Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Милость в наставлениях, том 2 - Страница 16

заслуга. Без милости у нас нет никакой надежды занять-

ся преданным служением. Но, как мы уже на днях говорили,

чтобы суметь принять эту милость, нужно получить необхо-

димую квалификацию. Мы не должны дожидаться милости,

сложа руки, и мечтать, что все произойдет само собой. Так

милости не видать. Господь Капила, обращаясь к Девахути,

говорит:

та эте садхавах садхви

сарва-санга-виварджитах

сангас теше атха те прартхйах

санга-доша-хара хи те

«О Моя мать, о добродетельная женщина, я перечислил те-

бе качества великих преданных, свободных от всех матери-

альных привязанностей. Ты должна стремиться к общению

с этими святыми людьми, ибо только привязанность к ним

поможет тебе избавиться от пагубного влияния материаль-

ных привязанностей» (Бхаг., 3.25.24).

Мы не должны ждать, пока к нам придет милость, мы

сами должны к ней идти. Мы находим милость благодаря

тому, что слушаем божественные наставления, которые учат

нас, как доставлять удовольствие Кришне. Если мы будем

слушать эти наставления и жить в соответствии с ними, мы

сможем получить милость. «Бхагаватам» подтверждает это.

Служить преданным, полностью свободным от всех пороков,

великое благо. Благодаря этому служению человек обрета-

ет склонность слушать и говорить о Кришне. «Бхагаватам»

утверждает, что оба процесса очень важны, нашта-праешв

абхадрешу нитйам бхагавата-севайа—должно быть как слу-

шание, так и служение. Только следуя обоим процессам, мож-

но надеяться получить милость. Не следует ожидать, что она

появится вдруг, ни с того, ни с сего. Если преданный дейст-

вительно развил в себе желание обрести милость, он поймет,

как ее получить.

Мы должны знать, о чем следует просить возвышенных

вайшнавов. Преданные стремятся услышать о Кришне. Они

не просят вайшнава дать мирские благословения. Материаль-

ные желания не должны касаться их отношений. Преданные

хотят получить самое ценное, что только может быть. Ес-

ли вам позволили обратиться с просьбой к необычайно бо-

гатому человеку, не станете же вы попросить его о какой-то

ерунде. В «Бхагаватам» рассказывается о Кхатванге Маха-

радже. Когда у него появилась возможность получить благо-

словение, он, вспомнив свой опыт материальных разочаро-

ваний отказался от мысли просить о материальном, поэтому

смог достичь возвышенного положения. Если мы просто хо-

тим слушать о Кришне, то мы можем рассчитывать на то

что получим милость.

Энтузиазм

Кишинев, 14 апреля 1999 года

«Бхактъялока» (глава 2.1, «Утсаха»)

«Бхактьялока» Шрилы Бхактивиноды Тхакура предназначе-

на преимущественно для тех, кто уже практикует бхакти ка-

кое-то время. Они, быть может, обнаружат, что в наших бе-

седах, посвященных этой книге, есть очень много созвучного

их личному опыту духовной жизни. Однако и для тех, кто не-

давно вступил или только собирается вступить на путь бхак-

ти, темы, которые затрагивает в своей книги Бхактивинода

Тхакур, могут оказаться животрепещущими. Мы будем сна-

чала читать из «Бхактьялоки», а потом более подробно рас-

смотрим и обсудим прочитанное, и, я надеюсь, каждый най-

дет для себя в этой книге что-нибудь полезное.

«Бхактьялока» представляет собой комментарий Бхакти-

виноды Тхакура (одного из вайшнавских ачарий) на «Упа-

дешамриту» Рупы Госвами. Шрила Рупа Госвами расска-

зывает о шести качествах, благоприятных для преданного

служения и о шести качествах, неблагоприятных для предан-

ного служения.

утсахан ншичайад дхаирьят тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати

«Существует шесть качеств, благоприятных для преданного

служения: утсаха, энтузиазм; нишчая, способность действать

с убежденностью; дхаиръя, терпение; тат-тат карма-пра-

вартана, способность действовать в соответствии с регу-

лирующими принципами [такими как шраванам, киртанам,

вишну смаранам — слушать о Кришне, повторять его имена,

помнить о Нем]; санга-тъяга, избегать общества непредан-

ных; сато-вритте, или садху-вритти, следовать по стопам

предыдущих ачарий» («Упадешамрита», 3). Шрила Бхактиви-

нода Тхакур объясняет, что эти шесть качеств без сомнения

позволят преданному достичь полного успеха на пути к чис-

тому преданному служению.

Стих, который мы прочли, написал Шрила Рупа Госвами,

а комментарий к нему — Бхактивинода Тхакур. Мы же бу-

дем, в свою очередь, обсуждать комментарий Бхактивиноды

Тхакура. Таков принцип ученической преемственности: по-

следовательное развитие и углубление знаний, полученных от

предшествующего ачаръи. Вспомним историю возникновения

«Шримад-Бхагаватам» — сначала было всего четыре стиха.

Однако взгляните на него сейчас — он насчитывает немало

томов. Как так случилось, что четыре стиха разрослись до

такого объема, и как вышло, что «Шримад-Бхагаватам» на-

считывает теперь восемнадцать тысяч стихов? Четыре пер-

вых стиха прозвучали в сердце Брахмы, первого из живых

существ, обретших ведическую мудрость. Господь Брахма

развил их содержание и передал это знание Нараде. Нара-

да, в свою очередь, еще больше развил полученное им от

Брахмы знание и передал его Вьясе. Так поступали все наши

ачаръи — они получали знание от предшествующего ачаръи,

развивали его и передавали последователям, преподнося его

так, чтобы это соответствовало месту, времени и обстоятель-

ствам, в которых находятся его слушатели.

Разумеется, суть послания ни при каких обстоятельствах

не должна меняться, и сохранение послания в неприкосновен-

ности — смысл существования ученической преемственнос-

ти. Если же, в результате последовательных комментариев и

толкований, суть послания утрачивается, то связь с Верхов-

ным Господом тоже теряется. Кришна говорит Арджуне:

евам парампара-праптам

имам раджаршайо-видух

са каленеха махата

його настах парантапа

«Эта высшая наука передавалась по цепи ученической после-

довательности, и так познавалаи ее праведные цари. Со вре-

менем эта цепь была нарушена, и потому сущность знания

кажется сейчас утраченной» (Б.-г., 4.2).

Иными словами, хотя изначальное послание дал Криш-

на, суть его была утеряна. Помню, когда я был ребенком,

мы играли в игру, которая называлась «испорченный теле-

фон». Все садятся вряд, и первый говорит на ухо своему со-

седу какое-нибудь слово, а тот повторяет его своему соседу

и так далее. Последний в ряду произносит слово вслух. Ин-

тересно бывает сравнить, что было в начале, и что получа-

ется в конце. Очень наглядный пример. Отнюдь не всегда

то слово, что произносит

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14