в трансцендентных играх Господа, которые ни в коем
Mатериальная болезнь возникает из-за влечения случае нельзя считать материальными.
к материальной природе и желания господствовать
над ней. Tакое стремление является следствием Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Эти
взаимодействия трех материальных гун, но ни прекрасные молитвы царицы Кунти описывают
Господь, ни Его преданные не привязаны к этому качества бескорыстных преданных Господа. В своем
ложному наслаждению. Поэтому Господа и Его комментарии Шрила Прабхупада называет дос-
преданных называют нивртта-гуна-вртти. Вер- тижения материальной цивилизации анартхами и
ховный Господь—совершенный нивртта-гуна- объясняет, как материальный прогресс препятствует
вртти, потому что Он никогда не прельщается гунами духовному продвижению. В качестве примера
материальной природы, тогда как живые существа совершенно ненужных материальных достижений он
склонны к этому. Некоторые из них попадают в упоминает губную помаду за полдоллара. В другом
ловушку иллюзорной привлекательности мате- комментарии Шрила Прабхупада, описывая образ
риальной природы. мыслей человека, привязанного к современным
Поскольку Господь принадлежит Своим пре- материальным достижениям и не представляющего
данным, а преданные, в свою очередь, принадлежат себе, как без них можно жить, использует выражение
Господу, они, безусловно, трансцендентны к гунам «излишние потребности». Он употребляет его, потому
материальной природы. Это естественное заклю- что кроме излишних потребностей, существуют еще
чение. ёеспримесные преданные отличаются от тех, и подлинные, нематериальные потребности. «Можно
чья преданность имеет примеси, то есть: тех, кто приложить много усилий, чтобы попасть на Луну,—
обращается к Господу, чтобы уменьшить свои говорит Шрила Прабхупада,—но какая от этого
страдания, избавиться от нужды, а также тех, кто польза? Это не поможет решить насущные жизненные
обращается к Нему из любопытства или под влиянием проблемы». Прабхупада часто подчеркивал, что
234 235
Милость в наставлениях «Учение царицы Кунти»
самыми важными проблемами являются рождение, более чем украшениями на трупе, и годны только на
смерть, старость и болезни. Если мы сосредоточимся то, чтобы ублажать толпу [«Хари-бхакти-судходая»,
на решении временных материальных проблем, то 3.11].
наше внимание отвлечется от решения проблем Этот и многие другие стихи свидетельствуют о
постоянных. Говинда дас говорит об этом так в своей том, что человек, который тратит драгоценное время
песне «ёхаджаху ре мана Шри Нанда-нандана» (3): в погоне за временными материальными дости-
жениями, понапрасну растрачивает свою жизнь.
э дхана, йаубана, путра, париджана
итхе ки ачхе паратири ре
ким праматтасйа бахубхих
камала-дала-джала, дживана таламала