Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 23

убеждать кого либо в том, что он смиренный. Пре-

данный, который считает себя ничтожнее соломы, лежащей

на дороге, более терпелив, чем дерево, не стремится к пре-

стижу и всегда готов оказать почтение другим, воистину сми-

ренный.

Почтительность по отношению ко всем — еще одно от-

личительное качество по-настоящему смиренной души. Та-

кой человек видит всех живых существ как слуг Господа и

стремится разжечь в них тлеющую искру сознания Криш-

ны. Разве может он относиться к ним пренебрежительно?

Но если человек ведет себя смиренно только для того, что-

бы окружающие это заметили и должным образом оценили,

это фальшивое смирение. Когда такой человек замечает сми-

рение в ком-то другом, он начинает подозревать, что на его

долю всеобщего уважения посягают, и тогда от его кротос-

ти не остается и следа: «Я гораздо смиреннее вас. Куда вам

до меня. Уйдите и не мешайте людям восхищаться истинным

смирением».

Как развить в себе хорошие качества

Краснодар, июнь 1996 года

«Шримад-Бхагаватам», 3.29.18

адхйатмиканушраеанан

нама-санкиртанач ча ме

арджавенарйа-сангена

нираханкрийайа татха

Преданный должен стараться слушать только разговоры на

духовные темы и все время повторять святое имя Господа.

В отношениях с людьми он должен быть честным, прямым

и держаться просто. Хотя преданный ни к кому не питает

вражды и ко всем относится дружелюбно, ему следует избе-

гать общества тех, кто находится на низком уровне духов-

ного развития.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Чтобы духовно про-

грессировать, необходимо слушать людей, сведущих в духов-

ной науке. Тот, кто стремится ощутить реальность духовной

жизни, должен строго следовать регулирующим принципам

и держать под контролем свои чувства. Чтобы обуздать чув-

ства, необходимо избегать насилия над другими живыми су-

ществами, быть правдивым, не воровать, воздерживаться от

половых отношений и иметь в своем распоряжении только

то, что абсолютно необходимо для поддержания жизни. Пре-

данный не должен переедать, копить ненужные вещи, вести

пустые разговоры с мирскими людьми и превращать следо-

вание правилам священных писаний в самоцель. Правилам

и предписаниям нужно следовать только для того, чтобы до-

биться прогресса в духовной жизни.

В «Бхагавад-гите» перечислены восемнадцать качеств

преданного, одним из которых является простота. Предан-

ный должен быть очень смиренным, не требовать, чтобы ему

оказывали незаслуженные почести, и не причинять вреда дру-

гим живым существам. Аманитвам адамбхитвам ахимса. Он

должен быть терпеливым и простым в обращении, ему сле-

дует принять духовного учителя и обуздать свои чувства. Об

этом говорится в данном стихе и в «Бхагавад-гите». Предан-

ный должен слушать советы и наставления сведущих людей,

которые помогут ему в духовном развитии; эти наставления

нужно получить от ачарьи и неукоснительно следовать им.

В этом стихе особо подчеркивается: нама-санкиртанач

ча — необходимо повторять святые имена Господа: Харе

Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе

Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — либо наедине с

самим собой, либо в обществе других преданных. Господь

Чайтанья придавал особое значение повторению святых имен

Господа, отводя ему роль движущей силы духовного разви-

тия. Здесь также употреблено слово арджавена, что значит

«чуждый дипломатии». Преданный не должен строить пла-

ны для достижения каких-либо корыстных целей. Разуме-

ется, иногда, под надлежащим руководством, проповедники,

ради исполнения миссии Господа, действуют по заранее на-

меченному плану. Но во всем, что касается личных интере-

сов, преданный должен избегать дипломатии и не общаться с

людьми, которые не занимаются духовной практикой. Здесь

также употреблено слово арйа. Ариями называют людей, ко-

торые сочетают духовный прогресс в сознании Кришны с ма-

териальным прогрессом. Разница между ариями и неариями,

или сурами и асурами, заключается в уровне духовного раз-

вития тех и других. Преданным не рекомендуется общаться

с людьми, стоящими на низком уровне духовного развития.

Господь Чайтанья советовал: асат-санга-тйага — преданно-

му не следует общаться с теми, кто привязан к преходящему.

Словом асат называют человека, чрезмерно привязанного

к материальному, то есть того, кто не является преданным

Господа и привязан к общению с женщинами и материаль-

ным наслаждениям. Согласно вайшнавской философии, та-

кой человек должен считаться персоной нон грата.

Преданный никогда не должен гордиться своими дости-

жениями. Настоящего преданного всегда отличают кротость

и смирение. Даже достигнув очень высокого уровня духов-

ного развития, он остается кротким и смиренным. Этому на

своем примере учили нас Кавираджа Госвами и другие вай-

шнавы. Чайтанья Махапрабху говорил, что преданный дол-

жен быть смиреннее придорожной травы и терпеливее де-

рева. Он не должен гордиться собой или кичиться своими

достоинствами. Тогда он наверняка добьется успеха в духов-

ной жизни.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Господь Капи-

ладев дает здесь наставления о том, как должны вести се-

бя преданные и какими качествами они должны обладать.

Преданный должен говорить только о духовном и все вре-

мя повторять святое имя Господа. В отношениях с людьми

он должен быть честным, прямым и держаться просто. Хо-

тя преданный ни к кому не питает вражды и ко всем отно-

сится дружелюбно, ему следует избегать общества тех, кто

находится на низком уровне духовного развития.

Шрила Прабхупада подробно рассматривает каждое из

этих, несомненно важных для преданного, качеств. В «Шри-

мад-Бхагаватам» и другой вайшнавской литературе очень

часто встречаются стихи, описывающие образ мыслей и по-

ступки преданных. Такие стихи помогают понять, как пре-

данный должен себя вести и как он должен улучшить свое

поведение. Но, в то же самое время, в «Шримад-Бхагаватам»

есть стихи, где говорится, что все хорошие качества развива-

ются у того, кто стал преданным Господа, сами собой. Какое

же из этих двух утверждений справедливо? С одной сторо-

ны говорится, что если я стану преданным, все хорошие ка-

чества разовьются во мне сами собой. Зачем тогда в писани-

ях содержится так много правил, регулирующих

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21