заслуга. Без милости у нас нет никакой надежды занять-
ся преданным служением. Но, как мы уже на днях говорили,
чтобы суметь принять эту милость, нужно получить необхо-
димую квалификацию. Мы не должны дожидаться милости,
сложа руки, и мечтать, что все произойдет само собой. Так
милости не видать. Господь Капила, обращаясь к Девахути,
говорит:
та эте садхавах садхви
сарва-санга-виварджитах
сангас теше атха те прартхйах
санга-доша-хара хи те
«О Моя мать, о добродетельная женщина, я перечислил те-
бе качества великих преданных, свободных от всех матери-
альных привязанностей. Ты должна стремиться к общению
с этими святыми людьми, ибо только привязанность к ним
поможет тебе избавиться от пагубного влияния материаль-
ных привязанностей» (Бхаг., 3.25.24).
Мы не должны ждать, пока к нам придет милость, мы
сами должны к ней идти. Мы находим милость благодаря
тому, что слушаем божественные наставления, которые учат
нас, как доставлять удовольствие Кришне. Если мы будем
слушать эти наставления и жить в соответствии с ними, мы
сможем получить милость. «Бхагаватам» подтверждает это.
Служить преданным, полностью свободным от всех пороков,
великое благо. Благодаря этому служению человек обрета-
ет склонность слушать и говорить о Кришне. «Бхагаватам»
утверждает, что оба процесса очень важны, нашта-праешв
абхадрешу нитйам бхагавата-севайа—должно быть как слу-
шание, так и служение. Только следуя обоим процессам, мож-
но надеяться получить милость. Не следует ожидать, что она
появится вдруг, ни с того, ни с сего. Если преданный дейст-
вительно развил в себе желание обрести милость, он поймет,
как ее получить.
Мы должны знать, о чем следует просить возвышенных
вайшнавов. Преданные стремятся услышать о Кришне. Они
не просят вайшнава дать мирские благословения. Материаль-
ные желания не должны касаться их отношений. Преданные
хотят получить самое ценное, что только может быть. Ес-
ли вам позволили обратиться с просьбой к необычайно бо-
гатому человеку, не станете же вы попросить его о какой-то
ерунде. В «Бхагаватам» рассказывается о Кхатванге Маха-
радже. Когда у него появилась возможность получить благо-
словение, он, вспомнив свой опыт материальных разочаро-
ваний отказался от мысли просить о материальном, поэтому
смог достичь возвышенного положения. Если мы просто хо-
тим слушать о Кришне, то мы можем рассчитывать на то
что получим милость.
Энтузиазм
Кишинев, 14 апреля 1999 года
«Бхактъялока» (глава 2.1, «Утсаха»)
«Бхактьялока» Шрилы Бхактивиноды Тхакура предназначе-
на преимущественно для тех, кто уже практикует бхакти ка-
кое-то время. Они, быть может, обнаружат, что в наших бе-
седах, посвященных этой книге, есть очень много созвучного
их личному опыту духовной жизни. Однако и для тех, кто не-
давно вступил или только собирается вступить на путь бхак-
ти, темы, которые затрагивает в своей книги Бхактивинода
Тхакур, могут оказаться животрепещущими. Мы будем сна-
чала читать из «Бхактьялоки», а потом более подробно рас-
смотрим и обсудим прочитанное, и, я надеюсь, каждый най-
дет для себя в этой книге что-нибудь полезное.
«Бхактьялока» представляет собой комментарий Бхакти-
виноды Тхакура (одного из вайшнавских ачарий) на «Упа-
дешамриту» Рупы Госвами. Шрила Рупа Госвами расска-
зывает о шести качествах, благоприятных для преданного
служения и о шести качествах, неблагоприятных для предан-
ного служения.
утсахан ншичайад дхаирьят тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех шадбхир бхактих прасидхйати
«Существует шесть качеств, благоприятных для преданного
служения: утсаха, энтузиазм; нишчая, способность действать
с убежденностью; дхаиръя, терпение; тат-тат карма-пра-
вартана, способность действовать в соответствии с регу-
лирующими принципами [такими как шраванам, киртанам,
вишну смаранам — слушать о Кришне, повторять его имена,
помнить о Нем]; санга-тъяга, избегать общества непредан-
ных; сато-вритте, или садху-вритти, следовать по стопам
предыдущих ачарий» («Упадешамрита», 3). Шрила Бхактиви-
нода Тхакур объясняет, что эти шесть качеств без сомнения
позволят преданному достичь полного успеха на пути к чис-
тому преданному служению.
Стих, который мы прочли, написал Шрила Рупа Госвами,
а комментарий к нему — Бхактивинода Тхакур. Мы же бу-
дем, в свою очередь, обсуждать комментарий Бхактивиноды
Тхакура. Таков принцип ученической преемственности: по-
следовательное развитие и углубление знаний, полученных от
предшествующего ачаръи. Вспомним историю возникновения
«Шримад-Бхагаватам» — сначала было всего четыре стиха.
Однако взгляните на него сейчас — он насчитывает немало
томов. Как так случилось, что четыре стиха разрослись до
такого объема, и как вышло, что «Шримад-Бхагаватам» на-
считывает теперь восемнадцать тысяч стихов? Четыре пер-
вых стиха прозвучали в сердце Брахмы, первого из живых
существ, обретших ведическую мудрость. Господь Брахма
развил их содержание и передал это знание Нараде. Нара-
да, в свою очередь, еще больше развил полученное им от
Брахмы знание и передал его Вьясе. Так поступали все наши
ачаръи — они получали знание от предшествующего ачаръи,
развивали его и передавали последователям, преподнося его
так, чтобы это соответствовало месту, времени и обстоятель-
ствам, в которых находятся его слушатели.
Разумеется, суть послания ни при каких обстоятельствах
не должна меняться, и сохранение послания в неприкосновен-
ности — смысл существования ученической преемственнос-
ти. Если же, в результате последовательных комментариев и
толкований, суть послания утрачивается, то связь с Верхов-
ным Господом тоже теряется. Кришна говорит Арджуне:
евам парампара-праптам
имам раджаршайо-видух
са каленеха махата
його настах парантапа
«Эта высшая наука передавалась по цепи ученической после-
довательности, и так познавалаи ее праведные цари. Со вре-
менем эта цепь была нарушена, и потому сущность знания
кажется сейчас утраченной» (Б.-г., 4.2).
Иными словами, хотя изначальное послание дал Криш-
на, суть его была утеряна. Помню, когда я был ребенком,
мы играли в игру, которая называлась «испорченный теле-
фон». Все садятся вряд, и первый говорит на ухо своему со-
седу какое-нибудь слово, а тот повторяет его своему соседу
и так далее. Последний в ряду произносит слово вслух. Ин-
тересно бывает сравнить, что было в начале, и что получа-
ется в конце. Очень наглядный пример. Отнюдь не всегда
то слово, что произносит