Рупа Госвами говорит,
что человек должен принять духовного учителя и доброволь-
но следовать определенным правилам и предписаниям. До
тех пор, пока человек этому не научится, пока он не разбу-
дит дремлющее в его сердце желание служить Господу, он не
обретет преданное служение. Оно так и останется для него
тайной. Рупа Госвами говорит, что сначала у человека долж-
на появиться шраддха, вера, и он должен с верой слушать о
Кришне в обществе преданных.
нитйа сиддха кришна-према саххйа кабху найа
шраванади-шудха читте карайе удайа
«Чистая любовь к Кршине вечно живет в сердцах живых су-
ществ. Ее нет нужды искать где-то в другом месте. Когда
сердце живого существа очищается слушанием и воспевани-
ем, живое существо пробуждается». Желание служить Госпо-
ду находится в сердце живого существа, но в обусловленном
состоянии оно направлено на удовлетворение материального
тела.
Бхактивинода Тхакур называет отсутствие желания де-
лать что-либо инерцией. На это могут возразить: «Постойте-
ка. Я вынужден работать, чтобы поддерживать тело. Если
у меня пропадает такое желание, то это только хорошо, не
так ли? Это будет означать, что я не привязан к телу. Что
же плохого в такой инертности? Однако Бхактивинода Тха-
кур отвечает на этот вопрос: «Если позволить инертности
завоевать тело и сердце, как тогда совершать преданное слу-
жение?». Затем он продолжает: «Аппатия порождается не-
брежностью. Человек должен неуклонно совершать предан-
ное служение. В «Бхагавад-гите» (6.23-24) Кришна говорит
об этом так:
там видйад духкха-самйога-
вийогам йога-самджнитам
са нишчайена йоктавйо
його нирвинна-четаса
„Поистине, это и есть настоящая свобода от всех страданий,
возникающих от соприкосновения с материальным. Человек
должен заниматься йогой с решимостью и верой и не от-
клоняться с этого пути"». Бхактивинода Тхакур приводит в
своей книге цитату из «Бхагавад-гиты», и это подобно тому,
как адвокат, представляя дело в суде и стремясь усилить ли-
нию защиты, опирается на прецедент из прошлой практики
суда. Прецедент — очень веский довод, в особенности если
речь идет о решении Верховного Суда. Это обычная практи-
ка судебного разбирательства. Есть прокурор, и есть защит-
ник, и оба они стараются подобрать самые веские аргумен-
ты, чтобы склонить суд вынести решение в их пользу. Но
если, например, адвокату удается отыскать в судебной прак-
тике пример того, как по аналогичному случаю Верховным
Судом был вынесен оправдательный приговор, дело можно
считать выигранным. Поэтому вайшнавы всегда ссылаются
на свидетельства явленных писаний, которые подобны реше-
ниям Высшего Суда.
Дальше Бхактивинода Тхакур цитирует комментарий
Шрилы Баладевы Видьябхушаны к этому стиху «Бхагавад-
гиты». Вайшнавская литература совершенна, потому что в
ней всегда цитируют высших авторитетов. Когда Арджуна,
выслушав наставления, данные ему Кришной, осознал, что
Кришна — Верховный Господь, он произнес следующие сло-
ва: «Кришна, Ты — Верховная Божественная Личность, ко-
нечная обитель, чистейший, Абсолютная Истина. Ты — веч-
ная, трансцендентная, изначальная личность, нерожденный,
величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Аси-
та, Девала и Вьяса подтверждают эту истину о Тебе, и те-
перь Ты Сам объявляешь это мне» (Б.-г., 10.12-13).
Все, что говорят вайшнавы, соответствует сиддханте.
Суть их наставлений одинакова, хотя детали могут отичаться,
потому что они дают наставления в соответствии со вре-
менем, местом и обстоятельствами. Поэтому, когда человек
приходит к пониманию истины, он вспоминает наставления
ачарий: «Так говорил Баладева Видьябхушана, так говорил
Бхактивинода Тхакур, так утверждал Рупа Госвами». Он ви-
дит: все они говорили об одном и том же, все провозглашали
одну истину. Поскольку эти вайшнавы уже достигли совер-
шенства, и авторитетность их суждений признана всеми, че-
ловек, замечая, как его выводы совпадают с их утверждени-
ями, обретает то же понимание, что и они.
Итак, Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует коммен-
тарий Шрилы Баладевы Видьябхушаны к «Бхагавад-гите»
(6.23-24) атманйа йогйатва-мананам нирведас тад рахитена
четаса — «Человеку все равно, способен он или нет на ту
или иную работу». Бхактивинода Тхакур объясняет, что зна-
чит быть равнодушным к материальной деятельности. Он
имеет в виду, что человеку безразлична деятельность, к ко-
торой он не способен, но это не значит, что он отказывается
работать вообще. В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.7) Кришна
говорит Уддхаве о бхакти-йоге:
нирвиннанам джнана-його
нийасинам иха кармасу
теше анирвина-читтанам
карма-йогас ту карминам
«Из этих трех путей гъяна-йога, путь философских размыш-
лений рекомендуют тем, кто испытывает отвращение к ма-
териальному телу. Те же, кому материальная жизнь еще не
опротивела, у кого еще много желаний, ожидающих своего
исполнения, должны искать совершенства на пути карма-йо-
ги. Если же, так или иначе, человеку повезет и он разовьет в
себе веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, не
привязываясь к материальной жизни и не испытывая к ней
омерзения, он должен искать совершенства на пути бхакти-
йоги».
Бхактивинода Тхакур говорит в своей книге: «Что кроме
полного безразличия могут чувствовать люди, которые ма-
териальной деятельностью интересоваться уже перестали, а
с духовной пока не соприкоснулись?» Это очень важно. На-
пример, человек может сказать: «У меня нет побуждений ра-
ботать. Мне не хочется ничего делать, потому что работать
для удовлетворения чувств, чтобы поддерживать материаль-
ное тело, которое является источником одних страданий и
беспокойств я смысла не вижу. Я не испытываю ни малей-
шего желания работать, и мне опротивела и материальная
жизнь, и мое материальное тело». Порой люди действитель-
но чувствуют равнодушие к материальной жизни и утрачи-
вают всякое желание делать что бы то ни было. Но это во-
все не значит, что они достигли духовной зрелости, потому
что, во-первых, они не понимают, что такое духовная жизнь,
и во-вторых, потому что желания присущи душе и равноду-
шие к материальной жизни, вызванное разочарованием, не
продлится долго.
Вайшнав почтителен со всеми
Каунас, сентябрь 1995 года
«Шримад-Бхагаватам», 4.11.11
«Каништха-адхикари не видит Кришну в сердце
живых существ —