Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 19

он поклоняется Верховному

Господу только в храме, и поэтому его проповедь

не приносит успеха. О каком успехе может ид-

ти речь, если он не умеет ценить даже предан-

ных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кро-

ме себя, поскольку он слишком горд; при этом

он искренне верит, что достиг высот преданно-

го служения».

сарва-бхутатма-бхавена

бхутавасам харим бхаван

арадхйапа дурарадхйам

вишнос тат парамам падам

Достичь планет Вайкунтхи, духовного царства Господа Ха-

ри, очень трудно, но тебе выпала эта удача — тебе суждено

попасть в обитель Бога, ибо ты поклонялся Ему как выс-

шему прибежищу всех живых существ.

Комментарий Шрилы Прабхупады: Существование матери-

ального тела живого существа обеспечивается тем, что в нем

находятся индивидуальная душа и Сверхдуша. Индивидуаль-

ная душа полностью зависит от Сверх души, которая при-

сутствует всюду, даже в атоме. Поскольку все сущее, как

материя, так и дух, полностью зависит от Верховного Госпо-

да, Сваямбхува Ману называет Его здесь бхутаваса. Будучи

кшатрием, Дхрува Махараджа мог бы возразить своему деду

Ману, когда тот потребовал от него прекратить сражаться с

якшами, что кшатрий обязан сражаться с врагами. Предви-

дя это возражение, Ману напомнил Дхруве Махарадже, что

Верховный Господь пребывает в теле каждого живого су-

щества, которое является таким образом храмом Господа,

поэтому умерщвление живых существ без веских оснований

категорически запрещено.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В коммента-

рии к одиннадцатому стиху девятой главы «Бхагавад-ги-

ты» Шрила Прабхупада пишет: «Джива Госвами говорит,

что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы

или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвиж-

ных живых существах, поэтому преданный-неофит, который

сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти,

форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уваже-

ния к другим живым существам, не получает от такого по-

клонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и

неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-

неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божест-

ву, чем другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти

Тхакур предупреждает нас о том, что такое умонастроение

необходимо изменить. Преданный должен видеть, что по-

скольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце

каждого живого существа, тело каждого из них является хра-

мом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы

относимся к храму Господа, мы должны относится к телам

всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэто-

му мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем».

Есть три уровня преданных Господа. Начинающий пре-

данный основное внимание уделяет поклонению Божеству в

храме, а не служению преданным. Вишванатха Чакраварти

Тхакур советует исправить подобный образ мыслей. Предан-

ный должен понять, что, поскольку Кришна находится в серд-

це каждого живого существа как Параматма, тело любого

живого существа следует считать обителью или храмом Все-

вышнего Господа. С тем же почтением, с каким человек от-

носится к храму Господа, он должен относиться к каждому,

в ком находится Параматма. Уважения заслуживает каждый,

и пренебрегать не следует никем.

В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.26) Господь Ришабхадева

поучает Своих сыновей: «Дорогие Мои сыновья, не питайте

злобы ни к кому из живых существ, будь то движущихся или

неподвижных. Знайте, что Я пребываю в каждом из них, и

всегда выражайте им почтение: тем самым вы будете выра-

жать почтение Мне».

Нужно научиться видеть Кришну в сердце каждого жи-

вого существа. В своих комментариях к Одиннадцатой Пес-

ни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами утверждает,

что до тех пор, пока преданный не научится ценить других

преданных, он не в состоянии будет оказывать почтение всем

живым существам.

ачарйам ева харайе

пуджам йах шраддхайехате

на тад-бхактешу чанйешу

са бхактах пракритах смритах

«Преданного, который с верой поклоняется Божеству в хра-

ме, но не ведет себя должным образом по отношению к дру-

гим преданным или к людям вообще, называют пракрита-

бхактой, материалистичным преданным. Это самый низкий

уровень» (Бхаг., 11.2.47).

Джива Госвами говорит, что если каништха-адхикари не

может по достоинству оценить преданных, что уж говорить о

его отношении к обычным людям. До тех пор, пока его уро-

вень сознания не повысится, для проповеди он совершенно

непригоден. Шрила Джива Госвами пишет: иям ча шраддха

на шастрартхадхарана-джата — «Поскольку каништха-ад-

хикари не имеет твердой веры в ведические писания, он не в

состоянии понять возвышенное положение Верховного Гос-

пода, пребывающего в сердце каждого. Поэтому он не может

ощутить истинной любви к Богу, как не может он и понять

возвышенное положение преданных Господа. Кришна очень

привлекателен, и о Его близких спутниках можно сказать то

же самое, но каништха-адхикари понять это не способен.

Отличительная особенность вайшнава в том, что он все-

гда почтителен по отношению к окружающим — аманена

манадена киртания сада харих. Каништха-адхикари этого

качества лишен начисто, однако если он обретет веру в на-

ставления Вед и попытается понять содержание «Бхагавад-

гиты» и «Шримад-Бхагаватам», то со временем ему удастся

достичь второго и даже первого уровня преданного слу-

жения.

В этом комментарии Шрила Джива Госвами говорит, что

человеку, находящемуся на низшей ступени преданного слу-

жения, если он хочет успешно проповедовать, необходимо до-

стичь уровня преданного второго класса. Он должен созна-

вать, что Господь пребывает в сердцах всех живых существ,

и поэтому нужно быть почтительным со всеми. Преданный

видит, что Кришна пребывает в сердце каждого, и поэтому

ему в голову не может прийти, как можно быть грубым и

непочтительным с кем бы то ни было. Дакша полагал, что

равное ко всем живым существам отношение это недостаток

Господа Шивы, заслуживающий порицания, хотя это качест-

во свидетельствовало о его величии. Господь Шива видел, что

Верховный Господь находится в сердцах всех живых существ,

и поэтому он был так добр к ним, сострадателен и почтите-

лен. Господь Шива был готов выразить почтение Дакше даже

после того, как

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17