Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 21

того, кто занимается преданным служением Гос-

поду, само собой развиваются самые лучшие качества, а все

плохое уходит. Почему? Потому что есть возвышенные пре-

данные, которые способны видеть хорошее в каждом живом

существе, и ко всем относятся с почтением, они и помогают

ему на пути сознания Кришны. Они видят Кришну в серд-

цах всех людей и понимают, что если будут искренне про-

поведывать и вдохновлять человека принять путь преданно-

го служения, Кришна из сердца поможет ему продвигаться.

И потом, когда такой человек разовьет в себе стремление

слушать о Господе, Господь Сам очистит его сердце от всех

материальных привязанностей.

шринватам сва-катхах кришнах

пунйа-шравана-киртанах

хридй антах стхо хй абхадрани

видхуноти сухрит сатам

«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма в сердце каждо-

го и благодетель честного преданного — очищает сердце пре-

данного от стремления к материальным наслаждениям, когда

в том развивается потребность слушать Его послания, кото-

рые добродетельны сами по себе, если их правильно слуша-

ют и повторяют» (Бхаг., 1.2.17). Именно так человек может

очиститься от всех привязанностей и недостатков. Что тол-

ку упрекать человека в привязанностях? Разве это поможет?

Нет смысла корить его: «У тебя куча недостатков! Ты та-

кой, ты сякой!» Это поможет? Ни в коем случае. Помочь мы

можем, только если действительно увидим Кришну в сердце

этого человека и вдохновим его слушать о Кришне из на-

ших уст, — тогда Кришна Сам очистит его от привязаннос-

тей. Только так сердце человека становится чистым, только

так он возвышается духовно — благодаря общению с теми,

кто достиг духовной зрелости.

Правильное отношение к преданным предполагает ува-

жение. Как может проповедовать тот, кто даже к предан-

ным относится пренебрежительно? Если человек не спосо-

бен уважать тех, кто уже идет по пути преданного служения,

с каким же пренебрежением он будет относится к обычным

людям! Другая ошибка — считать, что материалисты лучше

преданных. Так порой думают начинающие преданные. Они

видят, что преданные в храме друг друга не уважают и на-

чинают вести себя точно также, а потом приходят к выводу,

что карми и то ведут себя лучше. Они начинают ценить мир-

ские качества материалистов, потому что неспособны оце-

нить духовные качества преданных. Нужно подняться над

этим уровнем, воздерживаться от того, чтобы критиковать

и выискивать недостатки, быть честным перед самим собой,

признать: «Я вижу в преданных одни недостатки и не спосо-

бен по достоинству оценить их хорошие качества. Будет луч-

ше, если я приму прибежище у более продвинутой личности

и научусь видеть в преданных хорошее. Я не уважаю их, и

поэтому не смогу им помочь. О каком успехе в проповеди,

в таком случае, может идти речь?». Об этом говорит Джи-

ва Госвами: «До тех пор, пока уровень сознания каништха-

адхикари не повысится, он для проповеди непригоден». Сам

он не может возвысить других до духовного уровня, но ес-

ли он служит и помогает тем, кто способен это делать, без

сомнения, его деятельность может принести пользу. Так ка-

ништха-адхикари меняет свое умонастроение и поднимается

на более высокий уровень.

Шрила Рупа Госвами объясняет в «Упадешамрите», что

начинающий преданный задает вопросы, а более знающий

ему отвечает. Нужно доверять преданному, к которому вы

обращаетесь. Это вполне естественно. Однако, как возника-

ет это доверие? Человек доверяет тому, кто хорошо к нему

относится, кто в самом деле хочет ему помочь и находится

на более высоком духовном уровне. Такому преданному он

доверяет. Он советуется с ним, потому что знает: к нему бу-

дут справедливы, и даже если отругают, он примет это как

милость Кришны. Почему? Потому что этот преданный по-

казал на примере своих отношений с другими людьми, что

действительно занимает возвышенное положение.

Иногда преданный, занимающий возвышенное положе-

ние, может отчитывать и указывать на недостатки. Но он

имеет на это право, потому что к нему прислушиваются и

его заслуженно уважают. Шрила Прабхупада часто говорил

о том, что уважения к себе не требуют. Вайшнав никогда не

скажет: «Вы что, не видите кто я? Вы должны уважать ме-

ня! Я этого заслуживаю!» Люди уважают его и так, потому

что видят: он настоящий проповедник. Его духовный уровень

проявляется как в проповеди, так и в поведении.

Однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру:

«Одни люди проповедуют, но не ведут себя должным обра-

зом. Другие образцово себя ведут, но не проповедуют. Ты же,

Харидас, и проповедуешь, и показываешь пример правильно-

го поведения, поэтому тебя следует считать духовным учи-

телем всего мира». Харидас являл собой совершенный при-

мер. Он был почтителен со всеми, даже с Кази. После того,

как Харидаса Тхакура жестоко избили и бросили в реку, он

выбрался на берег, продолжая воспевать святое имя Господа.

Когда Кази сообщили об этом, он не поверил и решил убе-

диться сам. Он был полностью уверен, что Харидас мертв, и

поэтому, увидев, как Харидас Тхакур идет по улице и, как ни

в чем ни бывало, воспевает святые имена, Кази понял, что

он великий святой. Он пал перед Харидасом Тхакуром ниц,

прося прощения, но Харидас сказал ему: «Я заслужил худ-

шего наказания, потому что слушал как поносят Верховного

Господа, и остался жить». Харидас не винил Кази за то, что

с ним обошлись так жестоко, он считал, что причиной его

страданий были оскорбления, которые он совершил. «Меня

бил не ты, — сказал Хардиас мусульманскому царю. — Ме-

ня бил Кришна». Харидас Тхакур не лукавил, он, и правда,

так думал.

Оказывать почтение Кришне, пребывающему в сердцах

всех живых существ, не так уж просто. Это отличает про-

двинутого преданного — он проповедует, потому что видит

Кришну повсюду.

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19