он поклоняется Верховному
Господу только в храме, и поэтому его проповедь
не приносит успеха. О каком успехе может ид-
ти речь, если он не умеет ценить даже предан-
ных Господа! Ему нелегко уважать кого-то, кро-
ме себя, поскольку он слишком горд; при этом
он искренне верит, что достиг высот преданно-
го служения».
сарва-бхутатма-бхавена
бхутавасам харим бхаван
арадхйапа дурарадхйам
вишнос тат парамам падам
Достичь планет Вайкунтхи, духовного царства Господа Ха-
ри, очень трудно, но тебе выпала эта удача — тебе суждено
попасть в обитель Бога, ибо ты поклонялся Ему как выс-
шему прибежищу всех живых существ.
Комментарий Шрилы Прабхупады: Существование матери-
ального тела живого существа обеспечивается тем, что в нем
находятся индивидуальная душа и Сверхдуша. Индивидуаль-
ная душа полностью зависит от Сверх души, которая при-
сутствует всюду, даже в атоме. Поскольку все сущее, как
материя, так и дух, полностью зависит от Верховного Госпо-
да, Сваямбхува Ману называет Его здесь бхутаваса. Будучи
кшатрием, Дхрува Махараджа мог бы возразить своему деду
Ману, когда тот потребовал от него прекратить сражаться с
якшами, что кшатрий обязан сражаться с врагами. Предви-
дя это возражение, Ману напомнил Дхруве Махарадже, что
Верховный Господь пребывает в теле каждого живого су-
щества, которое является таким образом храмом Господа,
поэтому умерщвление живых существ без веских оснований
категорически запрещено.
Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: В коммента-
рии к одиннадцатому стиху девятой главы «Бхагавад-ги-
ты» Шрила Прабхупада пишет: «Джива Госвами говорит,
что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы
или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвиж-
ных живых существах, поэтому преданный-неофит, который
сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти,
форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уваже-
ния к другим живым существам, не получает от такого по-
клонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и
неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-
неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божест-
ву, чем другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти
Тхакур предупреждает нас о том, что такое умонастроение
необходимо изменить. Преданный должен видеть, что по-
скольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце
каждого живого существа, тело каждого из них является хра-
мом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы
относимся к храму Господа, мы должны относится к телам
всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэто-
му мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем».
Есть три уровня преданных Господа. Начинающий пре-
данный основное внимание уделяет поклонению Божеству в
храме, а не служению преданным. Вишванатха Чакраварти
Тхакур советует исправить подобный образ мыслей. Предан-
ный должен понять, что, поскольку Кришна находится в серд-
це каждого живого существа как Параматма, тело любого
живого существа следует считать обителью или храмом Все-
вышнего Господа. С тем же почтением, с каким человек от-
носится к храму Господа, он должен относиться к каждому,
в ком находится Параматма. Уважения заслуживает каждый,
и пренебрегать не следует никем.
В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.26) Господь Ришабхадева
поучает Своих сыновей: «Дорогие Мои сыновья, не питайте
злобы ни к кому из живых существ, будь то движущихся или
неподвижных. Знайте, что Я пребываю в каждом из них, и
всегда выражайте им почтение: тем самым вы будете выра-
жать почтение Мне».
Нужно научиться видеть Кришну в сердце каждого жи-
вого существа. В своих комментариях к Одиннадцатой Пес-
ни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами утверждает,
что до тех пор, пока преданный не научится ценить других
преданных, он не в состоянии будет оказывать почтение всем
живым существам.
ачарйам ева харайе
пуджам йах шраддхайехате
на тад-бхактешу чанйешу
са бхактах пракритах смритах
«Преданного, который с верой поклоняется Божеству в хра-
ме, но не ведет себя должным образом по отношению к дру-
гим преданным или к людям вообще, называют пракрита-
бхактой, материалистичным преданным. Это самый низкий
уровень» (Бхаг., 11.2.47).
Джива Госвами говорит, что если каништха-адхикари не
может по достоинству оценить преданных, что уж говорить о
его отношении к обычным людям. До тех пор, пока его уро-
вень сознания не повысится, для проповеди он совершенно
непригоден. Шрила Джива Госвами пишет: иям ча шраддха
на шастрартхадхарана-джата — «Поскольку каништха-ад-
хикари не имеет твердой веры в ведические писания, он не в
состоянии понять возвышенное положение Верховного Гос-
пода, пребывающего в сердце каждого. Поэтому он не может
ощутить истинной любви к Богу, как не может он и понять
возвышенное положение преданных Господа. Кришна очень
привлекателен, и о Его близких спутниках можно сказать то
же самое, но каништха-адхикари понять это не способен.
Отличительная особенность вайшнава в том, что он все-
гда почтителен по отношению к окружающим — аманена
манадена киртания сада харих. Каништха-адхикари этого
качества лишен начисто, однако если он обретет веру в на-
ставления Вед и попытается понять содержание «Бхагавад-
гиты» и «Шримад-Бхагаватам», то со временем ему удастся
достичь второго и даже первого уровня преданного слу-
жения.
В этом комментарии Шрила Джива Госвами говорит, что
человеку, находящемуся на низшей ступени преданного слу-
жения, если он хочет успешно проповедовать, необходимо до-
стичь уровня преданного второго класса. Он должен созна-
вать, что Господь пребывает в сердцах всех живых существ,
и поэтому нужно быть почтительным со всеми. Преданный
видит, что Кришна пребывает в сердце каждого, и поэтому
ему в голову не может прийти, как можно быть грубым и
непочтительным с кем бы то ни было. Дакша полагал, что
равное ко всем живым существам отношение это недостаток
Господа Шивы, заслуживающий порицания, хотя это качест-
во свидетельствовало о его величии. Господь Шива видел, что
Верховный Господь находится в сердцах всех живых существ,
и поэтому он был так добр к ним, сострадателен и почтите-
лен. Господь Шива был готов выразить почтение Дакше даже
после того, как