из Джаганнатха Пури». Сарвабхаума Бхаттачарья
сразу примолк и решил, что лучше не стоит уговаривать
Господа встретиться с царем.
Господь Чайтанья категорически отказался от встре-
чи с Махараджем Пратапарудрой и не собирался менять
Свое решение, несмотря на то, что царь был возвышен-
ным преданным. Вскоре в Ориссу вернулся Махарадж
Пратапарудра, уезжавший вместе с Раманандой Раем из
Пури по делам. Рамананда Рай пришел навестить Господа
Чайтанью и стал рассказывать Ему о том, что Махарадж
Пратапарудра так любит Господа Чайтанью, что, едва
заслышав Его имя, испытывает экстатические чувства.
Рамананда Рай говорил о том, как глубока любовь царя к
Господу, описывал его возвышенные качества. Он также
345
Шри Чайтанья-чаритамрита
поведал Господу Чайтанье о том, как попросил Махарад-
жа Пратапарудру об отставке, чтобы иметь возможность
побольше общаться с Господом, и как был счастлив Ма-
харадж Пратапарудра удовлетворить его просьбу. Он не
только позволил Рамананде Раю уйти в отставку, но и
сказал, что будет обеспечивать его средствами к существо-
ванию, выплачивая полное содержание, чтобы Рамананда
Рай мог целиком посвятить себя служению лотосным сто-
пам Господа Чайтаньи. Узнав об этом, Господь Чайтанья
был очень доволен и сказал, что, коль скоро Махарадж
Пратапарудра послужил Рамананде Раю, он непременно
получит милость Господа Вишну.
Хотя Господь Чайтанья был доволен Махараджем
Пратапарудрой, внешне Он был столь же непреклонен,
как и прежде, наотрез отказываясь встретиться с царем и
запрещая впредь обращаться к Нему с подобными про-
сьбами. Господь стоял на своем, даже когда к Нему при-
шли все преданные и стали просить за Махараджа Прата-
парудру, который, отчаявшись получить даршан Господа,
задумал наложить на себя руки. Преданные рассказали
Господу, что ни царство, ни сама жизнь Махарадже Пра-
тапарудре не милы, если он не сможет с Ним встретиться.
«Почему мне выпал этот злополучный жребий?—сетовал
царь.—Господь Чайтанья пришел в этот мир, чтобы ос-
вободить все падшие души, но мной пренебрегает. Что
проку жить дальше?» Но даже выслушав все это, Господь
Чайтанья не изменил Своего решения.
На следующий день Махарадж Пратапарудра от-
правился к Сарвабхауме Бхаттачарье, чтобы узнать,
удалось ли ему повидаться с Господом и каково было Его
решение. Узнав, что новости все так же неутешительны,
Махарадж Пратапарудра почувствовал, что жизнь его
346
Шри Чайтанья-чаритамрита
бессмысленна и напрасна. Сарвабхаума Бхаттачарья
видел, как глубока его любовь к Господу: хотя Господь
и запретил обращаться к Нему с просьбой о даршане,
Махарадж Пратапарудра все равно продолжал просить
о встрече. Сарвабхауме Бхаттачарье пришла в голову
мысль, что Махарадж Пратапарудра мог бы увидеться с
Господом Чайтаньей на Ратха-ятре, и посоветовал царю:
«На празднике Господь Чайтанья будет танцевать перед
колесницами в полном экстазе, а потом отправится в сад
у храма Гундича и приляжет там отдохнуть. Господь бу-
дет находиться в трансе экстатической любви. Приходи
туда, одевшись так, чтобы ничто не выдавало в тебе царя.
Там, у Его лотосных стоп, начинай читать молитвы гопи
из „Шримад-Бхагаватам“. Когда Господь Чайтанья ус-
лышит, как ты повторяешь эти молитвы, он сразу узнает
в тебе великого вайшнава, обнимет тебя и будет считать
Своим преданным».
Может возникнуть вопрос: «Почему Сарвабхаума
Бхаттачарья счел возможным нарушить волю Господа
и помочь царю получить Его даршан, хотя Господь не
хотел его видеть? Почему Махарадж Пратапарудра, зная,
что Господь не желает с ним встречаться (о чем Он ска-
зал Сам—прямо и недвусмысленно), вместо того, чтобы
смириться с решением Господа, просит о встрече снова
и снова?» Махарадж Пратапарудра находился на уровне
экстатической любви к Богу, а Господь черпает неизъяс-
нимое, поистине неисчерпаемое наслаждение, общаясь с
преданными такого уровня. Он не дал Махарадже Прата-
парудре даршан, но это не означало, что Он действительно
не хотел его видеть. Поэтому Махарадж Пратапарудра
не отказался от своего желания увидеться с Господом, а
Сарвабхаума Бхаттачарья ему помог.
347
Шри Чайтанья-чаритамрита
После праздника Господь Чайтанья отправился в
сад при храме Гундича и прилег отдохнуть. Господь был
погружен во внутренние переживания и не замечал ниче-
го вокруг. Вскоре в сад вошел Махарадж Пратапарудра,
одетый, как обычный человек. Он приблизился к Гос-
поду и у Его лотосных стоп начал декламировать стихи
из Десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Последним он
произнес следующий стих:
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идатам калмасапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанах
«Для тех, кто страдает в материальном мире, нектарные
слова, повествующие о Твоих деяниях, дороже жизни.
Эти повествования, услышанные из уст ученых мудрецов,
уничтожают без следа последствия греховных поступков
и даруют удачу тем, кто их слушает. Эти повествования
исполнены духовной силы, и их широко распространяют
по всему миру. Безусловно, те, кто распространяют пос-
лание Господа, самые щедрые из людей».
Услышав этот стих, Господь Чайтанья, все еще пребы-
вая в трансе, вскочил и стал снова и снова повторять: «Ты
самый щедрый из людей... самый щедрый... самый щед-
рый...». Он обнял Махараджа Пратапарудру и, не выпус-
кая его из объятий, заплакал; заплакал и царь. Царь был
счастлив, потому что его желание осуществилось. Господь
Чайтанья тоже был несказанно рад, что Ему довелось
пообщаться с таким дорогим и близким Ему преданным.
Это один из примеров, когда преданные, желая общаться
с Господом, поступают вопреки Его указанию.
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж
348
Шри Чайтанья-чаритамрита
рассказывает и о других подобных случаях. Гададхара
Пандит дал обет кшетра-санньясы*, согласно которому
он не мог покидать Джаганнатха Пури. В его обязаннос-
ти также входило поклонение Божеству Гопинатха. Но
Гададхаре Пандиту так хотелось отправиться вместе с
Господом Чайтаньей во Вриндаван**, что он был готов
нарушить данный им обет. Господь Чайтанья отправился
в путешествие утром. По пути он зашел в Чатурдхаму,
где к Нему присоединились многие преданные из этого
города, которым не хотелось с Ним расставаться, потому
что разлука с Господом была для них слишком тяжела.
На пути Господа была река, и Он, собираясь перепра-
виться через