Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 18

Рупа Госвами говорит,

что человек должен принять духовного учителя и доброволь-

но следовать определенным правилам и предписаниям. До

тех пор, пока человек этому не научится, пока он не разбу-

дит дремлющее в его сердце желание служить Господу, он не

обретет преданное служение. Оно так и останется для него

тайной. Рупа Госвами говорит, что сначала у человека долж-

на появиться шраддха, вера, и он должен с верой слушать о

Кришне в обществе преданных.

нитйа сиддха кришна-према саххйа кабху найа

шраванади-шудха читте карайе удайа

«Чистая любовь к Кршине вечно живет в сердцах живых су-

ществ. Ее нет нужды искать где-то в другом месте. Когда

сердце живого существа очищается слушанием и воспевани-

ем, живое существо пробуждается». Желание служить Госпо-

ду находится в сердце живого существа, но в обусловленном

состоянии оно направлено на удовлетворение материального

тела.

Бхактивинода Тхакур называет отсутствие желания де-

лать что-либо инерцией. На это могут возразить: «Постойте-

ка. Я вынужден работать, чтобы поддерживать тело. Если

у меня пропадает такое желание, то это только хорошо, не

так ли? Это будет означать, что я не привязан к телу. Что

же плохого в такой инертности? Однако Бхактивинода Тха-

кур отвечает на этот вопрос: «Если позволить инертности

завоевать тело и сердце, как тогда совершать преданное слу-

жение?». Затем он продолжает: «Аппатия порождается не-

брежностью. Человек должен неуклонно совершать предан-

ное служение. В «Бхагавад-гите» (6.23-24) Кришна говорит

об этом так:

там видйад духкха-самйога-

вийогам йога-самджнитам

са нишчайена йоктавйо

його нирвинна-четаса

„Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страданий,

возникающих от соприкосновения с материальным. Человек

должен заниматься йогой с решимостью и верой и не от-

клоняться с этого пути"». Бхактивинода Тхакур приводит в

своей книге цитату из «Бхагавад-гиты», и это подобно тому,

как адвокат, представляя дело в суде и стремясь усилить ли-

нию защиты, опирается на прецедент из прошлой практики

суда. Прецедент — очень веский довод, в особенности если

речь идет о решении Верховного Суда. Это обычная практи-

ка судебного разбирательства. Есть прокурор, и есть защит-

ник, и оба они стараются подобрать самые веские аргумен-

ты, чтобы склонить суд вынести решение в их пользу. Но

если, например, адвокату удается отыскать в судебной прак-

тике пример того, как по аналогичному случаю Верховным

Судом был вынесен оправдательный приговор, дело можно

считать выигранным. Поэтому вайшнавы всегда ссылаются

на свидетельства явленных писаний, которые подобны реше-

ниям Высшего Суда.

Дальше Бхактивинода Тхакур цитирует комментарий

Шрилы Баладевы Видьябхушаны к этому стиху «Бхагавад-

гиты». Вайшнавская литература совершенна, потому что в

ней всегда цитируют высших авторитетов. Когда Арджуна,

выслушав наставления, данные ему Кришной, осознал, что

Кришна — Верховный Господь, он произнес следующие сло-

ва: «Кришна, Ты — Верховная Божественная Личность, ко-

нечная обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты — веч-

ная, трансцендентная, изначальная личность, нерожденный,

величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Аси-

та, Девала и Вьяса подтверждают эту истину о Тебе, и те-

перь Ты Сам объявляешь это мне» (Б.-г., 10.12-13).

Все, что говорят вайшнавы, соответствует сиддханте.

Суть их наставлений одинакова, хотя детали могут отичаться,

потому что они дают наставления в соответствии со вре-

менем, местом и обстоятельствами. Поэтому, когда человек

приходит к пониманию истины, он вспоминает наставления

ачарий: «Так говорил Баладева Видьябхушана, так говорил

Бхактивинода Тхакур, так утверждал Рупа Госвами». Он ви-

дит: все они говорили об одном и том же, все провозглашали

одну истину. Поскольку эти вайшнавы уже достигли совер-

шенства, и авторитетность их суждений признана всеми, че-

ловек, замечая, как его выводы совпадают с их утверждени-

ями, обретает то же понимание, что и они.

Итак, Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует коммен-

тарий Шрилы Баладевы Видьябхушаны к «Бхагавад-гите»

(6.23-24) атманйа йогйатва-мананам нирведас тад рахитена

четаса — «Человеку все равно, способен он или нет на ту

или иную работу». Бхактивинода Тхакур объясняет, что зна-

чит быть равнодушным к материальной деятельности. Он

имеет в виду, что человеку безразлична деятельность, к ко-

торой он не способен, но это не значит, что он отказывается

работать вообще. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.7) Кришна

говорит Уддхаве о бхакти-йоге:

нирвиннанам джнана-його

нийасинам иха кармасу

теше анирвина-читтанам

карма-йогас ту карминам

«Из этих трех путей гъяна-йога, путь философских размыш-

лений рекомендуют тем, кто испытывает отвращение к ма-

териальному телу. Те же, кому материальная жизнь еще не

опротивела, у кого еще много желаний, ожидающих своего

исполнения, должны искать совершенства на пути карма-йо-

ги. Если же, так или иначе, человеку повезет и он разовьет в

себе веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, не

привязываясь к материальной жизни и не испытывая к ней

омерзения, он должен искать совершенства на пути бхакти-

йоги».

Бхактивинода Тхакур говорит в своей книге: «Что кроме

полного безразличия могут чувствовать люди, которые ма-

териальной деятельностью интересоваться уже перестали, а

с духовной пока не соприкоснулись?» Это очень важно. На-

пример, человек может сказать: «У меня нет побуждений ра-

ботать. Мне не хочется ничего делать, потому что работать

для удовлетворения чувств, чтобы поддерживать материаль-

ное тело, которое является источником одних страданий и

беспокойств я смысла не вижу. Я не испытываю ни малей-

шего желания работать, и мне опротивела и материальная

жизнь, и мое материальное тело». Порой люди действитель-

но чувствуют равнодушие к материальной жизни и утрачи-

вают всякое желание делать что бы то ни было. Но это во-

все не значит, что они достигли духовной зрелости, потому

что, во-первых, они не понимают, что такое духовная жизнь,

и во-вторых, потому что желания присущи душе и равноду-

шие к материальной жизни, вызванное разочарованием, не

продлится долго.

Вайшнав почтителен со всеми

Каунас, сентябрь 1995 года

«Шримад-Бхагаватам», 4.11.11

«Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце

живых существ —

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16