служения, вставать
рано поутру, посещать мангала-арати и ежедневно читать
«Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Так можно
очиститься от всей материальной скверны.
сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша-
севанам бхактир учйате
«Человек, который занимается бхакти, преданным слу-
жением, занимает все свои чувства служением Верховной
Личности Бога, повелителю всех чувств. Когда духовная
душа служит Всевышнему, возникают два побочных
следствия этого служения—живое существо избавляется
от всех материальных обозначений, и ее чувства очи-
щаются—просто благодаря тому, что задействованы в
служении Господу» («Нарада-панчаратра»)*.
Показное служение Господу не принесет человеку
блага. Нужно быть чистым преданным и придерживать-
326
Шри Чайтанья-чаритамрита
ся правил процесса преданного служения. Только такой
преданный способен привлекать к преданному служению
других. Шри Чайтанья Махапрабху практиковал пре-
данное служение Сам и проповедовал его другим (апани
ачари’ бхакти карила прачара). Если преданный сам ведет
себя должным образом, он сможет привлечь к сознанию
Кришны других людей. Иначе его проповедь не принесет
плодов.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Есть три
категории преданных: акама (те, у кого нет желаний),
мокшакама (те, кто хотят освобождения) и сарва-кама (те,
кто стремятся к материальному совершенству). В стихе из
«Нарада-панчаратры», который мы только что прочли,
речь идет об акаме, преданном, у которого нет желаний.
К общению с таким преданным нужно стремиться, потому
что он кришна-бхакта—нишкама, атаева ‘шанта’—«всег-
да умиротворен, так как не имеет желаний» (Ч.-ч., Мад-
хья-лила, 19.149). О таком преданном говорится также в
«Чайтанья-чаритамрите»:
бхукти-мукти-сиддхи-сукха чхадайа йара гандхе
алаукика шакти-гуне кришна-крипайа бандхе
«Чистое преданное служение такое возвышенное, что под
его влиянием человек легко забывает о счастье, которое
дарует материальное наслаждение, освобождение и совер-
шенство в мистике и йоге. Преданного связывает милость
Кришны и Его невероятное могущество и качества» (Ч.-ч.,
Мадхья 24.39).
Преданный хочет одного—доставлять удовольствие
Верховному Господу. Такой чистый преданный, как сказа-
но в рассматриваемом стихе, не может жить без того, что-
327
Шри Чайтанья-чаритамрита
бы слушать о славе Господа. Человек должен стремиться
получить пыль с лотосных стоп такого преданного. Об
этом говорил Джада Бхарата в беседе с Махараджей Ра-
хуганой: «Кто же эти великие чистые преданные? В кругу
таких преданных никогда не услышишь разговоров на
мирские темы—о политике, жизни общества и тому по-
добном. Чистые преданные беседуют только о качествах,
воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они
всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неос-
лабным вниманием. Общаясь с чистыми преданными и
смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться
с безличным Брахманом, со временем откажется от этого
намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве»
(Бхаг., 5.12.13). Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагава-
там» также говорит об этом:
сатам айам сара-бхритам нисарго
йад-артха-вани-шрути-четасам апи
прати-кшанам навйа-вад ачйутасйа йат
стрийа витанам ива садху варта
«Парамахамсы, преданные, которые осознали смысл
жизни, глубоко привязаны к Кришне, который является
целью из жизни. Все время говорить о Кришне естественно
для них, точно так же, как для материалиста естественно
говорить о женщинах и сексе» (Бхаг., 10.13.2).
От показного следования правилам и предписаниям
пользы не будет. Шрила Прабхупада говорит в своем
комментарии (Ч.-ч., Мадхья-лила, 24.98): «Когда служе-
ние Господу показное, это не принесет человеку блага.
Нужно самому быть чистым преданным и придерживаться
требований процесса преданного служения. Только такой
328
Шри Чайтанья-чаритамрита
преданный сможет привлечь к преданному служению дру-
гих. Шри Чайтанья Махапрабху практиковал преданное
служение Сам и проповедовал его другим (апани ачари’
бхакти карила прачара)». Общаясь с теми преданными,
которые любят слушать о Кришне и воспевать Его славу,
человек может очиститься от материального оскверне-
ния.
«Шримад-Бхагаватам» (4.29.39-40) Нарада Муни
говорит: «Дорогой царь, если человек окажется там, где
живут чистые преданные, которые, следуя всем правилам
и предписаниям, очистили свое сознание и с огромным
энтузиазмом слушают и пересказывают повествования,
прославляющие Верховную Личность Бога, и если ему
посчастливится услышать этот нектар, который, как
воды реки, непрерывно льется из их уст, то он забудет о
потребностях тела, таких, как голод и жажда, и избавит-
ся от страха, скорби и иллюзии». Вот что происходит,
когда человек появляется там, где присутствует чистый
преданный.
Джада Бхарата говорит об этом так: «О царь Рахуга-
на, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому
выпала удача осыпать свое тело пылью с лотосных стоп
великих преданных. Чтобы приблизиться к Абсолютной
Истине, недостаточно хранить обет безбрачия [брахмача-
рью], добросовестно выполнять обязанности домохозяина,
покинуть дом и стать ванапрастхой, принять санньясу или
же предаваться суровой аскезе (например, зимой стоять
в холодной воде, а летом сидеть под палящим солнцем в
окружении костров). Есть еще много методов, с помощью
которых люди пытаются постичь Абсолютную Истину,
однако Абсолютная Истина открывается только тому, кто
удостоился милости великого преданного» (5.12.12).
329
Шри Чайтанья-чаритамрита
Чистый преданные хочет одного—говорить о форме,
развлечениях и качествах Верховной Личности Бога. Эти
повествования всегда свежи, сколько бы их ни повторяли,
и поэтому преданные вновь и вновь к ним возвращают-
ся. Когда человек попадает в то место, где непрерывно
течет река нектара повествований об играх Господа, он
забывает о голоде и жажде, не поддается больше влиянию
иллюзии, скорби и замешательства. В «Шримад-Бхагава-
там» тому есть множество примеров.
Нарада Муни, давая наставления Шри Вьясадеве,
рассказывает историю своей жизни. В предыдущей жизни
Нарада Муни повстречал великих преданных (бхакти-
ведант), и услышал из их уст повествования о качествах,
играх и форме Верховной Личности Бога. Только од-
нажды ему довелось попробовать остатков их пищи, но
благодаря этому желание слушать о Кришне полностью
пробудилось в его сердце. Таково влияние чистого предан-
ного. О таком влиянии говорит в комментарии, который
мы только что прочли, Шрила Прабхупада: «Мы хотим
воспитывать чистых преданных, чтобы другие люди могли
получить пользу, общаясь с ними. Тогда количество чис-
тых преданных будет увеличиваться. Профессиональные
проповедники не могут воспитать чистых преданных».
О том, что повествования о Господе и Его преданных
следует рассказывать, не требуя за это вознаграждения,
говорится также и в «Шримад-Бхагаватам» (4.12.49), в
том месте, где описывается жизнь Дхрувы Махараджа. В
комментарии