поведение,
и чему я должен уделять больше внимания: тому, как стать
преданным, или тому как развить хорошие качества? Нужно
стать преданным, а хорошие качества не замедлят проявить-
ся. Сами по себе они не является целью.
В «Шримад-Бхагаватам» много стихов, которые обраща-
ют внимание на то, что даже если человек обладает заме-
чательными качествами, но не является преданным Господа,
всем им грош цена. Человек может быть простым и чисто-
сердечным, но если он не предан Господу, все эти качества
ничего не стоят. В Седьмой Песни «Шримад-Бхагаватам» го-
ворится, что даже если человек обладает всеми качествами
брахмана, но с неприязнью относится к преданному служе-
нию, его нельзя даже сравнивать с преданным, который, хоть
и рожден в семье собакоедов, неприкасаемых, но полностью
посвятил свое тело, ум и речь служению Кришне. Положе-
ние такого преданного намного выше положения так назы-
ваемого брахмана, поскольку общение с ним может очистить
любого, тогда как псев^о-брахман, ослепленный ложной гор-
достью, не в силах очистить даже самого себя. Это выска-
зывание подчеркивает, насколько важно стать преданным.
И, очевидно, что в стихе, который произносит здесь Господь
Капиладева, говорится о качествах, которые развиваются в
результате следования процессу преданного служения. Хотя
другие и превозносят его качества, сам преданный никогда
не думает, что достиг высокого уровня в преданном служе-
нии. В действительности он вообще не считает себя предан-
ным. Он лишь стремится стать преданным, поскольку пони-
мает, что все еще полон недостатков.
Когда по милости чистого преданного Господа и благода-
ря общению с ним, человек получает возможность служить
Господу, преданный обучает его, как выполнять служение и
вести себя согласно правилам поведения вайшнавов. Он спо-
собен сделать это, так как учит своим примером. В этом и
состоит ценность общения с преданными Господа. Общаясь
с ними, можно не только услышать о том, как нужно себя
вести, но и увидеть это собственными глазами. Это очень мо-
гущественный вид проповеди Сознания Кришны. Когда сло-
ва человека не расходятся с его поступками, они производят
на людей глубокое впечатление, поскольку они видят перед
собой наглядный пример. Ясно, что такой человек, пропове-
дуя славу преданного служения, ни к кому не питает враж-
ды и дружелюбен ко всем живым существам. Но если слова
преданного расходятся с его поведением, он и сам чувству-
ет себя крайне неуверенно, и проповедь его звучит неубеди-
тельно.
Очень часто во время лекций меня спрашивают: «Разве
можно идти к людям и убеждать их следовать процессу пре-
данного служения, если сами мы не являемся преданными в
полном смысле этого слова?» Иногда бывает и так, что кто-
нибудь, наблюдая за отношениями между преданными в хра-
ме, задается вопросом: «Зачем проповедовать и приглашать
людей в храмы, если мы сами не следуем тому, чему пыта-
емся учить других?» Если люди не увидят достойного приме-
ра, им будет очень трудно поверить в действенность филосо-
фии Сознания Кришны. Шрила Прабхупада часто говорил,
что пример более важен нежели поучения. Когда человек ви-
дит преданного, который ощутил вкус служения Кришне, он
само собой привлекается преданным служением. Это и есть
Сознание Кришны. Кришна всепривлекающ, и поэтому пре-
данный, который осознал Его, тоже становится необычайно
привлекательным.
Кришна Сам следит за тем, чтобы сердце Его преданно-
го оставалось чистым. Такой преданный постоянно думает о
Кришне и служит Ему. Он также всегда заботится о благе
других. Кришна говорит об этом в двенадцатой главе «Бха-
гавад-гиты»:
адвешта сарва-бхутанам
майтрах каруна эва ча
нирмамо нираханкарах
сама-духкха-сукхах килами
сантуилтах сататам йоги
ятатма дридха-нишчаях
майи-арпита-мано-буддхир
йо мад-бхактах са ме приях
«Тот, кто не завистлив, но добрый друг всем живым сущест-
вам, кто не считает себя владельцем чего-либо и свободен от
ложного эго, кто не меняется в счастье и в несчастье, кто
снисходителен, всегда удовлетворен, кто владеет собой и с
решимостью отдает себя преданному служению, и чьи ум и
разум сосредоточены на Мне — такой преданный очень до-
рог Мне» (Б.-г., 12.13-14).
Вайшнав заботится о благе всех живых существ, и это
привлекает к нему людей. Он всегда думает о Кришне и о
том, как Ему служить. Он проповедует собственным приме-
ром. Такой преданный дает возможность увидеть, насколько
привлекателен Кришна.
Для того, чтобы достичь успеха в проповеди созна-
ния Кришны, преданный должен получить милость Господа.
Только она способна полностью очистить сердца тех, кому
он проповедует. Сам преданный никогда не думает, что спо-
собен произвести изменения в сердцах окружающих, он зна-
ет, что Кришна присутствует в сердце каждого, и только Он
в силах их очистить. Преданному никогда не придет в голо-
ву мысль: «Я нахожусь в сердце каждого». Проповедник дол-
жен понимать, что в сердцах всех живых существ находит-
ся Верховный Господь. Этому утверждению Господь Капила
уделяет особое внимание. Он говорит: «Я пребываю в серд-
цах всех живых существ как Сверхдуша». Тот, кто поклоня-
ется Божеству в храме, но при этом не знает, что Верховный
Господь в форме Параматмы находится в сердце каждого жи-
вого существа, напрасно тратит время. Ео следует считать
глубоко погрязшим в невежестве и можно сравнить с чело-
веком, который, совершая ягъю, предлагает жертвенные да-
ры кучке пепла.
Когда преданный распространяет сознание Кришны, он
не думает, что проповедует он, что именно благодаря ему
люди принимают процесс преданного служения и становят-
ся преданными. Нет, он знает, что в сердце каждого живого
существа присутствует Сверхдуша, и поэтому молится Гос-
поду: «Пожалуйста, проявись в моих словах, чтобы я смог
убедить этого человека обратиться к Тебе». Сверхдуша вы-
полняет желания каждого, и, если живое существо хочет за-
быть о Кришне, Она выполнит это желание. Но если живое
существо обращает свой взор к Кришне,