преданное служение Верховной Личности
Бога с первого слова своей лекции и до последнего».
Лекции по «Шримад-Бхагаватам» предназначены
только для того, чтобы прославлять преданное служение,
а не для того, чтобы под видом кришна-катхи обсуждать
мирские темы. Все, что мы говорим на лекции, должно
подводить слушателей к одному выводу: цель человечес-
кой жизни—преданное служение Господу. Иногда мы
приводим примеры, связанные с политикой или жизнью
людей, это так. Шрила Прабхупада тоже иногда так
поступал. Он рассказывал истории из «Махабхараты»
об интригах Дурьйодханы, которые имели отношение
к политике того времени. Шрила Вьясадева описал эти
истории, чтобы в конце концов подвести читателя к «Бха-
гавад-гите», где Свои наставления дает Господь Кришна.
Он хотел постепенно привлечь читателей к повествова-
ниям о Верховном Господе, именно такой была его цель.
Тот, кто знает, в чем заключается вывод всех писаний,
порой приводит примеры, которые имеют отношение к
политической и социальной сфере жизни людей, но эти
темы в лекции не играют первостепенную роль. Лекция
не должна сводиться к обсуждению политических ново-
стей и фразе шримад-бхагаватам ки—джай под занавес,
когда слушаетели с облегченным вздохом и словами «ну
наконец-то!» встают и расходятся.
Цель всех правил и предписаний, которым мы сле-
дуем, состоит в том, чтобы удовлетворить Верховную
Личность Бога. Это относится и к посещению лекций
по «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите». Слушая о
Господе, преданный очищается от материальной скверны.
337
Шри Чайтанья-чаритамрита
Но от преданного служения, рассчитанного «на зрителя»,
проку не будет. Нужно следовать правилам и предписа-
ниям так, как это делает чистый преданный.
Господь Чайтанья в Своих наставлениях Рупе Госва-
ми говорил, что очень важно, поливая лиану бхакти,
ограждать ее от сорняков, которые растут одновременно
с ней. Таких сорняков существует бесчисленное мно-
жество: «Вот некоторые из вредных растений, которые
развиваются одновременно с лианой бхакти: поведение,
недостойное человека, который стремится к совершенс-
тву; интриганство; умерщвление животных; стремление к
материальной выгоде, славе или влиянию» (Мадхья-лила,
19-159). Шрила Прабхупада говорит в комментарии: «Те,
кто стремятся обрести совершенство, должны вести себя
определенным образом. В Движении сознания Кришны
наши ученики не едят мяса, не играют в азартные игры,
не вступают в незаконные сексуальные отношения, не
употребляют дурманящих веществ. Те люди, которые
нарушают эти правила, никогда не достигнут совершенс-
тва. Человек, который хочет вернуться к Богу, обязан
следовать этим правилам.
Господь Чайтанья говорил, что порой сорняк, кото-
рый растет одновременно с лианой преданного служения,
похож на нее как две капли воды. Бывает, преданный
слушает о Кришне, повторяет Его имена, и спустя какое-
то время в нем поднимает голову гордость: «Я повторяю
Харе Кришна и уже почти достиг совершенства на пути
самосознания. Мои лекции по „Шримад-Бхагаватам“
привлекают очень много людей, которые становятся мо-
ими последователями». Если вовремя не опомниться, то
произойдет то, о чем говорит Господь Чайтанья: «Тот,
кто не в состоянии отличить лиану бхакти от сорняков,
338
Шри Чайтанья-чаритамрита
щедро орошает водой всё подряд, в результате чего лиа-
на бхакти засыхает, а сорняки цветут буйным цветом».
Проявляется это обычно в том, что человек пытается
оценивать свое духовное продвижение, основываясь на
внешних, формальных признаках. Он не смотрит в корень,
не интересуется причинами, внутренними побуждениями,
которые подталкивают его к деятельности, не отличает
лиану преданности от сорняков. Он не замечает, что за-
нимается служением, потому что хочет иметь последова-
телей, жаждет признания или выгоды. Преданный должен
заглянуть в свое сердце и составить опись этих сорняков, в
противном случае для него что растение преданности, что
сорняк будут на один покрой, и, повторяя Харе Кришна,
он будет взращивать в своем сердце и растение бхакти,
и сорняки. Кончится все тем, что растение преданности
увянет.
пратхамеи упашакхара карайе чхедана
табе мула-шакха бади’ йайа вриндавана
«Умный преданный, едва заметив возле растения бхакти
проросший сорняк, немедленно его выпалывает. Поэтому
его лиана преданности хорошо развивается, он возвра-
щается домой к Богу и находит прибежище у лотосных
стоп Кришны» (Мадхья-лила, 19.161). Шрила Прабхупада
предупреждает нас: «Если человек ошибся, не распознал
сорняк вовремя и пал жертвой заблуждения, он не может
развиваться духовно и вернуться к Богу. Он останется
в материальном мире и будет заниматься деятельнос-
тью, ничего общего с чистым преданным служением
не имеющей. Он может подняться на высшие планеты,
но останется в материальном мире и будет испытывать
тройственные страдания.
339
Шри Чайтанья-чаритамрита
Дело не только в том, что преданное служение такого
человека показное, но и в том, что он не видит разницы
между растением преданности и сорняками—критиканс-
твом, завистью (джива-химса), стремлением к славе (пуд-
жа) и другими. Поэтому те, кто обладает интеллектом,
кто понял, общаясь с чистыми преданными, кто такой
Верховный Господь, избавляется от пристрастия к дур-
ному материалистическому общению и всегда слушает о
славе Верховного Господа.
?????-????, 10.1-8
???????, 29 ???? 2000 ????
Текст 1
ванде шри-кришна-чаитанйам
бхактануграха-катарам
йена кенапи сантуштам
бхакта-даттена шраддхайа
Я почтительно склоняюсь перед Господом Шри Чайтаньей
Махапрабху, который всегда с радостью принимает все,
что Ему предлагают с верой и любовью Его преданные, и
который всегда готов даровать им Свою милость.
Текст 2
джайа джайа гаурачандра джайа нитйананда
джайадваита-чандра джайа гаура-бхакта-вринда
Слава, слава Шри Чайтанье Махапрабху! Слава, слава
340
Шри Чайтанья-чаритамрита
Господу Нитьянанде Прабху! Слава Адвайтачандре! Сла-
ва, слава всем преданным Господа Чайтаньи!
Текст 3
варшантаре саба бхакта прабхуре декхите
парама-ананта сабе нилачала йаите
В следующем году все преданные с большой радостью
отправились в Джаганнатха Пури [Нилачалу] повидаться
со Шри Чайтаньей Махапрабху.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Каждый год
все преданные из Шантипура и Навадвипы собирались
вместе и во главе с Шиванандой Сеной отправлялись в
Джаганнатха Пури, чтобы увидеться с Господом Чайта-
ньей. Приняв санньясу, Господь не мог долее оставаться
в родном городе, где Он родился и вырос, не мог продол-
жать жить, как домохозяин. Поэтому Он по просьбе Ша-
чиматы поселился в Джаганнатха Пури, откуда она время
от времени могла получать о Нем весточку.