Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 17

последний игрок совпадает с тем,

что назвал первый. Однако чтобы ученическая последова-

тельность могла считаться авторитетной, суть изначального

послания, которое дал Господь Кришна, должна сохраниться

неизменной. Поэтому, хотя ачаръи в ученической последо-

вательности пишут множество комментариев к писаниям, в

них непременно должно отразиться изначальное послание,

то, которое дал Кришна. Сутью его является сарва-дхарман

паритйаджйа мам екам таранам враджа — «Оставь все ви-

ды религии и просто предайся Мне» (Б.-г., 18.66).

«Упадешамриту», которую комментирует здесь Бхактиви-

нода Тхакур, написал Рупа Госвами, вайшнав, которого упол-

номочил писать трансцендентную литературу Сам Господь

Чайтанья Махапрабху, и о котором в «Чайтанья-чаритамри-

те» сказано, что Господь Чайтанья вошел в сердце Шрилы

Рупы Госвами. Что бы ни написал Рупа Госвами, всегда в

точности соотвествует учению парампары. В таких случаях

говорят, что человек постиг сиддханту — заключительный

вывод, высшую суть всех знаний. Рупа Госвами был способен

представлять сиддханту. Поэтому мы принимаем его слова

как трансцендентную истину и считаем что они так же хо-

роши, как если бы их произнес Верховный Господь. Бхакти-

винода Тхакур объясняет в своей «Бхактьялоке» слова Рупы

Госвами, и поэтому он тоже представляет сиддханту. Там,

где мы найдем это уместным, мы будем обсуждать коммен-

тарии Бхактивиноды Тхакура, и таким образом наслаждать-

ся нектаром, который он оставил для нас.

Раздел «Шесть качеств, благоприятствующих развитию

бхакти» «Бхактьялоки» начинается с описания утсахи, эн-

тузиазма, и Бхактивинода Тхакур посвящает этой теме це-

лую главу. Мы порой путаем энтузиазм со страстью, оши-

бочно полагая, что энтузиаст — это крайне занятой человек,

который мечется весь день, как белка в колесе. Но, если при-

нять во внимание определение, которое дают Рупа Госвами и

Бхактивинода Тхакур, это вовсе не обязательно должно быть

именно так.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что без утсахи, энтузи-

азма, преданный, поклоняясь Господу, становится небрежен.

Небрежность в поклонении Господу появляется в человеке,

когда он бездеятелен, аппатичен и безразличен. А собствен-

но бездеятельность проявляется как лень и вялость (инерт-

ность). В физике инертность означает, что тело, находяще-

еся в покое, имеет тенденцию в нем оставаться, даже если

к телу прикладывают извне силу, чтобы сдвинуть его с мес-

та. Со стороны тела, таким образом, имеет место противо-

действие. Когда называют инертным человека, тоже имеют

в виду, что он оказывает противодействие влиянию извне.

Примеров тому множество. Прахлада Махарадж в Седьмой

песни «Шримад-Бхагаватам»:

матир на кришне паратах свато ва

митхо `бхипадйета гриха-вратанам

аданта-гобхир вишатам тамисрам

пунах пунаш чарвита-чарвананам

«Людям, которые жаждут погрузится в обманчивое мате-

риальное счастье, не помогут понять Кришну ни наставле-

ния учителей, ни самоосознание, ни диспуты. Необузданные

чувства увлекут их в темнейшие районы невежества, и они

так и будут, словно безумные, жевать пережеванное» (Бхаг.,

7.5.30-32). Когда человек получает хорошие наставления, но

ничего не меняет в своей жизни, это свидетельствует о его

инертности. Порой он даже прилагает какие-то усилия, но все

остается по-старому. Это происходит потому, что он слишком

привязан — как тот человек в лодке, который гребет, не по-

кладая рук при спущеном якоре. Со стороны его активность

может произвести впечатление, однако до тех пор, пока он

не поднимет якорь, лодка не сдвинется с места. Он чересчур

привязан к земле, и поэтому, хотя он гребет с завидным усер-

дием, заякоренная лодка останется там, где она есть. Точно

так же человек, который слишком привязан к удовлетворе-

нию чувств, не меняется, даже если получает хорошие на-

ставления. Бхактивинода Тхакур говорит: «Бездеятельность

проявляется как лень и инертность. Однако, если у человека

есть энтузиазм, лень и инертность исчезают». Поэтому, если

человек хочет выбраться из состояния бездеятельности, для

него важно воспитать в себе это качество — энтузиазм.

Бхактивинода Тхакур говорит: «Когда ничего не хочет-

ся делать, то это проявление инертности. Инертность проти-

воречит природе души. Если человек позволяет инертности

поселиться в своем сердце и теле, как тогда он будет слу-

жить Господу с преданностью?» Дух всегда деятелен. В чем

же выражается эта вечная деятельность души? В желаниях.

Они извечно присущи душе и неотделимы от нее. Душа веч-

на — она не рождается, не умирает, всегда существовала и

всегда будет существовать. Кришна объясняет в «Бхагавад-

гите» (3.5), что ни одно живое существо не может остано-

вить деятельность даже на мгновение. Кришна не имеет в ви-

ду материальное тело живого существа, Он говорит о самом

живом существе, о душе. Она всегда действует, потому что

таково ее свойство. Когда человек спит, его тело неподвиж-

но, однако душа сохраняет активность, и мы видим сны. По-

этому Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что инертность

противоречит природе духа. Если человек бездеятелен, он не

сможет продвигаться на пути преданного служения. Господу

можно служить только по доброй воле, однако если человек

этого не хочет, как он будет развивать в себе преданность?

Преданное служение начинается, когда человек приходит к

выводу: «Я должен служить Кришне». Если он делает что-то

для Кришны по принуждению, это не преданное служение.

Служение должно быть только добровольным. Могут спро-

сить: «Зачем же тогда столько правил и регулирующих нашу

жизнь предписаний? Поскольку преданное служение добро-

вольно, забудем о правилах и принципах, и будем действо-

вать, как хотим». Однако правила и предписания как раз и

призваны пробудить в нас изначально присущее нам, дрем-

лющее желание доставлять Господу радость. Сейчас это же-

лание не проявляется в нас, потому что его заглушило дру-

гое желание — доставлять удовольствие материальному телу.

Чтобы возродить его, необходимо соблюдать определенные

правила и предписания, и соблюдать их добровольно.

Садхана-бхакти — начальный этап в развитии преданно-

го служения, и его должен пройти каждый, кто хочет под-

няться до уровня преданного служения. В «Бхакти-расамри-

та-синдху» («Нектар преданности»)

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15