Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 71 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 71

преданное служение Верховной Личности

Бога с первого слова своей лекции и до последнего».

Лекции по «Шримад-Бхагаватам» предназначены

только для того, чтобы прославлять преданное служение,

а не для того, чтобы под видом кришна-катхи обсуждать

мирские темы. Все, что мы говорим на лекции, должно

подводить слушателей к одному выводу: цель человечес-

кой жизни—преданное служение Господу. Иногда мы

приводим примеры, связанные с политикой или жизнью

людей, это так. Шрила Прабхупада тоже иногда так

поступал. Он рассказывал истории из «Махабхараты»

об интригах Дурьйодханы, которые имели отношение

к политике того времени. Шрила Вьясадева описал эти

истории, чтобы в конце концов подвести читателя к «Бха-

гавад-гите», где Свои наставления дает Господь Кришна.

Он хотел постепенно привлечь читателей к повествова-

ниям о Верховном Господе, именно такой была его цель.

Тот, кто знает, в чем заключается вывод всех писаний,

порой приводит примеры, которые имеют отношение к

политической и социальной сфере жизни людей, но эти

темы в лекции не играют первостепенную роль. Лекция

не должна сводиться к обсуждению политических ново-

стей и фразе шримад-бхагаватам ки—джай под занавес,

когда слушаетели с облегченным вздохом и словами «ну

наконец-то!» встают и расходятся.

Цель всех правил и предписаний, которым мы сле-

дуем, состоит в том, чтобы удовлетворить Верховную

Личность Бога. Это относится и к посещению лекций

по «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите». Слушая о

Господе, преданный очищается от материальной скверны.

337

Шри Чайтанья-чаритамрита

Но от преданного служения, рассчитанного «на зрителя»,

проку не будет. Нужно следовать правилам и предписа-

ниям так, как это делает чистый преданный.

Господь Чайтанья в Своих наставлениях Рупе Госва-

ми говорил, что очень важно, поливая лиану бхакти,

ограждать ее от сорняков, которые растут одновременно

с ней. Таких сорняков существует бесчисленное мно-

жество: «Вот некоторые из вредных растений, которые

развиваются одновременно с лианой бхакти: поведение,

недостойное человека, который стремится к совершенс-

тву; интриганство; умерщвление животных; стремление к

материальной выгоде, славе или влиянию» (Мадхья-лила,

19-159). Шрила Прабхупада говорит в комментарии: «Те,

кто стремятся обрести совершенство, должны вести себя

определенным образом. В Движении сознания Кришны

наши ученики не едят мяса, не играют в азартные игры,

не вступают в незаконные сексуальные отношения, не

употребляют дурманящих веществ. Те люди, которые

нарушают эти правила, никогда не достигнут совершенс-

тва. Человек, который хочет вернуться к Богу, обязан

следовать этим правилам.

Господь Чайтанья говорил, что порой сорняк, кото-

рый растет одновременно с лианой преданного служения,

похож на нее как две капли воды. Бывает, преданный

слушает о Кришне, повторяет Его имена, и спустя какое-

то время в нем поднимает голову гордость: «Я повторяю

Харе Кришна и уже почти достиг совершенства на пути

самосознания. Мои лекции по „Шримад-Бхагаватам“

привлекают очень много людей, которые становятся мо-

ими последователями». Если вовремя не опомниться, то

произойдет то, о чем говорит Господь Чайтанья: «Тот,

кто не в состоянии отличить лиану бхакти от сорняков,

338

Шри Чайтанья-чаритамрита

щедро орошает водой всё подряд, в результате чего лиа-

на бхакти засыхает, а сорняки цветут буйным цветом».

Проявляется это обычно в том, что человек пытается

оценивать свое духовное продвижение, основываясь на

внешних, формальных признаках. Он не смотрит в корень,

не интересуется причинами, внутренними побуждениями,

которые подталкивают его к деятельности, не отличает

лиану преданности от сорняков. Он не замечает, что за-

нимается служением, потому что хочет иметь последова-

телей, жаждет признания или выгоды. Преданный должен

заглянуть в свое сердце и составить опись этих сорняков, в

противном случае для него что растение преданности, что

сорняк будут на один покрой, и, повторяя Харе Кришна,

он будет взращивать в своем сердце и растение бхакти,

и сорняки. Кончится все тем, что растение преданности

увянет.

пратхамеи упашакхара карайе чхедана

табе мула-шакха бади’ йайа вриндавана

«Умный преданный, едва заметив возле растения бхакти

проросший сорняк, немедленно его выпалывает. Поэтому

его лиана преданности хорошо развивается, он возвра-

щается домой к Богу и находит прибежище у лотосных

стоп Кришны» (Мадхья-лила, 19.161). Шрила Прабхупада

предупреждает нас: «Если человек ошибся, не распознал

сорняк вовремя и пал жертвой заблуждения, он не может

развиваться духовно и вернуться к Богу. Он останется

в материальном мире и будет заниматься деятельнос-

тью, ничего общего с чистым преданным служением

не имеющей. Он может подняться на высшие планеты,

но останется в материальном мире и будет испытывать

тройственные страдания.

339

Шри Чайтанья-чаритамрита

Дело не только в том, что преданное служение такого

человека показное, но и в том, что он не видит разницы

между растением преданности и сорняками—критиканс-

твом, завистью (джива-химса), стремлением к славе (пуд-

жа) и другими. Поэтому те, кто обладает интеллектом,

кто понял, общаясь с чистыми преданными, кто такой

Верховный Господь, избавляется от пристрастия к дур-

ному материалистическому общению и всегда слушает о

славе Верховного Господа.

?????-????, 10.1-8

???????, 29 ???? 2000 ????

Текст 1

ванде шри-кришна-чаитанйам

бхактануграха-катарам

йена кенапи сантуштам

бхакта-даттена шраддхайа

Я почтительно склоняюсь перед Господом Шри Чайтаньей

Махапрабху, который всегда с радостью принимает все,

что Ему предлагают с верой и любовью Его преданные, и

который всегда готов даровать им Свою милость.

Текст 2

джайа джайа гаурачандра джайа нитйананда

джайадваита-чандра джайа гаура-бхакта-вринда

Слава, слава Шри Чайтанье Махапрабху! Слава, слава

340

Шри Чайтанья-чаритамрита

Господу Нитьянанде Прабху! Слава Адвайтачандре! Сла-

ва, слава всем преданным Господа Чайтаньи!

Текст 3

варшантаре саба бхакта прабхуре декхите

парама-ананта сабе нилачала йаите

В следующем году все преданные с большой радостью

отправились в Джаганнатха Пури [Нилачалу] повидаться

со Шри Чайтаньей Махапрабху.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Каждый год

все преданные из Шантипура и Навадвипы собирались

вместе и во главе с Шиванандой Сеной отправлялись в

Джаганнатха Пури, чтобы увидеться с Господом Чайта-

ньей. Приняв санньясу, Господь не мог долее оставаться

в родном городе, где Он родился и вырос, не мог продол-

жать жить, как домохозяин. Поэтому Он по просьбе Ша-

чиматы поселился в Джаганнатха Пури, откуда она время

от времени могла получать о Нем весточку.

Навигация:

Страница 73
Страница 72
-- Страница 71 --
Страница 70
Страница 69