Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 70 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 70

к этому стиху Шрила Прабхупада добав-

ляет: «Профессиональные чтецы „Шримад-Бхагаватам“

большие мастера по части того, как добыть деньги, чтобы

утолить голод, но неспособны погасить пламя материаль-

ного существования». Заработать себе на жизнь—вот все,

330

Шри Чайтанья-чаритамрита

на что способен платный чтец «Шримад-Бхагаватам».

Да, он читает «Шримад-Бхагаватам» людям, но с какой

целью? Ради денег и славы. Получить выгоду для него

важней, чем прославить Верховного Господа. Но тот, чьи

побуждения нечисты, не способен дать сознание Кришны

другим. Он не может погасить пламя материального су-

ществования, пылающее в сердцах обусловленных живых

существ. Единственное пламя, которое он в состоянии

погасить—это огонь пищеварения, потому что ему нужны

только деньги да пища, чтобы набить желудок. Поэтому,

хотя он и говорит о Кришне, пользы от этого не будет ни-

кому. Шрила Прабхупада так и написал в своем коммен-

тарии, который мы только что прочли: «Если преданный

сам ведет себя должным образом, он сможет привлечь к

сознанию Кришны других людей. Иначе его проповедь

не принесет плодов».

Платные чтецы не ставят своей целью развить в себе

желание служить Кришне. Поэтому в «Чайтанья-чарита-

мрите» говорится о том, что только когда живое существо

слушает о Кришне из правильного источника, дремлющая

в его сердце любовь к Кришне пробуждается, а сердце

начинает очищаться. «Мы хотим воспитывать чистых

преданных, чтобы другие люди могли получить пользу,

общаясь с ними»—говорит Шрила Прабхупада.

В «Чайтанья-Бхагавате» Вриндаван дас Тхакур го-

ворит: «Если человек слушает о Кришне, он безусловно

увидит Его лицом к лицу». Может возникнуть вопрос о

том, когда это произойдет. «Я слушаю, так почему же

я не вижу Кришну?—спросит кто-нибудь.—Может это

был просто ловкий рекламный трюк? Значит этот метод

не срабатывает. Верните мне назад мои деньги!» Вринда-

ван дас Тхакур имел в виду, что, когда человек слушает

331

Шри Чайтанья-чаритамрита

о Кришне, его сердце постепенно очищается, и в конце

концов он безусловно увидит Кришну лицом к лицу.

Появись Кришна прямо перед нами, мы бы заметили Его

сразу, но изменения, происходящие в сердце не столь явно

видимы, они не бросаются в глаза. И, тем не менее, они

есть—сердце очищается, пусть незаметно. И чем чище

становится сердце, тем яснее мы можем воспринимать

Кришну. Этим привлекательно преданное служение.

Благодаря общению с преданными человек избавляется

от материальных привязанностей.

Шрила Прабхупада говорит: «Показное служение

Господу не приносит человеку блага». Возможностей

превратить служение в представление предостаточно.

Приведу пример. Порой руководство храма решает, что

те преданные, которые не посещают «Шримад-Бхагава-

там», должны уйти из храма и жить дома. В свою очередь,

преданный, который удобно устроился при храме и кото-

рому не приходится излишне себя утруждать служением,

не имеет ни малейшего желания уходить из храма, жить

с родителями, ходить на работу и зарабатывать себе на

жизнь. Он не перегружен обязанностями и всем дово-

лен—доволен настолько, что ему хочется жить в храме и

дальше. «Что ж, ничего не поделаешь. Придется ходить

на „Бхагаватам“,—смиряется он.—Ходить-то я буду,

однако слушать не собираюсь»,—И он приходит на лек-

цию по «Шримад-Бхагаватам» с какими-то книжками по

археологии. Такие представления «на зрителя» в предан-

ном служении пользы не приносят. (Речь идет, конечно,

не о тех случаях, когда помощники пуджари делают на

лекции фитильки для светильников. Это не мешает им

слушать.). Что толку сидеть на «Шримад-Бхагаватам»,

но изучать при этом книжку по археологии или рассчи-

332

Шри Чайтанья-чаритамрита

тывать баланс доходов и расходов? Это один из примеров

служения «на зрителя». Если преданный так себя ведет,

он не сможет очиститься—в его сердце ровным счетом

ничего не происходит. Да, Шрила Прабхупада говорил

о том, что очищается даже тот, кто услышит о Кришне

хотя бы раз, это так, но о притворстве в любом случае не

может быть и речи.

Недавно в одном храме руководители храма стали

часто пропускать утренние программы. Это привело к

тому, что преданные стали возмущаться и бунтовать.

В таких случаях, под давлением обстоятельств, человек

тоже бывает склонен выполнять служение «для зрителя»:

«Придется мне ходить на утренние программы, иначе

преданные перестанут меня уважать и я не смогу ими

управлять». Посещение утренних программ не должно

превращаться в представление, они предназначены не для

этого. Шрила Прабхупада рассчитывал, что преданные

будут посещать храмовые программы и разовьют в себе

333

Антья-лила

Шри Чайтанья-чаритамрита

вкус к духовной жизни, что однажды они придут к выводу:

«А ведь правда, лекции по «Шримад-Бхагаватам» стоят

того, чтобы их слушать!» Именно так следует относиться

к храмовым программам. Вместо этого преданные часто

думают так: «Мне от этих лекций нет никакой пользы. С

какой стати мне туда ходить? Что мне это даст?»

Шрила Прабхупада говорит о том, что люди полу-

чают огромное благо, когда слушают чистого преданно-

го. Могут спросить: «А кого мы, собственно, называем

чистым преданным?» Прабхупада объясняет, что такой

преданный следует правилам и предписаниям не ради са-

мих правил и предписаний. «В нашем Движении сознания

Кришны люди становятся чистыми преданными, следуют

регулирующим принципам, отказываются от незаконных

сексуальных отношений, мяса, азартных игр и одурмани-

вающих веществ. Они повторяют на четках Харе Кришна

мантру,—заметьте, Шрила Прабхупада говорит о четках,

а не о счетчике-шагомере,—просыпаются рано утром, сле-

дуют процессу преданного служения, посещают мангала-

арати, читают „Шримад-Бхагаватам“ и „Бхагавад-гиту“,

и так очищаются от материальной скверны».

Лекции по «Шримад-Бхагаватам» предназначены для

того, чтобы человек слушал о Кришне, а не для полити-

ческих дискуссий и не для обсуждения социологических

проблем. Чистые преданные не говорят ни о политике,

ни о жизни общества. Посторонним темам не место на

лекциях по «Шримад-Бхагаватам». Если человек прихо-

дит послушать о Кришне, а вместо этого ему приходится

выслушивать рассуждения о политике, само собой, ему

захочется встать и уйти. Нужно следовать принципам,

установленным предыдущими ачарьями. Когда Деванан-

336

Шри Чайтанья-чаритамрита

да Пандит спросил у Господа Чайтаньи, как правильно

давать лекции по «Шримад-Бхагаватам», тот ответил:

«Прославляй

Навигация:

Страница 72
Страница 71
-- Страница 70 --
Страница 69
Страница 68