Киев, 29.05.03, «Шримад-Бхагаватам»
25 мая 2003 года, Киев
Приезд Партха Саратхи Прабху
«Слуга непогрешимого Верховного Господа
может достичь совершенства, но может и не
достичь. Уверенности нет. Но слуги преданных
Верховного Господа непременно достигнут
совершенства».
Партха Саратхи Прабху: Чтобы обрести саджатия-
садху-сангу, я преодолел десять тысяч километров.
Слово саджатия означает «те, у кого сходное
настроение». Шрила Ниранджана Махарадж погру-
жен в гаура-лилу, и я тоже хочу в нее погрузиться;
ему нравится жить на Говардхане, и я тоже хочу
обрести такую же привязанность к Говардхану.
Поэтому я с радостью отменил все свои проповедни-
ческие программы и примчался сюда, в сень лотосных
стоп моего старшего, возвышенного духовного брата.
Спасибо вам, Махарадж, за то, что предоставили мне
эту возможность.
Шрила Ниранджана Махарадж просит меня
рассказать вам что-нибудь. Сегодня в книге Бхакти-
виноды Тхакура «Джайва-дхарма» я прочел о том, что
милость Кришны, кришна-крипа, не приходит к нам
непосредственно от Господа, она приходит от Его пре-
данных. Понять это чрезвычайно важно. Начинающий
преданный, каништха, не осознает этого в полной
мере и не ценит по достоинству отношения между
вайшнавами, но мадхьяма, более возвышенный
преданный, считает их очень важными. Мадхьяму
17
Милость в наставлениях Киев, 29.05.03, «Шримад-Бхагаватам»
отмечают следующие качества: он према-майтри- такой, духовной основе—на основе шраванам и
крипопекша—поклоняется Кришне, дружит с пре- киртанам. Мы не должны общаться с тем или иным
данными, проповедует тем, кто в невежестве и преданным просто потому, что родились в одном
избегает завистливых. ёхактивинода Тхакур пишет, городе или стране, на основе материальной сов-
что под премой следует подразумевать любовь к местимости или оттого, что у нас один гуру. Я вижу,
Кришне—шуддха-бхакти, чистое преданное служе- что у Махараджа есть вкус к слушанию и воспеванию,
ние. Дружеские отношения с преданными про- вкус, который я так хочу обрести, поэтому я стараюсь
являются как атма-буддхи—когда вайшнав для вас все общаться с ним. Такое общение называется саджа-
равно что вы сами; мамета-буддхи—когда вы тия. Я не настолько самонадеян, чтобы утверждать,
относитесь к вайшнаву с глубокой привязанностью, будто между мной и Махараджем есть сходство. Речь
любовью и стремитесь с ним общаться; иджья- идет о саджатийасайе снигдхе садхау сангах свато
буддхи—когда вы считаете вайшнава достойным варе—«Наслаждаться вкусом „Шримад-ёхагаватам“
поклонения; тиртха-буддхи—когда для вас вайшнав нужно в обществе чистых преданных. Человек должен
все равно что место паломничества. Мадхьяма- стремиться к общению с преданными более возвы-
адхикари, общаясь с вайшнавами, проявляет все эти шенными, чем он сам, но наделенными сходной
четыре вида дружбы, и я стараюсь развить в себе такое привязанностью к Господу» (Ч.-ч., Мадхья, 22.131).
же отношение к преданным Господа. Но ёхактивинода
Тхакур пишет, что подлинные любовь и близость
тешам сатата-йуктанам
возможны только в отношениях преданных на уровне
бхаджатам прити-пурвакам
мадхьяма и уттама. Каништхе такие отношения не
дадами буддхи-йогам там
доступны, поскольку он чхая-бхактьябхаса—его