убеждать кого либо в том, что он смиренный. Пре-
данный, который считает себя ничтожнее соломы, лежащей
на дороге, более терпелив, чем дерево, не стремится к пре-
стижу и всегда готов оказать почтение другим, воистину сми-
ренный.
Почтительность по отношению ко всем — еще одно от-
личительное качество по-настоящему смиренной души. Та-
кой человек видит всех живых существ как слуг Господа и
стремится разжечь в них тлеющую искру сознания Криш-
ны. Разве может он относиться к ним пренебрежительно?
Но если человек ведет себя смиренно только для того, что-
бы окружающие это заметили и должным образом оценили,
это фальшивое смирение. Когда такой человек замечает сми-
рение в ком-то другом, он начинает подозревать, что на его
долю всеобщего уважения посягают, и тогда от его кротос-
ти не остается и следа: «Я гораздо смиреннее вас. Куда вам
до меня. Уйдите и не мешайте людям восхищаться истинным
смирением».
Как развить в себе хорошие качества
Краснодар, июнь 1996 года
«Шримад-Бхагаватам», 3.29.18
адхйатмиканушраеанан
нама-санкиртанач ча ме
арджавенарйа-сангена
нираханкрийайа татха
Преданный должен стараться слушать только разговоры на
духовные темы и все время повторять святое имя Господа.
В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым
и держаться просто. Хотя преданный ни к кому не питает
вражды и ко всем относится дружелюбно, ему следует избе-
гать общества тех, кто находится на низком уровне духов-
ного развития.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Чтобы духовно про-
грессировать, необходимо слушать людей, сведущих в духов-
ной науке. Тот, кто стремится ощутить реальность духовной
жизни, должен строго следовать регулирующим принципам
и держать под контролем свои чувства. Чтобы обуздать чув-
ства, необходимо избегать насилия над другими живыми су-
ществами, быть правдивым, не воровать, воздерживаться от
половых отношений и иметь в своем распоряжении только
то, что абсолютно необходимо для поддержания жизни. Пре-
данный не должен переедать, копить ненужные вещи, вести
пустые разговоры с мирскими людьми и превращать следо-
вание правилам священных писаний в самоцель. Правилам
и предписаниям нужно следовать только для того, чтобы до-
биться прогресса в духовной жизни.
В «Бхагавад-гите» перечислены восемнадцать качеств
преданного, одним из которых является простота. Предан-
ный должен быть очень смиренным, не требовать, чтобы ему
оказывали незаслуженные почести, и не причинять вреда дру-
гим живым существам. Аманитвам адамбхитвам ахимса. Он
должен быть терпеливым и простым в обращении, ему сле-
дует принять духовного учителя и обуздать свои чувства. Об
этом говорится в данном стихе и в «Бхагавад-гите». Предан-
ный должен слушать советы и наставления сведущих людей,
которые помогут ему в духовном развитии; эти наставления
нужно получить от ачарьи и неукоснительно следовать им.
В этом стихе особо подчеркивается: нама-санкиртанач
ча — необходимо повторять святые имена Господа: Харе
Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе
Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — либо наедине с
самим собой, либо в обществе других преданных. Господь
Чайтанья придавал особое значение повторению святых имен
Господа, отводя ему роль движущей силы духовного разви-
тия. Здесь также употреблено слово арджавена, что значит
«чуждый дипломатии». Преданный не должен строить пла-
ны для достижения каких-либо корыстных целей. Разуме-
ется, иногда, под надлежащим руководством, проповедники,
ради исполнения миссии Господа, действуют по заранее на-
меченному плану. Но во всем, что касается личных интере-
сов, преданный должен избегать дипломатии и не общаться с
людьми, которые не занимаются духовной практикой. Здесь
также употреблено слово арйа. Ариями называют людей, ко-
торые сочетают духовный прогресс в сознании Кришны с ма-
териальным прогрессом. Разница между ариями и неариями,
или сурами и асурами, заключается в уровне духовного раз-
вития тех и других. Преданным не рекомендуется общаться
с людьми, стоящими на низком уровне духовного развития.
Господь Чайтанья советовал: асат-санга-тйага — преданно-
му не следует общаться с теми, кто привязан к преходящему.
Словом асат называют человека, чрезмерно привязанного
к материальному, то есть того, кто не является преданным
Господа и привязан к общению с женщинами и материаль-
ным наслаждениям. Согласно вайшнавской философии, та-
кой человек должен считаться персоной нон грата.
Преданный никогда не должен гордиться своими дости-
жениями. Настоящего преданного всегда отличают кротость
и смирение. Даже достигнув очень высокого уровня духов-
ного развития, он остается кротким и смиренным. Этому на
своем примере учили нас Кавираджа Госвами и другие вай-
шнавы. Чайтанья Махапрабху говорил, что преданный дол-
жен быть смиреннее придорожной травы и терпеливее де-
рева. Он не должен гордиться собой или кичиться своими
достоинствами. Тогда он наверняка добьется успеха в духов-
ной жизни.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь Капи-
ладев дает здесь наставления о том, как должны вести се-
бя преданные и какими качествами они должны обладать.
Преданный должен говорить только о духовном и все вре-
мя повторять святое имя Господа. В отношениях с людьми
он должен быть честным, прямым и держаться просто. Хо-
тя преданный ни к кому не питает вражды и ко всем отно-
сится дружелюбно, ему следует избегать общества тех, кто
находится на низком уровне духовного развития.
Шрила Прабхупада подробно рассматривает каждое из
этих, несомненно важных для преданного, качеств. В «Шри-
мад-Бхагаватам» и другой вайшнавской литературе очень
часто встречаются стихи, описывающие образ мыслей и по-
ступки преданных. Такие стихи помогают понять, как пре-
данный должен себя вести и как он должен улучшить свое
поведение. Но, в то же самое время, в «Шримад-Бхагаватам»
есть стихи, где говорится, что все хорошие качества развива-
ются у того, кто стал преданным Господа, сами собой. Какое
же из этих двух утверждений справедливо? С одной сторо-
ны говорится, что если я стану преданным, все хорошие ка-
чества разовьются во мне сами собой. Зачем тогда в писани-
ях содержится так много правил, регулирующих