Глядя на страдания больше похож на работу кузнеца. Кузнец берет в руки
обусловленных душ, Адвайта Ачарья сокрушался: «Кто молот, взмах, удар по наковальне—бумс, и всё готово».
90 91
Милость в наставлениях «Чайтанья-ёхагавата»
Шри Чайтанья Махапрабху дал нам этот метод, потому любовью. Кришна всецело подчиняется любви Своих
что заботился о благополучии всех живых существ и преданных, полностью удовлетворяя все их по-
хотел, чтобы все они могли освободиться от об- таенные желания. Господь никогда, ни на одно
условленного существования и вернуться в духовный мгновение, не оставляет их. Преданные, в свою
мир. Он не требовал, чтобы мы сначала заслужили очередь, любят Его, служат Ему с любовью, не
право следовать путем бхакти-йоги, совершая в испытывая ни материальной скорби, ни голода, ни
течение миллионов лет благочестивые поступки. страха. В духовном мире время не властно над
Рамананда Рай в беседе с Господом Чайтаньей живыми существами, оно проявляется там как вечная
говорил: «Чистое преданное служение невозможно новизна и вечное бытие, оно слуга, помогающий
получить благодаря благочестивым действиям, даже Господу в Его играх, в духовном мире у времени нет
если совершать их миллионы жизней. Чистому другого предназначения. Собственно, помогать
преданному служению есть только одна цена— Господу в Его вечных лилах—единственное пред-
страстное желание его получить. Где бы вы ни назначение каждого в духовном мире. Лилы Господа
увидели чистое преданное служение, немедленно на духовных планетах никогда не кончаются. Кришна
ступайте туда и не задумываясь приобретайте». говорит: «Тот, кто попадает в духовный мир, никогда
Только страстное желание дает право обрести не возвращается в мир материальный. Духовный
чистое бхакти, и Господь Чайтанья явился в этот мир мир—Моя высшая обитель». Когда мы слышим об
именно для того, чтобы пробудить в сердцах живых этом впервые, в нашем сердце пробуждается некоторая
существ такое страстное желание. Он проявлял привязанность к Кришне.
экстатическую любовь к ёогу, царящую в духовном В материальном мире мы забывали о Кришне в
мире, и так, Своим примером и Своим учением, течение многих миллионов жизней. Шрила Пра-
пробуждал в людях желание ее обрести. «Как бхупада приводит пример человека, заболевшего
прекрасна и удивительна любовь к ёогу!»—думал амнезией. У него есть и семья, и друзья, но он не
каждый, кому доводилось хотя бы раз повстречать помнит о них. Они навещают его, ласково и терпеливо
Шри Чайтанью Махапрабху. помогая восстановить память: «Папа, ты меня
Когда человек приходит в храм в первый раз, то помнишь? Я твой сын. Помнишь, как мы вместе
сразу чувствует как удивительно преданное служение, ходили плавать на озеро?—и он описывает это
как прекрасно слушать о Кришне, о Голоке Вриндаване, озеро.—Помнишь, с нами часто ходили мои друзья?»
о вечной обители Господа, которой мы все при- Слушая сына, отец мало-помалу восстанавливает
надлежим, о Вайкунтхе, где не бывает тревог, о мире, память. Обусловленные живые существа тоже
где Кришна играет со Своими друзьями-пастушками, потеряли память, начисто забыв о Кришне,