить о Кришне, по-

тому что невозможно одновременно считать Верховным

наслаждающимся Господа и хотеть наслаждаться самому.

Мысль о том, что нужно доставлять наслаждение Кришне,

всегда беспокоила бы такое живое существо. Ему хотелось

бы наслаждаться самому, а пришлось бы думать первым

делом о Кришне, что испортило бы все удовольствие. Это

немыслимо, пришлось бы выбрать что-то одно. Поэтому

живым существам и даровано право забыть о том, что

Верховный наслаждающийся—Кришна. Это забвение

называется майа.

Апохана означает, что непреданный забывает, что

прежде всего нужно думать о том, как доставить удо-

вольствие Господу, и думает только о том, как доставить

наслаждение себе. Шрила Прабхупада возражал профес-

313

Шри Чайтанья-чаритамрита

сору Радхакришнану, который говорил о служении всем

людям: «Что значит служить всем? Человек не в состоянии

в этом преуспеть. Чтобы делать добро всем людям, нуж-

но знать, в чем суть этого добра. Служить всем означает

служить Кришне».

Если человек не согласен считать Кришну личностью,

если он не хочет вручить себя Ему, если вместо этого он

стремится слиться с безличным Брахманом, будет ли он

в таком случае заботиться о том, чтобы удовлетворить

желания Кришны? Нет. Он скажет: «Я буду делать добро

всем людям». Но, по сути, он служит только себе, ут-

верждая, что старается служить всем, ибо такой человек

служить всем не способен. Лучший способ делать добро

всем людям—служить их интересам, то есть служить,

прежде всего, Кришне. В противном случае никакое это

не служение. Такому человеку может казаться, что он слу-

жит всем людям, но это не так, потому что он служит им в

первую очередь для того, чтобы доставить удовольствие

себе. Какое же это служение? «Мне нравится, когда меня

любят, поэтому я буду служить людям, а они будут меня

любить». Вот портрет типичного филантропа—он делает

людям добро только потому, что ему хочется, чтобы его

любили. Но лучший способ служить другим людям не

филантропия, а преданное служение Господу.

Преданные служат Господу в соответствии с пятью

основными видами отношений: в нейтральных отно-

шениях, отношениях слуги, дружеских отношениях,

родительских отношениях и отношениях супружеской

любви. Эти отношения находятся на духовном уровне,

и в соответствии с ними преданный служит Господу, вы-

полняя Его желания. Кришна—Бог, но все же Он любит

наслаждаться такими взаимоотношениями с преданными.

314

Шри Чайтанья-чаритамрита

Ему не хочется думать о Себе как о Всевышнем, Он хочет

быть слугой Своих преданных, Ему нравится служить им

просто как друзьям.

Арджуна относился к Кришне как к другу. Когда

Кришна приходил к нему в гости, они часто садились

рядом, Кришна клал голову на колени Арджуны и они

разговаривали—так обычно разговаривают между собой

друзья. Да они и были друзьями. Но когда Кришна на

Курукшетре показал Арджуне Свою вселенскую форму,

Арджуна стал раскаиваться и просить у Него прощения.

Вселенская форма Господа выглядела устрашающе и

поражало своим великолепием, и Арджуна, охваченный

благоговейным трепетом, пожалел о том, что вел себя

с Господом фамильярно. Дружеских отношений как ни

бывало. Арджуна стал молить Кришну о прощении—за

то, что относился к Нему как к другу, за то, что садился

рядом с Ним на ложе, за то, что клал голову на Его ко-

лени, за неуместные поступки и слова. Арджуна не мог

созерцать величие Кришны и одновременно относиться

к нему как к другу. Ему хотелось видеть Кришну таким,

как он привык, и Кришна принял для него сначала четы-

рехрукую форму, а потом двурукую, после чего их дружба

восстановилась.

Господу также нравятся и родительские отношения с

преданными, и для тех преданных, которые хотят служить

Ему в таких отношениях, Господь становится сыном. Хотя

они могут осознавать величие Господа, для них важны

только их отношения с Господом.

Яшода, заглянув Кришне в рот и увидев там все кос-

мическое проявление, пришла в замешательство. «Кто

этот ребенок?»—думала она. Кришна понял, что Его маму

охватывает благоговение, и скрыл от нее Свое величие,

315

Шри Чайтанья-чаритамрита

чтобы все стало, как прежде, чтобы она видела в Нем

своего сына, и только, и чтобы кормила Его молоком.

Кришна не хотел, чтобы Его мама благоговела перед Ним,

Ему нравились естественные отношения с ней, когда она

считала Его своим сыном.

Наивысший уровень преданного служения называется

на санскрите гьяна-шунья бхакти. Существует различные

уровни знания, и первый называется пратьякша—знания,

полученные на основе непосредственного восприятия

через чувства; второй называется парокша—знания, по-

лученные от других. Знание, которое мы получаем бла-

годаря парокше, вовсе не обязательно совершенно, как,

например, теории ученых об устройстве атома. Третий

способ—апарокша, осознание, его сравнивают с пости-

жением Господа на уровне имперсонального Брахмана;

четвертый—адхокшаджа, уровень божественного знания,

когда Господь являет величие духовного мира, величие

Вайкунтх. Этот уровень трансцендентный, и человек

может возвыситься до него только по милости Господа.

Мы прилагаем усилия, чтобы достичь этого уровня, но

без милости Господа, своими силами, этого не добиться.

Нужно молиться Господу со слезами на глазах, потому

что мы не способны подняться до уровня адхокшаджи до

тех пор, пока Господь этого не захочет.

За уровнем адхокшаджа следует пятый уровень—ап-

ракрита. Это кевала-бхакти, трансцендентные отношения

духовного мира, Голоки Вриндаваны. Апракрита—на-

ивысшее знание. На этом уровне преданный служит

Кришне, не осознавая, что Он—Верховная Личность

Бога, поэтому уровень апракрита

Навигация:

Страница 68
Страница 67
-- Страница 66 --
Страница 65
Страница 64