дипломатами.
Ответ: Пандавы были кшатриями, правителями, а прави-
телям поневоле приходится прибегать к дипломатии. Су-
ществует четыре способа, к которым прибегает правитель,
чтобы совладать c непокорным: издать указ, успокоить,
предложить должность, прибегнуть к оружию. Послед-
ний относят к argumentum ad baculum*. Но брахманы
прямодушны, они во всем полагаются на Господа. Мы
должны развивать качества брахманов и не прибегать к
дипломатии.
Вопрос: Мы находимся под влиянием гун и обладаем со-
ответствующими качествами. Следует ли нам избавляться
также и от хороших качеств? Преданные иногда думают,
что тот, кто старается вручить себя Господу, теряет хоро-
шие качества и им жаль с ними расставаться. Как с этим
справиться? Практикуя преданное служение?
Ответ: Вручить себя Господу вовсе не значит отказывать-
ся от хороших качеств. Преданный должен использовать
все, что у него есть, в служении Кришне—вот что значит
вручить себя Господу. Кришна хочет, чтобы все наши
достоинства остались при нас. Мы же, со своей стороны,
должны задействовать их в служении Ему. Подлинное
отречение именно в этом и состоит.
321
Шри Чайтанья-чаритамрита
анашактасйа вишайан
йатхархам упайунджатах
нирбандхе кришна самбандхе
йукта-ваирагйам учйате
«Отречение человека, который не осознает, что все свя-
зано с Кришной, не полное. Тот же, кто все использует
для служения Господу, воистину отречен» («Бхакти-раса-
мрита-синдху», 2.255). Поэтому нужно использовать все
свои достоинства, чтобы служить Господу. Разумеется, с
плохими качествами нужно расстаться, их никак нельзя
использовать в служении Господу. Занимаясь преданным
служением, человек может с ними совладать.
Если человек честолюбив, его поведение будет созда-
вать для других людей проблемы. Такой человек склонен
использовать других людей и жертвовать их интересами
ради своих целей. Он должен направить все свое рвение
на то, чтобы доставить удовольствие Кришне, и тогда
плохое качество станет хорошим. Не нужно отказываться
от достоинств, чтобы вручить себя Кришне, это непра-
вильное и неполное понимание отречения.
В «Бхагавад-гите» Кришна описывает качества пре-
данного: преданный честен, не горд, добр ко всем живым
существам, равнодушен к мирскому счастью и несчастью.
Кришна говорит, что преданный, наделенный этими ка-
чествами, очень дорог Ему. Зачем отказываться от таких
качеств? Пусть они служат Господу!
* ???? ????? ????? ????? ? «??????-?????????-??????» (1.1.12) ? ?
«????????-???????????» (?., 19.170).
322
Шри Чайтанья-чаритамрита
Вопрос: Не связано ли это с первым принципом шарана-
гати, когда преданный принимает все, что благоприятно
для преданного служения и отвергает все, что для него
неблагоприятно?
Ответ: Совершенно верно.
Вопрос: Мы часто слышим: «Деньги—корень всех зол».
Но Шрила Прабхупада часто говорил, что честолюби-
вый деловой человек, преуспевающий в своем бизнесе,
может плоды своего труда использовать для Кришны и
проповедовать сознание Кришны. Хорошо ли будет, если
он решит для себя: «Деньги—зло. Не буду больше зани-
маться бизнесом»? Ведь он может использовать деньги
для проповеди.
Ответ: Кришна рассказывает в «Шримад-Бхагаватам»,
как во Вриндаване деревья служат всем живым существам,
даруя тень и плоды каждому обитателю Враджа-дхамы.
Он цитирует стих, в котором говорится, что обязанность
живых существ состоит в том, чтобы использовать прану
(жизнь), артху (богатство), дийу (разум) и вачу (речь) для
блага всех живых существ:
этавадж джанма-сапхалйам
дехинам иха дехишу
пранаир артхаир дхийа вача
шрейа-ачаранам сада
«Живое существо обязано использовать на благо другим
свою жизнь, богатство, разум и речь» (Бхаг., 10.22.35). Что
же для всех живых существ является благом? Преданное
служение Господу, проповедь сознания Кришны—вот
323
Шри Чайтанья-чаритамрита
наивысшее благо для всех.
??????-????, 24.95-98
??????, ??????? 1998 ????
Текст 95
артха, артхардтхи,—дуи сакама-бхитаре гани
джиджнасу, джнани,—дуи мокша-кама мани
Материалистические преданные начинают служить и пок-
лоняться Кришне, когда с ними случается беда или нужны
деньги. Тех же, кто, и вправду, хотят осознать верховный
источник всего сущего и те, кто ищут знания, называют
трансценденталистами, потому что они стремятся изба-
виться от материальной скверны.
Текст 96
эи чари сукрити хайа маха-бхагйаван
тат-тат-камади чхади’ хайа шуддха-бхактиман
Люди этих четырех категорий совершили в прошлом
множество благочестивых поступков, и поэтому их сле-
дует считать очень удачливыми. Такие люди постепенно
отказываются от материальных желаний и становятся
чистыми преданными.
Текст 97
садху-санга-крипа кимва кришнера крипайа
камади ‘духсанга’ чхади’ шуддха-бхакти пайа
Человек поднимается на уровень преданного служения
по милости вайшнава, истинного духовного учителя, и по
особой милости Кришны. На этом уровне человек остав-
324
Шри Чайтанья-чаритамрита
ляет все материальные желания и общение с недостойны-
ми людьми и поднимается до уровня чистого преданного
служения.
Текст 98
сат-санган мукта-духсанго
хатум нотсахате будхах
киртйаманам йашо йасйа
сакрид акарнйа рочанам
«Умный человек, который осознал Господа в обществе
чистых преданных и избавился от неблагоприятного обще-
ния с материалистами, больше не может жить, не слушая
повествования о славных деяниях Господа, даже если он
слышал их лишь раз».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Этот стих из «Шри-
мад-Бхагаватам» (1.10.11). Когда Кришна после битвы на
Курукшетре уезжал из Хастинапура, все члены династии
Куру выражали Ему свое почтение. Кришна отправлялся
в Свое царство, и Кауравы расставались с Ним с большим
сожалением. Этот стих произнес Шукадева Госвами, ког-
да описывал их чувства.
Чистый преданный Господа, когда слышит о Госпо-
де, привязывается к Нему. Слава Господа и Сам Господь
неотличны, и чтобы осознать эту истину, нужно обрести
определенные качества, для чего, в свою очередь, человек
должен получить возможность общаться с чистым пре-
данным. Наше Движение сознания Кришны предназна-
чено именно для этого. Мы хотим воспитывать чистых
преданных, чтобы другие люди могли получить пользу,
общаясь с ними. Тогда количество чистых преданных
325
Шри Чайтанья-чаритамрита
будет увеличиваться. Профессиональные проповедники
не могут воспитать чистых преданных. Есть множество
профессиональных проповедников «Шримад-Бхагава-
там», которые читают это произведение для того, чтобы
заработать себе на жизнь. Но они не способны привлечь
материалистичных людей к преданному служению—на
это способен только чистый преданный. Поэтому для на-
ших проповедников в Движении сознания Кришны важно
прежде всего стать чистыми преданными и следовать регу-
лирующим принципам, воздерживаясь от недозволенных
половых отношений, мясоедения, азартных игр и дур-
манящих веществ. Они должны ежедневно повторять на
четках Харе Кришна маха-мантру, жить в соответствии
с требованиями процесса преданного