знал, что у Господа Чайтаньи
353
Шри Чайтанья-чаритамрита
на сердце, этим поступком Он доставил Господу большое
удовольствие. Господь всегда доволен Своими предан-
ными, потому что их поведение созвучно Его желаниям.
Так же и с Гададхарой Пандитом: Господь Чайтанья
отругал его и сердито схватил за руку. «Твое решение идти
со Мной вызвано просто желанием удовлетворять свои
чувства. Поэтому ты нарушил целых два религиозных
предписания, и это очень Меня огорчает» (Ч.-ч., Мадхья-
лила, 16.140). Первый религиозный принцип, по словам
Господа Чайтаньи, Гададхара Пандит нарушил, когда не
сдержал обет, второй—когда «в погоне за наслаждением
чувств» отправился за Ним в путешествие.
Господь Чайтанья продолжал: «Если ты хочешь, что-
бы Я был счастлив, пожалуйста, возвращайся в Нилачалу.
Если ты еще что-нибудь скажешь по этому поводу, для
Меня это будет звучать как проклятье». Сказав это, Шри
Чайтанья Махапрабху сел в лодку, а Гададхара Пандит
потерял сознание и упал на землю. Шри Чайтанья Ма-
хапрабху попросил Сарвабхауму Бхаттачарью забрать
Гададхару Пандита с собой. «Поднимайся,—сказал
Сарвабхаума Бхаттачарья Гададхаре Пандиту.—Таковы
деяния Шри Чайтанья Махапрабху. Тебе следовало бы
знать, что Сам Господь Кришна нарушил Свое слово
только для того, чтобы выполнить обещание деда Бхиш-
мы: «Чтобы выполнить мое обещание, Господь Кришна
нарушил Свой обет не притрагиваться к оружию на Ку-
рукшетре. Он спрыгнул с колесницы на землю, и, уронив
накидку, схватил колесо и бросился на меня, чтобы убить.
Воистину Он мчался, как лев, который бежит к слону,
чтобы растерзать его, и от Его шагов дрожала земля».
Точно так же, Господь Чайтанья терпит боль разлуки с
тобой и приложил столько усилий, лишь бы ты сдержал
354
Шри Чайтанья-чаритамрита
свой обет».
То, что сказал Сарвабхаума Бхаттачарья Гададхаре
Пандиту, очень важно. Он объяснил, почему Господь
Чайтанья был так неумолим, несмотря на то, что экстати-
ческая любовь к Нему Гададхары Пандита так радовала
Его. Сарвабхаума Бхаттачарья привел цитату из «Шри-
мад-Бхагаватам» (1.9.37):
сва-ниганам апахайа мат-пратиджнам
ритам адхикартум аваплуто ратхастхах
дхрита-ратха-чарано ’бхйайач чаладхур
харир ива хантум ибхам гатоттарийах
Господь Чайтанья не разрешил Гададхаре Пандиту со-
провождать Его и рассердился на него потому, что хотел,
чтобы обещание, которое дал Гададхара Пандит, было
выполнено. Такой же гнев проявил Господь Кришна по
отношению к Своему преданному Бхишмадеве. Оба, и
Кришна, и Бхишмадев, дали слово: Кришна обещал не
браться за оружие, а Бхишма, поддавшись Дурьйодхане,
обещал убить Пандавов, если только Сам Господь, нару-
шив слово, не возьмется за оружие и не остановит его.
На следующий день после разговора с Дурьйодханой
Бхишма на поле битвы сражался, как лев. Не было ни
малейших сомнений: если его не остановить, он убьет Ар-
джуну. Когда Кришна понял это, Он сошел с колесницы,
приподнял ее, снял колесо, и ринулся к Бхишме. Арджуна
схватил Господа за одежду, пытаясь удержать Его, оста-
новить, крича: «Нет! Остановись! Ты—олицетворение
религии. Если ты нарушишь слово, что о Тебе подума-
ют? Пусть лучше он убьет меня!» Арджуна умолял Его
остановиться, но Кришна не послушался, потому что Он
поклялся защищать Арджуну и обещал защитить Своего
355
Шри Чайтанья-чаритамрита
преданного Бхишмадева. Чтобы слово Бхишмы осталось
нерушимым, Господь нарушил собственное слово. Таковы
игры Верховного Господа.
Могут спросить: «Почему Кришна не держит слово?
Почему у Него семь пятниц на неделе?» Бхишмадев го-
ворит (Бхаг., 1.9.16):
на хй асйа кархичид раджан
пуман веда видхитситам
йад виджиджнасайа йукта
мухйанти кавайо ’пи хи
«Никто не знает, каковы намерения Господа [Шри Криш-
ны]. Даже великие философы, несмотря на свои глубокие
исследования, пребывают в недоумении».
Понять, к чему стремится Господь, трудно, однако
Его цель—самая высокая и благородная. Именно это
объясняет Сарвабхаума Бхаттачарья Гададхаре Пан-
диту: «Подобно Кришне, который нарушил свое слово,
чтобы слово Бхишмадевы осталось нерушимым, Господь
Чайтанья будет терпеть боль разлуки с тобой, лишь бы
ты сдержал свой обет». Господу больно разлучаться со
Своими преданными, но Он не хотел, чтобы Гададхару
Пандита упрекали за то, что он нарушил обет, и поэтому
обошелся с ним так сурово. Так проявлялись сокровен-
ные отношения любви между Гададхарой Пандитом и
Господом Чайтаньей.
Тексте 7
расе йаичхе гхара йаите гопире аджна дила
танра аджна бханги’ танра санге се рахила
Шри Чайтанья-чаритамрита
Во время танца раса Кришна попросил всех гопи вернуться