умиротворенный, и Ты—господин монистов» (ёхаг.,
как говорит царица Кунти, богатством материально 1.8.27).
нищих. У преданного Господа нет ничего, кроме Комментарий Шрилы Прабхупады: Прогресс в
лотосных стоп Господа, и он этим полностью материальном видении, то есть прогресс материаль-
удовлетворен. В «ёхагаватам» говорится: «Господь, ной цивилизации,—камень преткновения на пути
Верховная Личность ёога, становится очень дорог духовного прогресса. Материальный прогресс
преданным, которые не имеют никакой материальной заковывает живое существо в цепи материального
собственности, но обладают даром преданного тела, что приводит к всевозможным материальным
служения, приносящим им счастье. Служение таких страданиям. Этот материальный прогресс называется
преданных доставляет Господу подлинное наслаж- анартхой—тем, что нежелательно. И это действи-
дение» (ёхаг., 4.31.21). Цель жизни, ее совершенство тельно так. Находясь на данной ступени материального
в том, чтобы доставить Господу удовольствие, и мы прогресса, люди пользуются губной помадой по
все должны к этому стремиться. пятьдесят центов за штуку и множеством других
нежелательных вещей, порождаемых материальной
концепцией жизни. Уделяя внимание этим нежела-
29 июня 2003 года, Москва тельным вещам, мы впустую растрачиваем свою
«Учение царицы Кунти»
энергию, не достигая духовного осознания—самого
«Шримад-ёхагаватам» (1.8.27)
важного в человеческой жизни. Попытки достичь
Луны—еще один пример бессмысленной траты
энергии, потому что даже если люди доберутся до
Конечно, поддерживать душу в теле необхо-
димо, и это можно назвать потребностью, но Луны, проблемы жизни так и останутся нере-
едва ли «жизненной», поскольку душа живет шенными.
и без тела. Когда преданный посвящает себя Преданных Господа называют акинчана, так как
удовлетворению подлинных потребностей, он
они практически не имеют материальной соб-
обретает бессмертие.
ственности. Mатериальная собственность—порож-
дение трех гун материальной природы. Она поглощает
намо ’кинчана-виттайа нивритта-гуна-вриттайе
атмарамайа шантайа каивалйа-патайе намах духовную энергию, и чем меньше продуктов мате-
риальной природы принадлежит нам, тем большие
«О богатство материально нищих, я склоняюсь перед возможности мы получаем для духовного прогресса.
232 233
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
Господь, Верховная Личность, не связан непо- умозрительного философствования. ёеспримесные
средственно с материальной деятельностью. Все Его преданные и Господь трансцендентно привязаны друг
деяния и поступки даже в этом материальном мире к другу. Что касается остальных, то Господь не может
духовны и не несут в себе привязанности к гунам отвечать им взаимностью. Поэтому Его называют
материальной природы. В «ёхагавад-гите» Господь атмарамой, находящим удовлетворение в самом себе.
говорит, что все Его деяния, и даже Его появление в Он самоудовлетворен, и Он—господин всех мо-
материальном мире и уход из него, трансцендентны, нистов, ищущих слияния с бытием Господа. Tакие
и тот, кто в совершенстве осознал это, больше не монисты сливаются с сиянием Личности Господа—
рождается в материальном мире, а возвращается к брахмаджйоти, но преданные принимают участие
ёогу.