Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 69 ------

Лекции по Чайтанья Чаритамрите - Страница 69

служения, вставать

рано поутру, посещать мангала-арати и ежедневно читать

«Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Так можно

очиститься от всей материальной скверны.

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам

хришикена хришикеша-

севанам бхактир учйате

«Человек, который занимается бхакти, преданным слу-

жением, занимает все свои чувства служением Верховной

Личности Бога, повелителю всех чувств. Когда духовная

душа служит Всевышнему, возникают два побочных

следствия этого служения—живое существо избавляется

от всех материальных обозначений, и ее чувства очи-

щаются—просто благодаря тому, что задействованы в

служении Господу» («Нарада-панчаратра»)*.

Показное служение Господу не принесет человеку

блага. Нужно быть чистым преданным и придерживать-

326

Шри Чайтанья-чаритамрита

ся правил процесса преданного служения. Только такой

преданный способен привлекать к преданному служению

других. Шри Чайтанья Махапрабху практиковал пре-

данное служение Сам и проповедовал его другим (апани

ачари’ бхакти карила прачара). Если преданный сам ведет

себя должным образом, он сможет привлечь к сознанию

Кришны других людей. Иначе его проповедь не принесет

плодов.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Есть три

категории преданных: акама (те, у кого нет желаний),

мокшакама (те, кто хотят освобождения) и сарва-кама (те,

кто стремятся к материальному совершенству). В стихе из

«Нарада-панчаратры», который мы только что прочли,

речь идет об акаме, преданном, у которого нет желаний.

К общению с таким преданным нужно стремиться, потому

что он кришна-бхакта—нишкама, атаева ‘шанта’—«всег-

да умиротворен, так как не имеет желаний» (Ч.-ч., Мад-

хья-лила, 19.149). О таком преданном говорится также в

«Чайтанья-чаритамрите»:

бхукти-мукти-сиддхи-сукха чхадайа йара гандхе

алаукика шакти-гуне кришна-крипайа бандхе

«Чистое преданное служение такое возвышенное, что под

его влиянием человек легко забывает о счастье, которое

дарует материальное наслаждение, освобождение и совер-

шенство в мистике и йоге. Преданного связывает милость

Кришны и Его невероятное могущество и качества» (Ч.-ч.,

Мадхья 24.39).

Преданный хочет одного—доставлять удовольствие

Верховному Господу. Такой чистый преданный, как сказа-

но в рассматриваемом стихе, не может жить без того, что-

327

Шри Чайтанья-чаритамрита

бы слушать о славе Господа. Человек должен стремиться

получить пыль с лотосных стоп такого преданного. Об

этом говорил Джада Бхарата в беседе с Махараджей Ра-

хуганой: «Кто же эти великие чистые преданные? В кругу

таких преданных никогда не услышишь разговоров на

мирские темы—о политике, жизни общества и тому по-

добном. Чистые преданные беседуют только о качествах,

воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они

всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неос-

лабным вниманием. Общаясь с чистыми преданными и

смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться

с безличным Брахманом, со временем откажется от этого

намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве»

(Бхаг., 5.12.13). Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагава-

там» также говорит об этом:

сатам айам сара-бхритам нисарго

йад-артха-вани-шрути-четасам апи

прати-кшанам навйа-вад ачйутасйа йат

стрийа витанам ива садху варта

«Парамахамсы, преданные, которые осознали смысл

жизни, глубоко привязаны к Кришне, который является

целью из жизни. Все время говорить о Кришне естественно

для них, точно так же, как для материалиста естественно

говорить о женщинах и сексе» (Бхаг., 10.13.2).

От показного следования правилам и предписаниям

пользы не будет. Шрила Прабхупада говорит в своем

комментарии (Ч.-ч., Мадхья-лила, 24.98): «Когда служе-

ние Господу показное, это не принесет человеку блага.

Нужно самому быть чистым преданным и придерживаться

требований процесса преданного служения. Только такой

328

Шри Чайтанья-чаритамрита

преданный сможет привлечь к преданному служению дру-

гих. Шри Чайтанья Махапрабху практиковал преданное

служение Сам и проповедовал его другим (апани ачари’

бхакти карила прачара)». Общаясь с теми преданными,

которые любят слушать о Кришне и воспевать Его славу,

человек может очиститься от материального оскверне-

ния.

«Шримад-Бхагаватам» (4.29.39-40) Нарада Муни

говорит: «Дорогой царь, если человек окажется там, где

живут чистые преданные, которые, следуя всем правилам

и предписаниям, очистили свое сознание и с огромным

энтузиазмом слушают и пересказывают повествования,

прославляющие Верховную Личность Бога, и если ему

посчастливится услышать этот нектар, который, как

воды реки, непрерывно льется из их уст, то он забудет о

потребностях тела, таких, как голод и жажда, и избавит-

ся от страха, скорби и иллюзии». Вот что происходит,

когда человек появляется там, где присутствует чистый

преданный.

Джада Бхарата говорит об этом так: «О царь Рахуга-

на, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому

выпала удача осыпать свое тело пылью с лотосных стоп

великих преданных. Чтобы приблизиться к Абсолютной

Истине, недостаточно хранить обет безбрачия [брахмача-

рью], добросовестно выполнять обязанности домохозяина,

покинуть дом и стать ванапрастхой, принять санньясу или

же предаваться суровой аскезе (например, зимой стоять

в холодной воде, а летом сидеть под палящим солнцем в

окружении костров). Есть еще много методов, с помощью

которых люди пытаются постичь Абсолютную Истину,

однако Абсолютная Истина открывается только тому, кто

удостоился милости великого преданного» (5.12.12).

329

Шри Чайтанья-чаритамрита

Чистый преданные хочет одного—говорить о форме,

развлечениях и качествах Верховной Личности Бога. Эти

повествования всегда свежи, сколько бы их ни повторяли,

и поэтому преданные вновь и вновь к ним возвращают-

ся. Когда человек попадает в то место, где непрерывно

течет река нектара повествований об играх Господа, он

забывает о голоде и жажде, не поддается больше влиянию

иллюзии, скорби и замешательства. В «Шримад-Бхагава-

там» тому есть множество примеров.

Нарада Муни, давая наставления Шри Вьясадеве,

рассказывает историю своей жизни. В предыдущей жизни

Нарада Муни повстречал великих преданных (бхакти-

ведант), и услышал из их уст повествования о качествах,

играх и форме Верховной Личности Бога. Только од-

нажды ему довелось попробовать остатков их пищи, но

благодаря этому желание слушать о Кришне полностью

пробудилось в его сердце. Таково влияние чистого предан-

ного. О таком влиянии говорит в комментарии, который

мы только что прочли, Шрила Прабхупада: «Мы хотим

воспитывать чистых преданных, чтобы другие люди могли

получить пользу, общаясь с ними. Тогда количество чис-

тых преданных будет увеличиваться. Профессиональные

проповедники не могут воспитать чистых преданных».

О том, что повествования о Господе и Его преданных

следует рассказывать, не требуя за это вознаграждения,

говорится также и в «Шримад-Бхагаватам» (4.12.49), в

том месте, где описывается жизнь Дхрувы Махараджа. В

комментарии

Навигация:

Страница 71
Страница 70
-- Страница 69 --
Страница 68
Страница 67