того, кто занимается преданным служением Гос-
поду, само собой развиваются самые лучшие качества, а все
плохое уходит. Почему? Потому что есть возвышенные пре-
данные, которые способны видеть хорошее в каждом живом
существе, и ко всем относятся с почтением, они и помогают
ему на пути сознания Кришны. Они видят Кришну в серд-
цах всех людей и понимают, что если будут искренне про-
поведывать и вдохновлять человека принять путь преданно-
го служения, Кришна из сердца поможет ему продвигаться.
И потом, когда такой человек разовьет в себе стремление
слушать о Господе, Господь Сам очистит его сердце от всех
материальных привязанностей.
шринватам сва-катхах кришнах
пунйа-шравана-киртанах
хридй антах стхо хй абхадрани
видхуноти сухрит сатам
«Шри Кришна, Личность Бога — Параматма в сердце каждо-
го и благодетель честного преданного — очищает сердце пре-
данного от стремления к материальным наслаждениям, когда
в том развивается потребность слушать Его послания, кото-
рые добродетельны сами по себе, если их правильно слуша-
ют и повторяют» (Бхаг., 1.2.17). Именно так человек может
очиститься от всех привязанностей и недостатков. Что тол-
ку упрекать человека в привязанностях? Разве это поможет?
Нет смысла корить его: «У тебя куча недостатков! Ты та-
кой, ты сякой!» Это поможет? Ни в коем случае. Помочь мы
можем, только если действительно увидим Кришну в сердце
этого человека и вдохновим его слушать о Кришне из на-
ших уст, — тогда Кришна Сам очистит его от привязаннос-
тей. Только так сердце человека становится чистым, только
так он возвышается духовно — благодаря общению с теми,
кто достиг духовной зрелости.
Правильное отношение к преданным предполагает ува-
жение. Как может проповедовать тот, кто даже к предан-
ным относится пренебрежительно? Если человек не спосо-
бен уважать тех, кто уже идет по пути преданного служения,
с каким же пренебрежением он будет относится к обычным
людям! Другая ошибка — считать, что материалисты лучше
преданных. Так порой думают начинающие преданные. Они
видят, что преданные в храме друг друга не уважают и на-
чинают вести себя точно также, а потом приходят к выводу,
что карми и то ведут себя лучше. Они начинают ценить мир-
ские качества материалистов, потому что неспособны оце-
нить духовные качества преданных. Нужно подняться над
этим уровнем, воздерживаться от того, чтобы критиковать
и выискивать недостатки, быть честным перед самим собой,
признать: «Я вижу в преданных одни недостатки и не спосо-
бен по достоинству оценить их хорошие качества. Будет луч-
ше, если я приму прибежище у более продвинутой личности
и научусь видеть в преданных хорошее. Я не уважаю их, и
поэтому не смогу им помочь. О каком успехе в проповеди,
в таком случае, может идти речь?». Об этом говорит Джи-
ва Госвами: «До тех пор, пока уровень сознания каништха-
адхикари не повысится, он для проповеди непригоден». Сам
он не может возвысить других до духовного уровня, но ес-
ли он служит и помогает тем, кто способен это делать, без
сомнения, его деятельность может принести пользу. Так ка-
ништха-адхикари меняет свое умонастроение и поднимается
на более высокий уровень.
Шрила Рупа Госвами объясняет в «Упадешамрите», что
начинающий преданный задает вопросы, а более знающий
ему отвечает. Нужно доверять преданному, к которому вы
обращаетесь. Это вполне естественно. Однако, как возника-
ет это доверие? Человек доверяет тому, кто хорошо к нему
относится, кто в самом деле хочет ему помочь и находится
на более высоком духовном уровне. Такому преданному он
доверяет. Он советуется с ним, потому что знает: к нему бу-
дут справедливы, и даже если отругают, он примет это как
милость Кришны. Почему? Потому что этот преданный по-
казал на примере своих отношений с другими людьми, что
действительно занимает возвышенное положение.
Иногда преданный, занимающий возвышенное положе-
ние, может отчитывать и указывать на недостатки. Но он
имеет на это право, потому что к нему прислушиваются и
его заслуженно уважают. Шрила Прабхупада часто говорил
о том, что уважения к себе не требуют. Вайшнав никогда не
скажет: «Вы что, не видите кто я? Вы должны уважать ме-
ня! Я этого заслуживаю!» Люди уважают его и так, потому
что видят: он настоящий проповедник. Его духовный уровень
проявляется как в проповеди, так и в поведении.
Однажды Санатана Госвами сказал Харидасу Тхакуру:
«Одни люди проповедуют, но не ведут себя должным обра-
зом. Другие образцово себя ведут, но не проповедуют. Ты же,
Харидас, и проповедуешь, и показываешь пример правильно-
го поведения, поэтому тебя следует считать духовным учи-
телем всего мира». Харидас являл собой совершенный при-
мер. Он был почтителен со всеми, даже с Кази. После того,
как Харидаса Тхакура жестоко избили и бросили в реку, он
выбрался на берег, продолжая воспевать святое имя Господа.
Когда Кази сообщили об этом, он не поверил и решил убе-
диться сам. Он был полностью уверен, что Харидас мертв, и
поэтому, увидев, как Харидас Тхакур идет по улице и, как ни
в чем ни бывало, воспевает святые имена, Кази понял, что
он великий святой. Он пал перед Харидасом Тхакуром ниц,
прося прощения, но Харидас сказал ему: «Я заслужил худ-
шего наказания, потому что слушал как поносят Верховного
Господа, и остался жить». Харидас не винил Кази за то, что
с ним обошлись так жестоко, он считал, что причиной его
страданий были оскорбления, которые он совершил. «Меня
бил не ты, — сказал Хардиас мусульманскому царю. — Ме-
ня бил Кришна». Харидас Тхакур не лукавил, он, и правда,
так думал.
Оказывать почтение Кришне, пребывающему в сердцах
всех живых существ, не так уж просто. Это отличает про-
двинутого преданного — он проповедует, потому что видит
Кришну повсюду.