Он рассказывает людям о сознании Криш-
ны, и, благодаря своей проповеди и правильному поведению,
поднимается на более высокую ступень. Правильное поведе-
ние имеет не меньшее значение, чем проповедь. Шрила Пра-
бхупада однажды сказал, что пример лучше, чем поучения.
Так какой же пример мы должны показывать? Мы все пре-
красно знаем, что не следует поносить и обзывать предан-
ных. Этому нет места в вайшнава санге. Что происходит, ког-
да человек, охваченный гордостью, начинает ругать других?
Он перестает различать, что хорошо, а что плохо, и теряет
здравый смысл. Такой человек не понимает, что можно го-
ворить, а что нельзя, и говорит все, о чем бы ни подумал.
Он чувствует, что лучше помолчать, но не может удержать
язык. К счастью, после того, как он выговорится, он не чув-
ствует торжества: «Экстаз! Как я ему всыпал! Наконец-то
сделал доброе дело! — Не ощущает он и наплыва возвышен-
ных духовных эмоций. — Вот теперь-то я и в самом деле по-
нимаю, что такое духовное продвижение!» Если в нем оста-
лась хоть крупица разума, он станет горько сожалеть о том,
что его язык не знает удержу. В этом его последняя надежда,
потому что, если он немедленно не раскается в содеянном,
он опустится на еще более низкий уровень. Настоящий пре-
данный не станет никого оскорблять. Не нужно заблуждать-
ся и думать, что это своеобразные лилы, «игры вайшнавов».
В «Чайтанья-чаритамрите» ничего не говорится о таких «ли-
лах». Спонтанность, с какой преданные порой изливают друг
на друга потоки обидных слов, не следует путать со спон-
танностью в преданном служении. Нет. Это лишь гордость.
Гордый не может по достоинству оценить хорошие качества
в людях, и опускается, теряя остатки здравого смысла.
Преданный равнодушен к славе
«Кришна хочет, чтобы весь мир
услышал, какими прекрасными ка-
чествами обладает Его преданный.
Он хочет, чтобы во всем мире знали:
преданный не стремится к почес-
тям».
Преданный полностью зависит от воли Кришны и никогда
не действует по собственной прихоти. Поэтому Господь забо-
тится о том, чтобы ему ничто не угрожало. Преданный крот-
кий и смиренный. Смирение — одно из его наиболее важных
качеств. В «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада дает точное
определение смирения. Смиренным называют того, кто не
стремится к почестям. Тщеславие для материального мира
явление обычное, но кроткий и смиренный не хочет славы.
Обычный человек думает: «Для того, чтобы получить при-
знание, я должен сделать что-нибудь выдающееся. Я про-
славлюсь и буду счастлив». Но преданный понимает, что это
ни к чему. Он действует не ради признания окружающих, он
хочет доставить удовольствие Кришне и больше всего на све-
те хочет Его признания. Но что ценит Кришна? На Кришну
не производит впечатление хорошо сыгранная роль, Ему не
нужны великие свершения. Кришна смотрит на то, что дви-
жет поступками человека. Он ценит преданность, кротость,
смирение преданного и его равнодушие к славе. Эти качест-
ва полностью захватывают внимание Кришны. Господь не
слепой, Он прекрасно видит, что нами движет. Он в наших
сердцах, и нет ничего, что оставалось бы для Него загадкой.
Он читает в сердцах живых существ, как в открытой книге.
Ничто не укроется от Его взгляда. Кришна знает о каждом
нашем желании, причем намного лучше нас самих. Он знает,
о чем именно мы думаем, точно знает, что движет нашими
поступками, следит за всем, и делает это в совершенстве.
ведахам саматитани
вартамамани чарджуна
бхавишьяни ча бхутани
мам ту веда на кашчана
«О Арджуна, будучи Верховной Божественной Личностью,
Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происхо-
дит в настоящем, и все, что еще должно свершиться. Я так-
же знаю всех живых существ — Меня же не знает никто»
(Б.-г., 7.26).
Кришна гораздо лучше знает, что скрыто в наших серд-
цах, чем подчас знаем мы сами. Когда Господь замечает, что
человек хочет славы, Он с легкостью дает ему ее. Но полу-
чив желаемое признание, человек теряет Кришну, ведь если
ему нужна слава, зачем тогда ему Кришна? Тот, кто хочет
славы, не сможет привлечь к себе внимание Кришны. Гос-
подь продолжает за нами наблюдать, и когда замечает, что
нами больше не движет жажда почестей, Он с интересом от-
мечает: «О, слава его больше не привлекает». Как Кришна
поступает с таким преданным? Он его прославляет. Сам пре-
данный к славе больше не стремится, но Кришна хочет его
прославить. Почему? Кришна хочет, чтобы весь мир узнал,
какими прекрасными качествами обладает Его преданный.
Он хочет, чтобы во всем мире знали: преданный не стремит-
ся к почестям.
Преданный всегда необычайно кроток и смиренен. Что-
бы вручить себя Господу, нужно быть смиренным. Доверить-
ся Ему, уповать на Него в любых обстоятельствах это не
что-то надуманное, притворное, о чем можно похвастаться
своим знакомым, убеждая их, что мы полностью вручили
себя Господу. Кто нам поверит, если мы не проявляем при-
знаков души, предавшейся Кришне? Слова немного стоят —
нужно вести себя соответственно. Господь Чайтанья описы-
вает качества, по которым можно узнать предавшуюся душу.
Такой преданный полностью вручил себя Господу и служит
Ему с любовью и преданностью.
Истинное смирение
Днепропетровск, июнь 1996 года
«Шримад-Бхагаватам», 3.29.9
(Ответы на вопросы)
Вопрос: Как отличить истинное смирение от показного?
Ответ: Это очень просто. Если мы мечтаем о том, чтобы
все увидели, какие мы смиренные, то до настоящего смире-
ния нам еще далеко. Истинное смирение проявляется тогда,
когда преданный понимает: «Мне все равно, замечают мое
смирение или нет. Какая мне разница!». Он принимает все,
что с ним происходит, как милость Господа. Преданный твер-
до убежден: раз Господь знает о нем абсолютно все, ему нет
нужды